Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ

Сейчас в российской прессе проходит акция в поддержку Международного Центра Рерихов (г. Москва) по защите наследия семьи Рерихов. Отрадно, что лучшие люди страны не остались в стороне. Видно, что в России постепенно формируется новая сила – движение последователей миротворческих идей Н.К. Рериха. Число последователей, в общем, пока не очень велико – но это, на наш взгляд, та идейная основа, которой суждено определить будущее российского государства

 

В связи с этим хотим напомнить факт из жизни и творчества Николая Рериха, неизвестный широким кругам населения – в том числе и чиновникам, решающим судьбу рериховского наследия.

В начале прошлого века Н.К. Рерих основал в США ряд общественных культурно-просветительских Учреждений: Институт Объединённых Искусств, Международный Художественный Центр и Музей, в котором были представлены до тысячи художественных произведений живописца, а также бесценные археологические коллекции, научные и художественные экспонаты, которые были привезены из Центрально-Азиатской экспедиции. 29-этажное здание Музея Рериха – Дом Мастера, Храм искусства и культуры – успели посетить более 250 тысяч человек за его более чем десятилетнюю деятельность.

 

29-этажный небоскрёб на Риверсайд Драйв, 310

29-этажный небоскрёб на Риверсайд Драйв, 310

 

Все Учреждения создавались Н.К. Рерихом как общественные – на его собственные средства и добровольные пожертвования друзей; часть картин Николай Константинович передал в дар американскому народу.

Президентом Учреждений и доверенным лицом Рерихов был Л. Хорш; в 1935 году он, в отсутствие художника, путём доносов, клеветы и махинаций с подложными документами, захватил, объявив своей частной собственностью, всё имущество Учреждений, в том числе и все картины Н.К. Рериха.

Затянувшийся на несколько лет судебный процесс не восстановил справедливость. Американский суд, подстрекаемый некоторыми из министров правительства США, вынес окончательное решение в пользу грабителя – при полном безразличии общественности. Этот акт вандализма вписал мрачную страницу в историю мировой культуры…

 

 Н.К. Рерих и С.Н. Рерих на церемонии открытия выставки в 29-этажном здании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, 1929 г.

Н.К. Рерих и С.Н. Рерих на церемонии открытия выставки в 29-этажном здании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, 1929 г.

 

Какова же судьба картин Николая Рериха на его родине, в России, куда в 1990 году его младший сын Святослав Николаевич передал культурно-художественное наследие семьи Рерихов, хранителем которого, согласно воле художника, сейчас является МЦР?

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха постоянно борется с посягательствами на здание музея – усадьбу Лопухиных, переданную в аренду МЦР на 49 лет. И другой факт – 288 картин Николая и Святослава Рерихов в буквальном смысле слова захвачены Музеем Востока и не экспонируются широко для посетителей.

То, что ограбление Рерихов в США под прикрытием американского правосудия стало возможным, нас не удивляет. Но правомерно провести здесь параллель – разве не то же самое происходит с наследием художника на его родине? Корыстолюбие и грабительство – пороки общечеловеческие, они носят, к сожалению, характер интернациональный. Но как стало возможно, что безнаказанно попираются святыни, составляющие национальную гордость России?

Это происходит лишь от непонимания значения личности Н.К. Рериха. Да, он – не только всемирно известный художник, но и выдающийся мыслитель; его идеи принадлежат миру, он – общественный деятель планетарного масштаба.

Однако в нашей стране ни обществом, ни во властных структурах не осознана особая Миссия Рерихов именно для России. Здесь мы касаемся темы, которая до сих пор питает клеветнические измышления и кривотолки вокруг имени Н.К. Рериха.

Но уже пришло время понять реальность исторического факта – Николай Константинович Рерих является Посланником Высших Сил. И до тех пор, пока этот факт не осмыслен обществом глубоко и всесторонне, – духовное пространство России грозит превратиться со временем в пустыню.

Напомним, Н.К. Рерих, будучи в Москве в 1926 году, передал Г.В. Чичерину и А.В. Луначарскому Письмо большевикам от Имени Братьев человечества – Невидимого Международного Правительства. Правительства, ведущего людей Земли невидимо, но явно и твёрдо к Новому Миру. Тогдашнему Советскому руководству была предложена через Н.К. Рериха помощь в строительстве новой страны. Однако эту помощь большевики не приняли, а сам художник, уехав из России, в Монголии чудом избежал ареста. И, как следствие, в России на долгие годы воцарился мрак духовного застоя…

Всемирность Миссии Н.К. Рериха и роль России в жизни планеты, конечно, будут осознаны в грядущем.

 Н.К. Рерих

Н.К. Рерих

 

Н.К. Рерих, по словам Махатм, от Имени которых художник передал историческое Послание большевикам, заложил основы Нового Мира – «Эволюция планеты получила мощный импульс… но огромное поле незримой деятельности его духа ещё будет давать свои огненные следствия на протяжении многих столетий» (Грани Агни Йоги).

Нынешняя Россия не должна повторять ошибок прошлого. Основные идеи Н.К. Рериха необходимо осознавать и претворять в жизнь сейчас. Безотлагательно должны быть выполнены требования общественности: передать в бессрочное и безвозмездное пользование МЦР усадьбу Лопухиных и вернуть захваченные Музеем Востока 288 картин Николая и Святослава Рерихов их законному владельцу, Международному Центру Рерихов, согласно завещанию Святослава Николаевича Рериха.

 

Пришло время принятия, изучения, усвоения и претворения в жизнь идей великого Мастера.

 

Тамара ИВАНОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"