Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
НАЗАД – В БУДУЩЕЕ, ИЛИ ПОД ЗНАКОМ МАЙТРЕЙИ
Неисповедимы пути Господни – и наша познавательно-деловая поездка в Бурятию и Монголию трансформировалась в паломничество по святым местам буддизма: древние дацаны и храмы, экзотические культовые принадлежности древнеламаистской атрибутики, поражающие свирепостью внешних форм, за которыми скрываются космологические тайны бытия, существующие вне ограничений времени и пространства. Мы искали встречи с Буддой Майтрейей – Будущим Буддой, Великим Водителем народов Земли. При Нём – так гласят старинные буддийские хроники – установится Царство Справедливости, все люди будут жить счастливо в мире и согласии, уничтожится на планете ненависть, злоба, исчезнут войны, а в сердца людские войдут добро, стремление к самосовершенствованию, радость и безграничная любовь. Сам Будда Майтрейя воплотится на Земле! – тогда Боги и Светлые Ангелы будут жить среди обновлённого, сияющего человечества. Поэтому на Востоке идея прихода Времени Майтрейи так необыкновенно почитаема. Среди скульптур знаменитых на весь мир мастеров Цыбикова и Занабазара особое место отводится Будде будущего, Водителю Небесных Сил и земного человечества. Великого Майтрейю отличить от всего огромного многообразия всевозможных будд-святых легко. Его изображают не восседающим безмятежно на лотосе в позе созерцания, а сидящим со спущенными ногами или стоящим – образно, спешащим к человечеству, погрязшему в собственных грехах, — чтобы помочь спастись как можно большему числу людей, ведь на нынешний день лишь единицы среди нас соответствуют уровню нравственных качеств и тонкой энергетики жителей Новой Эпохи Сотрудничества и Соборности. И было сказано: «Мы дойдём при молнии духа, когда золото солнца вспыхнет внутри нас, поражая неправду»… Наш путь в Монголию лежал через Улан-Удэ – в Улан-Батор, где в бескрайних степных просторах живёт своей уединённой жизнью знаменитый дацан-монастырь Эрдэни-Дзу (г. Харахорин, Монголия). По легенде, ламы здесь получили когда-то важное сообщение от таинственного посольства, спешно прибывшего ночной порой из Заповеданной Страны… И этот дацан имеет какую-то непосредственную связь с именем Владыки Майтрейи. Также несколько задач – деловых встреч – надо было нам осуществить и в Улан-Удэ и в Монголии, но всё-таки главным и непременным ставилось посещение этого древнего монастыря.
Под синим небом Бурятии Улан-Удэ встретил нас жарким праздничным солнцем, обилием ярких цветов и зелени, приветливыми улыбками жителей столицы Бурятии. Здесь нам необходимо было оформить визы для пересечения границы, чтобы потом через 12 часов езды на автобусе оказаться в центре соседней Монголии. Поэтому и знакомство с гостеприимным бурятским народом оказалось ступенью к дальнейшим нашим приключениям и встречам. Важной такой ступенью стал Государственный музей истории Бурятии. Само здание его с характерной для азиатских построек крышей с чуть загнутыми вверх краями настраивало на будоражащие ощущения первооткрывателей. И ожидания не обманули – весь обширный верхний этаж украшали священные скульптурные изваяния мастера – резчика по дереву Цыбикова, костюмы лам и всевозможная атрибутика Мистерии Цам и старинных буддийских дацанов, которые при советской власти планомерно уничтожались, а священные предметы свозились в музей. Интересные вещи поведала нам смотрительница этого зала – «драгоценной жемчужины» истории Бурятии. Санжи-Цыбик Цыбиков – не просто великий бурятский Мастер – его скульптуры из дерева до сих пор непревзойдённы. Он, обладая утончённым талантом резчика и художника, прошёл полный 16-летний курс обучения буддийской философии и тантрическим знаниям. Получив особое разрешение на право создания божественных образов, Цыбиков сумел показать всё многообразие и богатство буддийского пантеона. С.-Ц. Цыбиков. «Белая Тара» Мастер жил в нашу сложную эпоху – в 1931 году холодной осенней ночью его арестовали и увезли из дома в лёгкой одежде. Когда родственникам удалось навестить его в тюрьме, он отказался от еды и тёплых вещей, объясняя, что нет разницы, где уходить из этого тела, здесь, в тюрьме, или дома. Благословения Будды и Бодхисаттв, созданных им, их защита не позволили воинствующим атеистам убрать его, как безоговорочно уничтожались все ламы, достигшие степени Гобжа. Цыбиков обладал знанием будущего, которое мог демонстрировать только выдающийся буддийский перерожденец.
И вот священные скульптуры работы бурятского мастера-ламы музейщики собрали вместе и выставили в одном большом зале. Начались странные явления – сотрудники стали жаловаться на головную боль и общее недомогание. Обратились за помощью к буддийским священникам. Те объяснили, что все статуи – аллегорически живые существа, и необходимо провести религиозные обряды, чтобы вновь вдохнуть в них жизнь. Разрешение было получено – конечно, все эти события происходили уже в годы перестройки. Ламы вложили в статуи священные мантры и другие культовые атрибуты, освятили необычные музейные экспонаты и весь зал. А потом сюда повалил народ. Особенным интересом эти музейные редкости рук и мысли Цыбикова пользуются у иностранцев, которые часами бродят здесь среди драгоценных танок (их изображения часто встречаются в научных книгах и работах востоковедов), атрибутов Мистерии Цам, скульптур Цыбикова и Занабазара. Служительница музея ещё сказала, что не всех посетителей и музейщиков принимают живущие здесь образы Будд, Тар, Бодхисаттв. И первый такой образ, встречающий человека, впервые зашедшего в зал, – Будда Майтрейя, восседающий на золочёном троне и с благословением вглядывающийся в вас… Что поведала Монголия Следующей важной вехой на пути в Харахорин встал мощнейший буддийский центр Гандан в Улан-Баторе. Он славится своим дацаном и Высшей школой буддийской философии. Главная его достопримечательность – Храм Майтрейи, выполненный в монголо-тибетском стиле, куда стекаются толпы иностранных туристов и монголов. По периметру он небольшой, но в высоту достигает 42 метров. Всё внутреннее пространство храма отдано величественной позолоченной статуе стоящего во весь свой исполинский рост Владыки Будущего, две руки которого сложены на уровне груди в мудру обретения Истины, а две другие – подняты к Небу с аллегорическими предметами Дхармы. Его глаза цвета глубочайшей небесной синевы как будто прозревают сквозь толщу времён то грядущее, откуда Владыка Пришёл и куда Призывает обновлённое человечество…
Статуя Майтрейи в Гандане ...Под ногами статуи Майтрейи в Гандане
Чтобы прикоснуться к буддийским святыням, покоящимся под ногами Великого Майтрейи, и вдохнуть дымок курящихся ароматических палочек, надо сначала пройти по периметру храма «по ходу солнца», крутя поочерёдно вращающиеся барабаны и шепча мантры. Всё убранство здания было отреставрировано и восстановлено в годы перестройки, которую также до сих пор переживает монгольский народ. И эти многочисленные крутящиеся барабаны с характерной нанесённой на них вязью мантрических текстов восстановлены – как мир тесен! – под руководством родного дедушки сопровождавшей меня переводчицы, милой молодой женщины, назвавшейся Сугэ, монголки, волей судьбы живущей в Женеве, а сюда приехавшей погостить у родных. Её 95-летний дед чудом уцелел в годы революционных репрессий и сейчас считается самым высоким учёным ламой Монголии. Бабушка Сугэ по другой родовой линии – из знатной аристократической семьи. Тогда богатые женщины носили очень экстравагантные причёски в виде двух плоских и широких серповидных «кос» из особым образом склеенных волос, украшенных тяжелейшими серебряными подвесками и зажимами с кораллами, очень драгоценными в Монголии. Образы такой причёски и украшений представлены в музее имени Занабазара – для несведущего «косы» в первое мгновение кажутся высоким воротником, оттеняющим голову.
Украшения богатой аристократки Сейчас же современная молодёжь Улан-Батора стремится к западному стилю жизни – миниюбки, наушники в ушах, бесконечные разговоры по мобильному… Лишь степь живёт естественной, слитой с природой жизнью – на огромных пространствах белеют одинокие юрты, около которых неожиданно можно разглядеть японский «крузер», «тарелку»-антенну… Гармонично дополняют этот степной колорит стада, стада, стада: лошади, овцы, коровы, яки. И степные люди заезжают в город – они выпукло-эффектно выделяются на общем стандартно-европейском фоне. В национальном халате и шапке с острым шишаком, в сапогах – ведут себя по-хозяйски уверенно – но это крайне редкое явление. Сейчас многие иностранцы-европейцы интересуются Монголией. А буддизм, его специфика и история – как правило, главная цель их посещений. Поэтому дацаны, храмы, музейные комплексы, Дворец Богд-Хана, последнего монгольского императора, никогда не пустуют. Особенно часто встречаются наши ближайшие соседи китайцы, чувствующие себя там совсем по-домашнему. Но мы отклонились от главного…
…Вехи на нашем пути Всюду попадались нам Знаки Великого Майтрейи. В Музее изящных искусств имени Занабазара, где радует глаз и сердце множество статуй этого непревзойдённого монгольского мастера, удалось встретиться с представителем администрации музея. Тёплая беседа постепенно приобрела очень оживлённый характер, и неожиданно выяснилось, что сотрудники здесь прекрасно осведомлены о творчестве замечательного русского художника Николая Рериха. Мало того, одно из его самобытных произведений висит в стенах музея на почётном месте. Эта картина Николая Константиновича «Великий Всадник» имеет свою историю – путешественник, готовясь в Урге (нынче Улан-Батор) к самому опасному участку маршрута Центрально-Азиатской экспедиции через Тибет, написал её тут и подарил Монгольскому Правительству. Николай Рерих. «Великий Всадник» — Характерный знак Николая Рериха, которым художник обычно помечает свои работы, — пояснила сотрудница, — мы обнаружили на сапоге Великого Всадника. Всадник победно мчится на огненном коне над степями и шатрами Монголии. Почти всё пространство картины в ярких сполохах огня – вообще, это Рериховское полотно сильно напоминает священную буддийскую танку, и Великий Всадник – Владыка Заповеданной Страны Мудрецов Шамбалы, Извещающий народы Монголии о скором пришествии Новой Эпохи, Эпохи Огня, эпохи огненных космических энергий. …В музее-монастыре Чойджина-Ламы (Choijin Lama) мы увидели бронзовую фигуру легендарного Коня Счастья, на седле у него покоится стилизованное под сполох пламени Сокровище Чинтамани. Знамение о Коне снова возвещает народам о Великом Приходе: спустится в заповеданное время с высоких гор Гималаев Белый Конь и принесёт людям Сокровище, исполняющее желания… Конь Счастья Этот музей – чудом сохранившийся в лихие советские годы дацан – особенно почитаем среди монголов-верующих. Люди приходят сюда молиться и очищаться от грехов. Здесь установлена в Святая Святых статуя восседающего на троне Ламы Чойджина, в неё вложен пепел от кремации этого монгольского святого. Занабазар. «Стоящий Майтрейя» На территории монастыря-музея несколько небольших павильонов, выполненных по канонам буддийской религиозной архитектуры. В одном из них опять безмерно восхищают великолепнейшие, утончённые ваяния рук и гения Занабазара; и вновь среди позолоченных бронзовых скульптур – Будда Майтрейя. Тут есть павильон, о котором без содрогания не расскажешь. В нём собраны свидетельства (в художественной форме) страшных и жестоких деяний человеческих, а статуи богов там особо свирепы и кровожадны. Но вдруг среди всех этих ужасов – светлая танка божества Ушнишавиджая. Оно символизирует просветлённые мысли Будды и содержит идею продления жизни. Ушнишавиджая, последним провожающий вас из этого тяжёлого по ощущениям павильона, как бы напоминает о необходимости страданий, искупающих содеянные грехи, и об особо почитаемой в буддизме Белой Таре, сострадательной Богине-Покровительнице, обладающей способностью видеть все беды людей и стремящейся всем помочь, всех подбодрить. Танка сияет здесь как светлая надежда на всемилостивую любовь Божественных Существ, в какие бы формы ни заключало Их искажённое и приземлённое людское воображение…
Священная танка Ушнишавиджая Быть или не быть! Наши мысли всё время были заполнены осуществлением одной главной задачи – как добраться до Харахорина, до Эрдэни-Дзу? Приехав в Монголию на оптимально выверенный срок, мы двигались во времени, энергично и чётко вписываясь в реальные пространственные формы монгольской действительности, успевая побывать везде и узнавая многое. В такую степень активности также было возведено посещение Эрдэни-Дзу. Обычные туристы едут туда из столицы 7-8 часов, оставаясь на ночь в местной гостинице, на другой день возвращаются. Перед нами же стояла цель сжать эти сроки до 12 часов – за день: туда, посещение дацана и назад. Монголы, слушая нас, с сомнением качали головами: нынче бензин подорожал, и водитель запросит… Короче, поездка «дикарями» — слишком дорогое удовольствие. Но мы решили железно – едем! Утром рано встанем, пойдём на автовокзал – не может быть, чтобы не встретился нужный человек с машиной. Разве может не состояться то, ради чего, по большому счёту, мы и приехали сюда?! И в тот момент, когда решалось – быть или не быть, приводились веские аргументы «за» и «против» рискованной поездки – хлестанул сплошным потоком ливень, шедший без продыху всю ночь и на другой день. Дождь! Тот самый дождь, который разрешил все наши споры и напоил вконец измученную жестокой засухой Монголию! Ещё в начале поездки, углубляясь в степную страну, мы ужасались, видя высушенные безжалостным солнцем русла рек, пожухлую желтоватую траву, и удивлялись: где монголы и их стада берут воду?.. В столице тоже было не отраднее – желтоватые листья на редко встречающихся деревьях, тёмные высушенные остовы от когда-то благоухающих цветов. Просвещённый дедушка моей переводчицы Сугэ говорил внучке: — Народ перестал жить по правде, и Боги отвернулись от него, не давая воду с небес… Так что этот ливень стал благодатным, но он без предупреждения и окончательно перечеркнул наши планы относительно Эрдэни-Дзу!.. В дождливую погоду продолжались наши походы по священным и интересным местам, но главная встреча с Грядущим Буддой Майтрейей, о коей мечталось с посещением Харахорина, неужели не состоится?!
Человек предполагает, а Будда Располагает Последний день нашего стремительного пребывания в Улан-Баторе выдался ясным, солнечным и многообещающим. Во-первых, посещение мемориального комплекса, посвящённого памяти советских и монгольских солдат, павших во Второй мировой войне. Комплекс покоится за городом на видовой площадке, высоко вознёсшейся над столицей. Оттуда прекрасно просматривается вся панорама города – в сплошных новостройках. Во-вторых, уникальный своим собранием художественно-религиозных творений монгольских мастеров Дворец Богд-Хана, и ещё многое другое… Дворец Богд-Хана Мы поднимались на видовую площадку в обход, тропкой для «диких» туристов. Вдруг после очередного броска наверх в ослепительных лучах солнца засверкала громаднейшая золочёная статуя Будды Майтрейи, стоящего на постаменте в виде лотоса. Постамент стал своеобразной крышей священному хранилищу — в этом храме сосредоточены, с любовным трепетом собраны драгоценные древние манускрипты, фигуры Будд, танки и другая религиозная атрибутика. Однако всё это мы обнаружили потом, а теперь, удивлённые и онемевшие от нежданно нахлынувшей радости, разглядывали монументальное творение мысли и рук дальновидных людей – таких же, как и мы, прикладывающих всевозможные усилия поведать людям Земли о том, что Царство Справедливости не за горами. Огромная статуя Будды Майтрейи под Улан-Батором ...Благословение Владыки Майтрейи И Его Владыка уже среди нас! – пока ещё в форме идеи, плана, мечты, надежды. Но Он реально существует. Владыка Любящей Доброты внимательно и с состраданием Наблюдает за миром людей и Выделяет, Отмечает Божьей печатью чело новых последователей своих, стремящихся создавать и делать в своей повседневной жизни только доброе, прекрасное – вечное. А ведь здесь совершенно не важно, к какой религии принадлежать! …В те сокровенные мгновения созерцания Высшего Водителя тихие дуновения ветра принесли истины, которые можно переложить на человеческий язык. Они советуют: «Иди верхним путём»… и ещё точнее: «Старайся мыслить будущим, не касаясь сажи настоящего»…
Ольга АЛЁШИНА. |