Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

НЕЗЕМНЫЕ МИРЫ ЗЕМНОГО ХУДОЖНИКА МАРАНОВА

 

Мы хотим рассказать о творческих открытиях современного художника-космиста Александра Маранова. Его сверкающие полотна часто выставляются в стенах Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха в Москве. Как правило, на таких выставках мы видим самые разные картины в космическом стиле. Часть из них отражает признаки каких-то конкретных культур, перекликается с известными и полузабытыми мифами… или отражает христианские образы. Иные из них можно назвать абстракцией, но все эти работы объединены общей идеей – поиском путей познания, ощущения, восприятия того Тонкого Мира, о котором человечество, конечно, знало всегда, но в разное время в разных культурах это знание либо доминировало, либо уходило на второй или совсем на задний план.



А. Маранов. «Колыбельная»


В русской культуре в начале ХХ века произошёл очень мощный духовный прорыв – его по праву можно назвать духовной революцией. В это время русские художники, писатели, отчасти философы и даже учёные, занимающиеся точными науками, начали говорить о том, что мир гораздо сложнее и многограннее, чем видимая его часть, которую можно постичь нашим обычным физическим зрением. Стали говорить о Тонких Мирах, о высоких энергиях, всегда существующих и проявляющихся здесь, на Земле.

В начале прошлого века возникла первая группа таких художников-космистов «Амаравелла». Но, к сожалению, перемены, которые происходили в нашей стране, привели к тому, что космическое искусство оказалось под запретом. Группа «Амаравелла» была фактически уничтожена, и только в конце ХХ века человек, русский человек в частности, смог, освободившись от пут идеологии, заново обратиться к космической философии, к космическим идеям.



А. Маранов. «Мир входящему»

И то, чему мы дивимся в Музее им. Н.К. Рериха на выставках современных художников-космистов, — различные пути приближения к одному и тому же – к тонкому, незримому, к несказуемому. К тому, что человечество осознавало всегда, но не могло так ярко и образно-зримо выразить. Теперь о несказуемом говорят больше, понимают глубже – это мы можем сейчас увидеть воочию.

На многих картинах мы видим образы, которые принадлежат древнейшим мифологическим представлениям человечества, но эти образы у художников-космистов обретают новое звучание, более полное, более глубокое.

Один из таких художников – Александр Маранов. Он прошёл достаточно сложный путь от традиционной реалистической живописи к живописи космической. От его полотен трудно отойти, они надолго запоминаются – ты как бы растворяешься в их сиянии. И ещё покоряет то, что автор с непередаваемым мастерством изображает человеческое тело. Но теперь не это главное – героем своих картин он делает не физический мир, а мир духовный. Художник как бы смотрит на мир сквозь волшебный магический кристалл – видит духовные отсветы везде и во всём. Его картины – это россыпь бликов. Его картины – это удивительное сияние!

Один из художников-коллег сказал, что Александр Маранов в своём творчестве воплощает зримо те энергетические «молнии», которые как бы пронзают человека, когда он начинает заниматься своим духовным ростом, когда человек преображается энергетически – и это для него очень тяжёлое дело. Так вот такой процесс энергетического изменения, энергетической трансформации человека живописец Александр Маранов на своих картинах делает зримым.

 

По экскурсии А.Л. Барковой, ст. научного сотрудника Музея им. Н. Рериха, г. Москва.

 

Александр Борисович МАРАНОВ родился в 1962 году в Ташкенте. Окончил Ташкентское художественное училище имени П.П. Бенькова, Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А.Н. Островского.

Творчество Александра Маранова, члена Союза художников Узбекистана и Международной федерации художников при ЮНЕСКО, сложно и просто одновременно. Небесное и земное, внешнее и внутреннее, любовь, страдание и красота переплетены в паутину сияющих линий. По словам искусствоведа Г. Климовицкого, картины Александра Маранова – это «без преувеличения, цветосветовая феерия, это поток цвета и света, обрушивающийся на зрителя»; это одна реальность, преломляющаяся в трёх гранях бесконечности: разума, любви и света. Проявления света, энергии Космоса на его полотнах становятся осязаемой реальностью.

Его цикл «Сияние» создавался на протяжении 8 лет. Разные по мотивам и сюжетам, картины объединены стремлением к возвышению духа. В триптихе «Сияние» отражены мысли художника о бренном и вечном, о мирских соблазнах и мучительном расставании с ними, о любви, её потере и обретении через страдание. Только через страдание можно утвердить свой дух и жить, используя его светлую и животворящую энергию.

«Я делаю робкие попытки, — говорит сам художник, — перенести на свои полотна тайны света и энергии Космоса. Я мечтаю передать людям красоту Сияния, которое спасло меня и ввело в чудесный мир красоты и гармонии – того, чего так недостаёт сейчас человеку и к чему он так стремится...»


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"