Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К. РЕРИХА — 80 лет!

 

«Блестящей экспедиции Николая Константиновича Рериха удалось связать в целое такие далекие страны, как Сибирь и Тибет, Россия и Монголия. И этот великий крест, который он начертил на карте нашей страны и прилегающих к ней областей Центральной Азии, показывает, что народы эти, связанные вместе стройностью зональных ландшафтов и взаимными историческими коллизиями, имеют общую судьбу и общее будущее, которое будет открыто следующим поколениям». 

Лев Гумилёв.

9–11 октября 2008 года в Москве
в Международном Центре Рерихов состоялась
Международная научно-общественная
конференция «80 лет Центрально-Азиатской
экспедиции Н.К. Рериха (1924-1928)».

Организаторы конференции: Международный Центр Рерихов, Международная Лига защиты культуры, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международный гуманитарный фонд «Знание» им. К.В. Фролова, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им.
К.Э. Циолковского, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих. Конференция организована при поддержке Информационного центра ООН в Москве.

В адрес конференции поступило около 60 приветствий от государственных и культурных деятелей, в том числе от Президента Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примакова, Посла России в Швеции А.М. Кадакина, заместителя премьер-министра Татарстана Зилии Валеевой, президента РАЕН О.Л. Кузнецова, председателя Академии художеств Узбекистана Т.К. Кузиева, ректора Софийского университета И. Илчева, председателя комиссии Национального собрания Республики Беларусь
В.М. Здановича, зампреда Совмина Республики Крым Т.В. Умрихина  и многих других. В работе приняли участие свыше 400 человек из 19 стран, в их числе 10 академиков, 10 докторов и 29 кандидатов наук.

С приветственным словом выступила заместитель Председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ Е.Г. Драпеко, она отметила, что в Госдуму постоянно приезжает много зарубежных гостей, чтобы сфотографироваться на фоне Знамени Мира, которое находится в Комитете. «А сегодня  (09.10.08 г. – Авт.), — уточнила она, — в Госдуме будет рассматриваться судьба Закона о Высшем Совете по нравственности в СМИ… Надеюсь, что эти и другие добрые начинания помогут работе МЦР». Заместитель Председателя Совета Федерации Государственной Думы РФ М.Е. Николаев в своём приветствии отметил, что научное и культурное значение деятельности всех Рерихов огромно; к тому же 2008 год в России объявлен Годом семьи, и великая русская семья Рерихов – идеальный пример для всех нас.

 

Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ-ХХ столетий. Она прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как учёного, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. В экспедиции принимали участие Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич Рерихи. Был собран уникальный научный материал. Результаты экспедиции впечатляют: было пройдено свыше 25 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. В ходе экспедиции проведены исследования по таким отраслям знаний – география, история, археология, этнография, история философии, искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты; собран богатейший лингвистический материал. Итогом этого уникального путешествия стали философские труды Е.И. Рерих, многочисленные этнографические и культурологические труды Ю.Н. Рериха, более 500 полотен создал Н.К. Рерих на экспедиционном маршруте; также организован Институт Гималайских исследований «Урусвати»; позже состоялось подписание Пакта Рериха в защиту памятников культуры. Всё перечисленное мы можем с достоинством предъявить миру.

Спектр вопросов, поднятых на конференции, оказался необычайно широк. Однако очень немногие знают о главной особенности этой экспедиции, которая проводилась под руководством духовных Учителей Востока и имела цели, связанные с космической эволюцией человечества. Так, большинство докладчиков рассматривало многогранную проблематику Центрально-Азиатской экспедиции с точки зрения нового космического мышления. Они утверждали, что научное осмысление итогов экспедиции возможно только на основе методологии Учения Живой Этики, идеями которой насыщена вся творческая деятельность семьи Рерихов.

Остановимся лишь на некоторых докладах.

Святослав Рерих "Портрет Н.К. Рериха"

Концептуальным стало сообщение «Земной маршрут космической эволюции» Л.В. Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, академика РАЕН и РАКЦ. Докладчик по-новому осветила основные задачи Центрально-Азиатской экспедиции, выделив два её существенных отличия от предыдущих подобных экспедиций: во-первых, никогда не писалось столько картин, отражавших маршрут; во-вторых, эта экспедиция имела огромное эволюционное значение для планеты в целом.

Горизонты знаний в ХХ веке расширялись по двум направлениям: первое – научное, действовавшее в пространстве трёхмерного, «плотного» измерения; и второе направление — метанаучное, которое пока не востребовано на должном уровне современной наукой. Людмила Васильевна отметила, что сейчас учёные всё чаще стали апеллировать к метафизике, но мало тех, кто рассматривал бы исторические процессы с позиций метаистории.

Докладчик говорила о необычной методологии метаистории, так как исторический процесс очень тесно связан с эволюционным процессом, где главным инструментом измерения становится Человек, а методы познания сами по себе уникальны: интуиция, озарение, вещие сны, видения, свидетельства и т.д. Подобных ярких примеров в науке и искусстве накоплено уже немало: «Эврика!» Архимеда и маятник Фуко, «Мадонна» Рафаэля и «Реквием» Моцарта... Эмпирическая наука многое объяснить не в силах, но вынуждена признать «яблоко» Ньютона и Таблицу Менделеева, также сбываются вещие пророчества Ванги и Эдгара Кейси.

Человечество и планета – это части единого Космоса, где всё взаимосвязано. Космические процессы дают нам возможность контактировать с Личностями, стоящими на эволюционной лестнице намного выше нас по своему духовному развитию. Через них идёт помощь человеку, приходит метаисторическая информация, и мы в состоянии её принять.

Любое явление в Космосе имеет две стороны: земную и надземную, материальную и духовную, высшее ведёт низшее. Импульс Высшего идёт к нам эоны веков через метаисторию, через Время. Говоря о плотном материальном мире, в котором есть прошлое, настоящее и будущее, надо признать, что в духовном мире этой дифференциации не существует – Время едино. Такое единство свойственно и метаисторическому процессу, поэтому он обладает пророческим характером. Поле метаистории несёт пророческую информацию, но чтобы её добыть, нужно иметь к тому способность.

Истории известно немало личностей с подобными способностями – подвижники религий, гениальные учёные, художники, поэты. Николай Рерих, гениальный художник с мировым именем, имел ещё и способность к духовному прозрению. Он в ХХ веке стал первым, в ком метаистория слилась с земным историческим процессом, кстати, и в Живой Этике присутствует этот синтез слияния. Так, многие исследователи творчества Н.К. Рериха отмечают: когда глядишь на его картины, где отражены сюжеты старины глубокой, создаётся впечатление, что мастер писал их с натуры. И если в прозрении прошлого кто-то может усомниться, то трудно возразить там, где художник на своих полотнах предсказывает события двух мировых войн, грандиозные мировые катаклизмы. Рерих искал единые корни народов, единые духовные источники – и тех Мудрецов, через Кого шёл космический импульс к будущим цивилизациям. (В 1923 году в Дарджилинге, в Индии, культура которой сохранила древние традиции, произошла такая встреча с Учителем, где и был разработан план будущей экспедиции.)

Двигаясь по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции через разные страны, изучая древние памятники, собирая различные коллекции, проводя научные исследования, Н.К. Рерих задаётся вопросом: почему шло массовое переселение народов? И приходит к выводу, что двигают эти народные массы космические энергии. Кочевые народы лишь сильно способствовали импульсу Космического Магнита: «Космический Магнит собирает народы, собирает Расы, <…> собирает явления всех притяжений», — сказано в Живой Этике. Другой вопрос возникает у Н.К. Рериха: что общее у этих народов? И он понимает: общее – истоки. Следующий вопрос: как вычленить из прошлого то, что держит будущее? Исследователь приходит к заключению: «Из древних чудесных камней сложим ступени в грядущее».

Из каких же камней? Многие понимают буквально, вспоминая об осколке метеорита с Ориона, несущем космическую энергетику Высших Миров – Чинтамани индусов, Норбу Ринпоче тибетцев и монголов, Святой Грааль европейцев; в легендах многих народов есть сказания о Чудо-Камне. Да, Рерихи владели этим Чудо-Камнем, магнитом, но смысл закладки камней в их экспедиции заключается не только в этом. Каким же образом были «заложены» магниты?

«Магнит превращает идею пространства в действие», — сказано в Живой Этике. Если говорить упрощённо, идеи правят миром – так как это прежде всего энергетические процессы. Но нужны источники энергии. Участвуя в грандиозном метаисторическом процессе, Рерих посредством видений создаёт знаменитые серии полотен: «Святыни и твердыни», «Его страна», «Знамёна Востока», «Майтрейя». Так вот вторым таким источником стали картины на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции – они тоже энергетические магниты. Картины такого Мастера – это Свет, заключённый в гармоничном сочетании цвета, композиции и идеограмм (есть научные исследования, говорящие, что картины Рериха обладают лечебными свойствами). И, наконец, третье – сама Е.И. Рерих. В тяжелейших условиях путешествия Учитель работал над изменением, повышением её энергетики. Так состоялся небывалый космический эксперимент – как пример для человечества. На маршруте также была продиктована одна из книг Живой Этики — «Община», которая указывала путь будущего развития человечества и предупреждала Москву о недопустимости насилия. Перечисленные три источника энергетики сформировали пространственно-магнитную форму, которая перерабатывает идеи пространства в действие.

Действие – это в метаистории импульс для дальнейшего развития тех стран, по которым прошли Рерихи. Результаты Центрально-Азиатской экспедиции стали тем источником, магнитом, уже формирующим идеи пространства в новое мировоззрение, новое космическое мышление и новую систему познания, где будут соединены эмпирическая наука с метанаукой. Иными словами, эта экспедиция трансформировала идеи пространства в действие.

 

В докладе «Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция» В.В. Фролов, доктор философских наук, профессор МГУЛ, говорил о том, что без учёта Законов Космоса анализ и научное осмысление наследия Рерихов и особенно экспедиции невозможны. Сделать это можно на основе методологии Живой Этики, освещающей закономерности космической эволюции человечества. «Живая Этика была и остаётся самой мощной составляющей идущей сейчас в России духовной революции». Поэтому необходимо назвать раскрытые там основные Космические Законы: 1) двойственности; 2) энергообмена; 3) Космического Магнита;
4) Иерархии; 5) синтеза и т.д. Докладчик отметил, что именно такой подход даст представителям философской науки ключи и составит фундамент для широкого поля исследований экспедиции Рерихов.

 

Вице-президент Международной Лиги защиты культуры из Санкт-Петербурга М.Н. Чирятьев в докладе «Космизм творчества Рерихов – основа создания Института Гималайских исследований «Урусвати» рассказал об Институте «Урусвати» как одном из существенных результатов, следствий экспедиции. Долина Кулу, где расположился институт, была выбрана неслучайно. Все характеристики долины Кулу – геохимические, биосферные, ноосферные (а долина находится у подножия Гималаев, это перекрестье путей многих народов, это и Пандавы, и Махабхарата, и многочисленные памятники ушедших культур) – материальные следствия магнитов, заложенных основателями древних духовных традиций. 

Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи заходили во многие закрытые для европейцев монастыри. Там ламы и монахи охотно делились с путешественниками тайными знаниями. Истины, полученные Рерихами от восточных мудрецов, касались рецептур медицинских препаратов, а также тайн внутренней энергетики человека, человеческого сознания и его взаимодействия с внешней средой. Так исследователи оказались на пороге совершенно необычных открытий.

Институт «Урусвати» планировался как воплощение идеи зарождения некоего нового города знаний. Его основатели считали, что нельзя каждой наукой заниматься обособленно, поскольку все они взаимосвязаны. В институте действовали два отдела: первый – археология, прикладные науки и искусства, и второй – естественные науки и прикладные исследования. При каждом отделе работало несколько лабораторий. В биохимической лаборатории, состоявшей из органической и фармакологической секций, изучались свойства растений, создавались рецептуры новых лекарств. Физическая и фотометрическая лаборатории предназначались для регистрации и исследования энергий, исходящих от растений, животных и людей, – работы назывались «Опыты воздействия психической энергии на растения». В физической лаборатории исследовалась метеорная пыль, так как она способна оказывать целебное воздействие на биологические объекты, в том числе и на человека.

Следует отметить, что Институт опередил своё время в методах работы и наборе исследуемых проблем – это первый в мире институт, где на практике осуществился синтез науки и духовности. Здесь наметились вехи, по которым будет развиваться наука будущего. С Институтом сотрудничали научные учреждения Индии, Америки и Европы; среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт в общей сложности включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имён, так или иначе связанных с Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии А. Эйнштейна, Р. Милликена,
Л. де Бройля, а также других видных деятелей науки, искусства и философии — Чандрасекара Рамана, Рабиндраната Тагора, Чаттерджи, Маггофина, С.И. Метальникова, Чарльза Ланмана, Н.И. Вавилова и других.

Надвигающаяся война, дефицит финансирования заставили его основателей «заморозить» исследования. Все «законсервированные» результаты трудов сотрудников Института «Урусвати» сохранились в отличном состоянии. Ценнейшие научные записи, готовые лекарственные составы, семена редчайших растений, уникальный биологический материал ждут пытливых учёных – Рерихи подарили эту возможность всем нам.

 

Доктор экономических наук из Екатеринбурга В.П. Ануфриев, продолжая тему Института «Урусвати» как прообраза научных учреждений будущего, рассказал об исследованиях Стоунхенджа, Ньюхенджа, Аркаима, где повышенный фон радиации не опасен для человека. Существует гипотеза, что в подобных древних городах-обсерваториях также были заложены магниты. Радостно знать, что уже немало современных учёных широко используют в своих научных изысканиях философское наследие Рерихов – профессор Г.Н. Дульнев, «уловивший» природу информации; академики-физики Г.И. Шипов и А.Е. Акимов, описавшие физический вакуум и торсионные поля; доктор медицинских наук И.Т. Ягодинский, давший единую концепцию генетики и ритмов биосферы; физик-экономист А.С. Бодалинский предложил заменить деньги энергетическим эквивалентом; академик И.Т. Фролов возглавил Институт Человека; профессор медицинских наук С.В. Маевский развивает идеи космической медицины. Так, Институт Человека в Екатеринбурге привлёк учёных различных дисциплин. А Международная академия наук экологии и безопасности человека и природы в Санкт-Петербурге объединила ведущих учёных и деятелей искусств, первых лиц государства и религиозных лидеров, и её девизом служат слова Н.К. Рериха «Из древних чудесных камней сложите ступени в грядущее».


Во время работы конференции
Докладчик сообщил о своих уникальных разработках, основанных на открытии супругов Кирлиан, отметив, что в «Гранях Агни-Йоги» такое изобретение считается не менее важным, чем запуск космического корабля. Но догматы старой научной парадигмы мешают всем светлым начинаниям, поэтому В.П. Ануфриев предложил создать Институт Человека на базе Международного Центра Рерихов и Объединённого Научного Центра проблем космического мышления.

 

Академик РАКЦ (г. Москва) Л.М. Гиндилис в своём докладе «Юрий Николаевич Рерих: «По тропам Срединной Азии» остановился на некоторых событиях, эпизодах Центрально-Азиатской экспедиции, показавших, как и в каких порой нечеловеческих условиях выполнялась экспедиция, рассказав о том, что её участников, не смотря на их высокую миссию, постоянно подстерегали опасности вполне реальные.

Он отметил неоценимую роль Е.И. Рерих, например, в безошибочном выборе из многочисленного числа местного населения тех людей, кто впоследствии оказал действенную помощь. Вот показательный эпизод. В Хотане китайские власти чинили экспедиции всяческие препятствия. И спустя несколько дней у губернатора заболел его младший сын. Елена Ивановна содействовала его выздоровлению – мальчик быстро поправился. Потом губернатор намекнул, что эта доброта спасла путешественников от многих неприятностей. На последнем этапе пути в Юм-Бейсе неожиданно загорелась машина Ю.Н. Рериха, в которой находились канистры с бензином и несколько ящиков боеприпасов. Только благодаря героическим усилиям удалось сбить огонь. Подобных примеров можно привести немало. Исследователей на каждом шагу подстерегали опасности: глубокие пропасти, скользкие ледники, крутые тропы, неприступные скалы; в зарослях таились дикие звери. Постоянно чинили преграды английские колониальные власти. Случались и вооружённые нападения бродячих разбойничьих банд. За оборону экспедиции отвечал Ю.Н. Рерих, в детстве он очень увлекался игрой с оловянными солдатиками, с малых лет основательно изучал военное дело, поэтому блестяще справился с поставленной задачей. Но полугодовая задержка экспедиционного каравана на плато Чантанг при страшном морозе, в летних палатках, на высоте 4 тыс. метров над уровнем моря – настоящая пытка, иначе не назовешь, — унесла жизни пятерых участников экспедиции, погубила без малого сотню животных, сильно подорвала здоровье Елены Ивановны. Как сказано в Учении: «Исполняющий земное поручение находится и в земных условиях».

 

Как же шли Боги? — «руками и ногами человеческими»! Эта мысль раскрыта в докладе
Н.В. Сергеевой-Тютюгиной, кандидата искусствоведения из Уфы, в размышлениях об образе Христа в творчестве Н.К. Рериха в период Центрально-Азиатской экспедиции. В Живой Этике, книга «Озарение», сказано: «Можно построить город, можно дать лучшие знания, но труднее всего отмыть истинное изображение Христа». Н.К. Рерих в путевом дневнике «Алтай — Гималаи» записал: «Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий лик Будды Учителя, то ещё неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе».


Н.К. Рерих. «Перекрёсток путей Христа и Будды»

Четыре широко известных Евангелия не отвечают на вопрос, где находился Иисус с 12-14 лет до 30. И Н.К. Рерих в экспедиции по Центральной Азии находит ответ-доказательство. В Ладакхском монастыре в г. Хеми хранится рукопись – манускрипт тибетского перевода с языка пали. Ламы разрешили Николаю Рериху с ним ознакомиться: «Так буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь проходившему и учившему… Лех, столица Ладакха, ламы покажут пруд, где учил Иисус. Лех – место замечательное. Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шёл через Лех на север». В 1924 г. Рерих пишет картину «Знаки Христа», и вся его серия картин «Учителя» приоткрывает завесу земного пути Учителей, тех, Кто неразрывно связан с сердцем Азии – Вечным Источником Знаний.

 

Сердце Азии… А почему не центр?.. Поясняет этот вопрос доклад «Космические аспекты сердца в экспедиционных дневниках Н.К. Рериха» А.А. Лебеденко, кандидата педагогических наук, г. Москва. Докладчик на примере сердца как энергетического центра человека провёл аналогию – микрокосм подобен Макрокосму; рассказал о существовании таких энергетических центров на нашей планете и во Вселенной. В случае с Землёй энергетика планетных сил проецируется на поверхность планеты в разных местах; так энергетический центр сердца земного шара связан с труднодоступной областью Гималаев, где, по преданию, расположена таинственная Страна Шамбала. Это особое, центральное место меж четырёх океанов, где земной мир соприкасается с Высшим Состоянием Сознания. После завершения экспедиции всё творчество Н.К. Рериха было пронизано Священным понятием Шамбалы. Именно он это сокровенное Слово ввёл в научный контекст Европы и Америки, а затем Е.И. Рерих более полно раскрыла его в философии Живой Этики.

Необычные места в пространстве от Алтая до Гималаев Н.К. Рерих отождествляет с внутренним сердцем Азии, державой Света, твердыней пламенной, вратами в будущее для всего человечества. «Бьётся ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? От Брамапутры до Иртыша и от Жёлтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии – всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности застыл жестокий Такла-Макан, омертвив серединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Обглоданными скелетами распростёрлись изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце?» – задаётся Николай Константинович вопросом. И отвечает: «Когда индийские йоги останавливают пульс, то сердце их всё же продолжает внутреннюю работу. Также и с сердцем Азии». Потом добавляет: «Теперь всё может быть достигнуто только через Шамбалу». Шамбала выступает у него мифическим и одновременно реальным символом Сердца планеты.


Николай Рерих. «Ашрам»

Многие гадают, посетили ли Рерихи Заповеданную Страну? Вот что пишет в своём дневнике участник экспедиции доктор Рябинин: «Когда экспедиция подошла к долине реки Брамапутры, ночью пришёл Указ Учителя. На следующий день руководство караваном принял Юрий Николаевич, а Е.И. и Н.К. Рерихи вдвоём, налегке ушли в только им известном направлении, их путь лежал в Ш., где их уже ждали».

Современные научные данные подтверждают, что сердце человека гармонически сонастроено с сердцем планеты, которое, в свою очередь, вибрирует в соответствии с ритмами Солнца. К сожалению, сейчас миллионы людских сердец всё дальше уходят от гармоничных ритмов одухотворённого Космоса…

 Научным подтверждением существования солнечных ритмов стало выступление «Планомерность исторического процесса: деятельность субъектов эволюции» В.И. Сидорова из Иркутска. Он, ссылаясь на труды А.Л. Чижевского по гелиобиологии, провёл параллели между графиками активности Солнца и основными этапами эволюционной деятельности семьи Рерихов. Докладчик, говоря о совпадениях солнечной активности и творчества Рерихов, назвал их Субъектами эволюции, то есть теми, кто творит эволюцию. Оказывается, можно, изучая солнечную динамику, планировать на будущее историческую деятельность. По сути, речь здесь идёт о зарождении футурологии – науки, прогнозирующей будущее.

 

Будущее – это дети. Педагог из Санкт-Петербурга Э.А. Томша в докладе «Современные методы ознакомления детей с Центрально-Азиатской экспедицией» говорил, что экспедиция Рерихов – совершенно новое уникальное явление в культурных поисках человечества. В истории она не имеет себе равных по масштабу и сложности поставленных задач. Её значение, скорее всего, по-настоящему смогут оценить лишь грядущие поколения. Но юное поколение формируется сегодня в условиях интенсивного визуального потока и привыкло к динамичной форме получения информации. Например, лекция не может долго удерживать внимание подростковой аудитории, поэтому для знакомства с Центрально-Азиатской экспедицией педагоги решили обратиться к мультимедийным средствам – это показ фильмов, где рассказывается о странах маршрута экспедиции, тогда дети как бы погружаются в путешествие. Докладчик и его единомышленники показывают картины, попутно раскрывая сюжеты и идеи самого художника, такие обсуждения вызывают у ребят неподдельный интерес. Размышления о задачах и коллизиях путешествия дают хорошие результаты – коллективный поиск ответов, «мозговой штурм»; или в форме интервью, когда подросткам предлагается за короткое время рассказать главное о Центрально-Азиатской экспедиции. Такие занятия подводят школьников к поиску собственного мировоззрения, осмыслению своего будущего, что формирует жизненный стержень и уверенность в себе.

 

Доклад «Тематика Центрально-Азиатской экспедиции в работе с молодёжью» И.А. Грызловой, сотрудника МГДД (Ю)Т из Москвы, оказался созвучным предыдущему выступлению. Она рассказала, как прекрасно подростки воспринимают основы астрономических знаний, данных в планетарии или оптическом театре, слушают рассказы о путешествиях, особенно когда сами дети участвуют в походах, общаются с природой, знакомятся с памятниками культуры, когда экскурсии в музеи, встречи с прекрасным облагораживают детские сердца. Говорил об этом и Н.К. Рерих: «От младенчества нужно закладывать в юные сердца светлые основы прошлых достижений, но в устремлениях в Грядущее». Так, экспедиция создала энергетическое поле для формирования будущих Центров культуры, поэтому сегодня необходимо, чтобы молодёжь, которой суждено создавать эти центры, узнала, какое огромное эволюционное значение имела Центрально-Азиатская экспедиция для их будущего. Педагогические наработки И.А. Грызловой достойны изучения.  


Раиса Кучуганова

Каждый год на конференциях, проводимых в МЦР, бывают очень яркие выступления и личности, например, на одной из предыдущих — Юрий Куклачёв. На этот раз шквал аплодисментов вызвал доклад «Посещение села Верхний Уймон экспедицией академика Н.К. Рериха в 1926 году» Р.П. Кучугановой, заслуженного учителя РФ. Более 30 лет работает Раиса Павловна с детьми. Вспоминаю, как в 2003-м, возвращаясь из похода по Уймонской долине, наша группа посетила Верхний Уймон. Когда в школьном этнографическом музее нам провела экскурсию его заведующая Р.П. Кучуганова – походной усталости словно не бывало! А как восхищался её односельчанином Вахромеем Атамановым ещё в 1926-м году сам Н.К. Рерих! Сегодня человек, задавленный техногенной цивилизацией, словно обезумел в межвидовой бойне и погоне за удовольствиями. Однако староверы, бежавшие когда-то на Алтай от церковной реформы, живя вдали от городов, сумели сохранить не только быт и устои общиножительства, но, прежде всего, высокую человечность. А какая цельность и чистота в этих людях! Это нужно сохранить для потомков – рефреном звучало в докладе Раисы Павловны. Она пишет книги: «Я пишу просто, из жизни – люди говорят, а я записываю». И вот ещё её слова: «Только этим летом около тысячи учёных посетили наш музей». Николай Рерих, говоря о том, что культура должна быть оборонена, также повторял, что сохранить нужно ещё и самого человека как вид. Не умное животное с банковским счётом – но человек духовный, стремящийся  к Высшему. Придёт время, и в Уймонской долине вырастет Звенигород, Город Будущего – заповедано! 

 

Почему нужно сохранять культуру и человека как вид, пояснил В.Г. Соколов, культуролог из Харькова. В докладе «Роль Центрально-Азиатской экспедиции в формировании культурно-исторической концепции Н.К. Рериха» он, говоря о переселении народов, выделил три важных момента. 1. Проблема единства человечества. Рерих указывал в путевых дневниках, что народы оставили на огромных пространствах Евразии много знаков своего единства. Знаки – в специфическом стиле орнаментов и убранстве оружия, в петроглифах, мегалитических памятниках, погребениях; их находят в антропологических сопоставлениях, особенностях архитектуры, легендах кочевников и многом другом. 2. Преемственность культур во времени. Рерих считал, что связь прошлого, настоящего и будущего во времени обеспечивается прежде всего культурной преемственностью, которая базируется на вечных ценностях. В частности, идеи общины и любви к ближнему в духовных Учениях Христа, Будды и Конфуция живы до сих пор, также множество героических эпосов разных народов едины в своей нравственной сущности. 3. Причины грандиозных народных сдвигов. Этот исторический процесс Рерих рассматривал как явление космическое; энергообмен – это постоянный механизм Космоса, главное условие его жизни. Обмен энергиями происходит как между людьми, народами, так и между планетными системами. Энергии планет влияют и на человека (никто не станет отрицать влияние, например, Луны). Переселения же происходят в ритме космической эволюции.

Изучая культуры Востока и Запада, Рерих приходит к выводу, что в разных культурах, даже не имеющих контакта, работают одни и те же механизмы развития духа, или культуры. В Живой Этике сказано: «Состояние, которое вы называете культурой, общечеловечно. Может быть многообразие в обычаях, верованиях, языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру, но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычай. Могут указать на различие письменности в разных странах, но мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности».

Центрально-Азиатская экспедиция показала, что именно накопления энергетики культуры прошлого являются основанием и причиной развития будущих цивилизаций. Так, после экспедиции Рерих запишет: «На местах самых древних достижений растут новые цветы человеческих знаний. Даже с хладнокровной научной точки зрения мы уже привыкли говорить о токах, лучах и эманациях. Эти эманации культуры удобряют почву, и кто знает, вероятно, они обеспечат реальный подъём конструктивного духа». Важнейшим моментом экспедиции автор назвал сбор огромного фактического материала для осмысления роли Учителей человечества в культурной эволюции, а про экспедицию сказал, что она сыграла ключевую роль в формировании культурно-исторической концепции Николая Рериха.

 

Академик РАЕН А.Г. Назаров констатировал тот удручающий факт, что до сих пор Центрально-Азиатская экспедиция официально не признана в географической науке и остаётся малоизвестной для научной общественности, а в энциклопедиях нет статей о ней. Чтобы концепция этой знаменательной, во многом необычной экспедиции вошла в жизнь большинства, академик предложил обратиться в соответствующие институты, дабы восполнить пробел.

 

В рамках конференции была открыта выставка фотографий Л.В. Шапошниковой, которая прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции. Очевидно, проделать такой путь могут лишь единицы. Представители рериховских обществ уже изучают отдельные участки маршрута экспедиции – об этом прозвучало несколько сообщений. И Алтай, где заповедан Звенигород, уже сегодня привлекает тысячи последователей. Чем живёт сегодня, как говорил эксгубернатор М. Евдокимов, «край Рериха и Шукшина»? Ярко рассказала о том в своём докладе «Алтайский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции: 80 лет спустя» И.Л. Мершина, один из руководителей Международной экспедиции по Алтаю, в которой участвовали этим летом 92 человека: учёные, художники, журналисты, общественные деятели, представители 25 городов и четырёх государств. В цели и задачи экспедиционной программы входило: провести фотофиксацию маршрутов, привлечь внимание широкой общественности и СМИ к итогам и историческому значению экспедиции Рериха, поддержать идеи культурного единения. Путешественники встречались с сотрудниками музеев Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, обсуждали проблемы культуры и передали в дар музеям издания МЦР. Совершили восхождения на безымянную вершину (высота 3400 метров, рядом с пиком В.М. Шукшина), где было предложено назвать её пиком Международного Центра Рерихов, — сейчас ведётся работа по официальному оформлению этой идеи. 27 июля первая группа взошла на пик с северной стороны, её участники закрепили там памятную табличку и оставили капсулу с землёй с мест кремации Н.К. и Е.И. Рерих. На другой день вторая группа поднялась на вершину с южной стороны, водрузила Знамя Мира и оставила капсулу с обращением в будущее и с землёй с места рождения Преподобного Сергия Радонежского.

 

Продолжая тему Алтая, отметим выступление философа А.В. Иванова, профессора Алтайского университета, «Алтай как центр диалога евразийских народов: домыслы и реальная практика сотрудничества». Алтай для семьи Рерихов был местом совершенно особым, местом сокровенным. Н.К. Рерих писал: «Алтай представляет собой не скрытую сокровищницу». Место это – и Звенигород, и Космический Магнит. И от того, как течёт жизнь на Алтае, зависят многие процессы, которые идут в Евразии и во всём мире.

Теперь нависла угроза прокладки газопровода через долину Укок в Китай, что означает осквернение одной из величайших святынь Евразии. Ряд современных исследователей считают, что название Укок происходит от объединения слов ук и кок — в переводе с алтайского Слово Неба. Суровая красота, труднодоступность и вместе с тем открытость Укока всем сторонам света издревле превращала его в место религиозного поклонения. Буддисты Китая и Монголии почитают эти земли святыми, ибо по преданию их некогда посетил и освятил сам великий Будда.    

Территория Укока покрыта бесчисленным количеством ледниковых озёр, болот, рек и ручьёв, стекающих с ледников. А снега Укока ослепительно чисты, воды рек имеют молочно-белый цвет, делая явью легендарные сказания о Беловодье. Богаты растительность и животный мир, поэтому в 1998 году плоскогорье Укок получило статус «Зоны покоя» и вошло в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

В Бертекской котловине Укока обнаружены потрясшие весь археологический мир захоронения афанасьевской (3-2 тыс. лет до н.э.), гунно-сарматской (первые века н.э.) и древнетюркской культур. На весь мир прогремело открытие погребения «Укокской принцессы». Ещё раз подтвердился факт, что район Алтая в те далёкие времена соединялся торговыми и культурными связями со всеми главными центрами тогдашнего мира. Укок – это величайшая природная и культурная сокровищница народов Евразии, не открывшая и десятой доли своих богатств, а потому подлежащая особо бережной заботе и охране. Необходимо оградить плоскогорье от разрушительного влияния нашей техногенно-потребительской  цивилизации. Ведь существуют безопасные варианты прокладки газопровода в Китай через территории Монголии или Восточного Казахстана.

Вторая глобальная угроза Алтаю – строительство Алтайской ГЭС. Первоначальный проект 180-метровой ГЭС ещё в 1989 г. отвергли две госэкспертизы как экономически нецелесообразный и экологически опасный. Но правительство Республики Алтай до последнего момента скрывало от общественности реальные планы проектировщиков – построить гигантский каскад ГЭС. Сознательно замалчивается информация о высокой стоимости электроэнергии, о необходимости восстановления дорог, затоплении сёл и других объектов, о сворачивании туристско-рекреационного развития на Алтае. Последствия же строительства ГЭС катастрофичны: 1) накопление в потенциальном водохранилище тяжёлых металлов, в частности ртути;
2)изменение сейсмической активности; 3) урон земельным ресурсам пойм рек Катуни и Оби. И все участники состоявшейся конференции единогласно поставили подписи под обращением в защиту Алтая. А в 1926 году, когда экспедиция проходила по Алтайскому маршруту, Рерих записал в дневнике: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты? Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород». Предсказано, что последняя битва будет за Катунь – реку Матери Мира. А потом жизнь мирная… Отстоим?! Да будет!

Перед поездкой на Алтай Рерихи 13 июня 1926 г. прибыли в Москву. Там Николай Константинович встретился с наркомами Чичериным и Луначарским и вручил им Послание Махатм и ларец со священной гималайской землёй. На ларце была надпись: «На могилу брата нашего Махатмы Ленина». Послание до сих пор хранится в архиве МИДа, текст много раз публиковался.

«На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!»

 

В Москве Н.К. Рерих действовал как Посланник Шамбалы и говорил с первыми людьми государства о будущем переустройстве Мира. Но приняло ли правительство Москвы предупреждение о грядущем? Советы были отвергнуты, Россия скатывалась на рельсы репрессий…

Страна стойко перенесла беды тоталитарного режима. Но и теперь она является огромным полем планетарной борьбы старого и нового – сейчас происходит синтез, слияние восточного идеалистического интуитивизма и западного рационализма. Уже видно воочию – западная цивилизация обречена. А Россия, соединившая идеи Запада и Востока, покажет миру пути выхода из глобального кризиса и что будущее – за евразийской цивилизацией с её центром как раз там, где произошла закладка магнитов Центрально-Азиатской экспедицией.



«...Н.К. Рерих действовал как Посланник Шамбалы...»

В эпоху глобализации, размывания национальных культур возродить Россию может сильный национальный проект, который позволит стране и её народу подняться над всеми различиями между Востоком и Западом и объединить мир на основе энергии добра, гуманизма и справедливости. Ибо, как предупреждала ещё Е.И. Рерих, «никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибель целых материков и целых рас свидетели тому».

Из уст учёных всё чаще звучит загадочная, пророческая фраза: «Время евразийствует». А духовный фундамент для евразийской, ноосферно-экологической цивилизации был заложен экспедицией Рерихов.

Владимир ПАСТУХОВ, председатель МООЧ «Мир через культуру»,
г. Старый Оскол.
 

 

Знакомим с отдельными постановлениями конференции «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха»:

1. Международному Центру Рерихов и сотрудничающим с ним научным организациям ввести в научный оборот Центрально-Азиатскую экспедицию как одну из важнейших экспедиций ХХ века, которая имеет большое научное и практическое значение и связана с новым космическим мышлением. 

2. Ходатайствовать перед Московским центром Русского географического общества о признании в документах и материалах общества Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха как одной из крупнейших и комплексных географических экспедиций.

5. Предпринять все меры по изъятию важных документов и реликвий по Центрально-Азиатской экспедиции, находящихся в руках мошенника Васильчика; научной общественности и рериховским организациям принять активное участие в этом процессе. 

6. Центру Гуманной педагогики направить предложения в Минобразование РФ и Российскую Академию образования о включении сведений о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в вузовские и школьные учебные программы по географии.

8. Считать дальнейшее исследование проблем Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха одним из важнейших аспектов исследования творческого наследия Рерихов.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"