Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

На эти размышления о будущем Богочеловечестве нас натолкнули мысли-прозрения гениального русского философа-космиста Владимира СОЛОВЬЁВА

ИИСУС ХРИСТОС: «Я ЕСМЬ ПУТЬ»

 

Минуло уже более 2 тысяч лет с тех пор, как на землю приходил Иисус Христос. Затем Его последователи и поборники Его Учения устремились Ему вослед… Так в чём же особенность Пути Христа?

В христианском мире есть люди, называющие себя христианами и признающие сущность христианства не в лице Христа, а в Его Учении. Они говорят: мы христиане, потому что принимаем, исповедуем Учение Христа.

В чём состоит главный аспект Учения Христова? Если рассмотрим его нравственные законы из Нового Завета и всё сводящееся к правилу «люби ближнего, как самого себя», то вынуждены будем признать, что гораздо раньше христианства – в индийских религиозных учениях браминстве и буддизме – проповедовались любовь и милосердие ко всему живущему на земле, не только к людям. Во-вторых, особенным содержанием христианства нельзя считать слова Христа о Боге как Отце, любящем, благом, так как название отца всегда давалось верховным богам во всех религиях.

В общем, если мы возьмём в целом всё теоретическое и всё нравственное содержание жизнедеятельности Иисуса Христа, которое находим в Евангелиях, то единственно новым, специфически отличным от всех других мировых религий будет здесь Учение Христа о Себе Самом, указание на Себя Самого как пример жизни, живое воплощение идеала Любящей Доброты и кристальной Чистоты Духа. «Я есмь Путь, Истина и Жизнь: верующий в меня имеет жизнь вечную».

Иными словами, христианство содержит своё особенное, неповторимое «наполнение», независимо от всех элементов, в него входящих, – и это содержание есть единственно и исключительно Христос. В христианстве как таковом мы находим Христа и только Христа – вот истина, много раз высказанная, но очень мало усвоенная, до конца не понятая.

Так же поверхностно осмыслены слова Сына человеческого: Я пришёл не нарушить пророков, а исполнить. Смысл этого высказывания можно понять так – Он пришёл реализовать Собой на Земле нравственные законы и идеи, известные человечеству ещё до Его прихода, но, по сути, не воплотившиеся в действительности, не усвоенные, не ставшие повседневной необходимостью.

И явился среди людей Сын Божий, Сын человеческий как представитель и глава всего потенциально возрождённого человечества, внутренне соединив в Себе Божество с душою человеческой. Так Божественная правда воплотилась в живой личной воле – правда Божия осуществилась в реальном образе вочеловечившегося Бога, Иисуса Христа.

 

ПРИЧИНА ВОПЛОЩЕНИЯ

СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Христос – явление нового духовного человека. Сын Бога добровольно и сознательно вошёл в поток суеты человеческой, вверг Себя в безобразие и невежество внешнего мира, полного ненависти и злобы, чтобы трудом и страданиями вновь восстановить, обрести сияние изначальной чистоты духовной своей природы, — Он показал остальным людям путь внутреннего обновления.

Согласно Божиему Плану, вечно бессильный против Бога злой гений разлада и вражды, в начале истории Земли осиливший человека, должен в середине исторического процесса стать осиленным Сыном человеческим для того, чтобы в конце времён быть изгнанным из всего творения, – вот существенный смысл воплощения Христа.

Победа каждого из нас над злом в себе – дело Христово, Его Путь. Поистине, дело Христово не есть юридическая фикция, казуистическое решение судебной тяжбы – оно есть подвиг, реальная жестокая борьба и ПОБЕДА над злым началом. Вот тогда-то и совершается истинное и реальное спасение человечества, избавление его из-под гнёта злой силы и во имя торжества на Земле Царства Божия.

В Иисусе Христе – духовном человеке, Богочеловеке, – соединились два начала: Божественное и природное, мирское. Так, понятие духовного человека предполагает одну богочеловеческую личность, совмещающую в себе два естества и обладающую двумя волями. Причём человеческая воля свободно подчиняется Божественной воле, тем самым приводит человеческую природу в полное внутреннее согласие с Богом, который обитает в каждом из нас. Это новое единство должно стать достижимым и свершившимся. Оно может быть только результатом дела Христова, подвига, и подвига двойного – самоотвержения Божеского и человеческого.

Путь Христа и состоит в постепенном сближении и взаимном проникновении этих двух начал, Божественного и земного, сперва далёких и чуждых друг другу, потом всё ближе сходящихся, всё глубже и глубже проникающих друг в друга. И такое слияние есть исторический и космический процесс.


Этот светоносный образ Иисуса Христа —
вышивка монгольской мастерицы
(имя её, к сожалению, неизвестно)

 

 

ТРИ ИСПЫТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА,

ИДУЩЕГО ПУТЁМ ХРИСТА

Первое и самое обыденное – каждый человек, идя Путём Христа, подчиняясь условиям бытия, всегда подвержен искушению сделать главной целью жизни своей материальное благополучие. Но, освободившись из рабства плоти, сыны человеческие, как и дочери человеческие, получают власть над плотью.

Но тут второе искушение подстерегает устремившегося к перерождению – желание сделать свою божественную силу орудием самоутверждения своей человеческой личности, «подпасть греху ума – гордости». Но победив грех ума, сыны человеческие получают власть над умами.

В третий раз искушается человек, идущий в Богочеловечество, – это самое сильное, опасное испытание. Рабство плоти и гордость ума побеждены: человеческая воля поднялась на высокую нравственную ступень, она сознаёт себя выше всех остальных существ. И в силу своей нравственной высоты человек может хотеть владычества над миром, чтобы вести мир к совершенству.

Однако мир лежит во зле и добровольно не покорится нравственному превосходству – его необходимо принудить к покорности. Нужно употребить свою божественную силу как насилие для подчинения мира. Но такое употребление насилия, то есть зла для целей блага, лишь доказывает, что добро само по себе не имеет силы, что зло сильнее его, — это не что иное, как поклонение тому началу зла, которое пока владычествует на земле.

Здесь для человеческой воли ставится роковой вопрос: во что она верит и чему хочет служить – невидимой ли силе Божией или силе зла, явно царствующей в мире? И человеческая воля Христа, победив искушение благовидного властолюбия, отвергла всякое соглашение с царствующим в мире злом. Так же и сыны-дочери человеческие, преодолевшие грех духа, получат верховную власть в царстве духа. Отказавшись от владычества над землёю, приобретут себе служение Сил Небесных: «и се ангели приступиша и служаху Ему».

Подчеркнём, истинная вера в суть Христовой идеи, в силу Любящей Доброты предполагает, что она сильнее преобладающего в мире зла и может сама своей духовной нравственной силой покорить зло, то есть привести мир к добру. Предположить же, что истина Христа – истина вечной Любви и безусловной Благости – для своего осуществления нуждается в чуждых и даже прямо противоположных ей средствах насилия и обмана, значит признавать эту истину бессильной, значит признавать, что зло сильнее добра, значит не верить в добро, не верить в Бога.

 

…ПОД ЛУЧОМ

БОЖЕСТВЕННОГО МИРА

Каждый человек на земле своею внутреннею сущностью коренится в Тонком, Божественном мире. «В нас, — говорит Овидий, — в нас, а не в звёздах небесных и не в глубоком тартаре обитают вечные силы всего мироздания». Поэтому отдельные лучи и отблески Божественного мира, Царства Вечной Красоты, проникают в нашу грубую материальность. Поэтому всякий истинный учёный, поэт, писатель, глубокий мыслитель способен мыслями своими посещать «Отчизну Пламени и Слова» и черпать оттуда творческое вдохновение, первообразы открытий и откровений.

 

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошёл,

Проникнут весь её лучами,

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

И слышу я, как разговор

Везде немолчный раздаётся,

Как сердце каменное гор

С любовью в тёмных недрах бьётся;

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой

С любовью в листья сок живой

Струёй подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что всё, рождённое от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова,

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

             (А. Толстой.)

В человеке, в нём самом заключено бесконечное богатство сил и возможностей. Они спрятаны до времени в потаённых глубинах духа. Но по мере неуклонного продвижения по Пути Любви, указанному жизнью Иисуса Христа, затворы падают – и разгорается в человеке осиянная Слава Божия.

Так, при постоянном стремлении к самосовершенствованию, происходит преображение внутреннего человека – носителя истинного бессмертия. Тогда человек через своё преображение восходит в Царство Божие, которое, будучи не от мира сего, до сих пор оставалось вне материального мира, оставалось как бесполезное украшение, как простой придаток к нашему мирскому царству.

 

УМИРАТЬ ЗА ХРИСТА?..

И Христос, а вслед за Ним истинные последователи Его Пути приходили и приходят в мир сей не для того, чтобы обогатить религиозный арсенал несколькими новыми церемониями, а для того, чтобы спасти человечество. Своей жизнью, смертью, воскресением Он спас мир в принципе, в корне, в центре. А распространить это спасение на весь круг человеческой и мирской жизни, осуществить начало спасения, начало бессмертия – это Он может сделать уже не Один, а лишь вместе с самим человечеством. Ибо насильно и без собственного согласия никто не может быть спасён.

Мы уже убедились, что истинное спасение есть перерождение, или новое рождение. А новое рождение, образно говоря, предполагает смерть прежней ложной жизни – но умирать ведь никому не хочется… Хотя в первые три века после пришествия Христа для Его учеников преображение ценой собственной жизни ставилось главной задачей, и задачей нелёгкой – готовиться к мученичеству, к близкому концу мира…

Сейчас в конец света мало кто верит – сколько уж возвещалось сроков, а он всё не наступал!.. Теперь как-то не принято умирать за Христа, готовиться к встрече Его второго пришествия – всё это потеряло первоначальное значение, растворившись в догматах христианства и в лжи нынешних условий мирской жизни, реальность которой кажется нам такой незыблемой и вечной.

Умирать за Христа?.. Скорее всего, время такого лозунга миновало. Но воскресить Христа в себе, чтобы Его Второе пришествие состоялось в глубинах нашего сердца, – это лучшее, на что способен человек, это суть самого спасительного действа, что может совершиться в современном обществе.

Если мы не по имени только, а на деле христиане, то от нас зависит, чтобы Христос истинно воскрес в земном человечестве. Воскрес не под гнётом внешнего насаждения веры церковной, а по подвигу Духа Святого в каждом из нас. Тогда во плоти воскреснет христианство, или Богочеловечество, — живое, социальное, вселенское, в котором осуществился Путь Христа.

 

Ольга АВИЛОВА.

По работам Вл. Соловьёва «Чтения о богочеловечестве» и «О причинах упадка средневекового миросозерцания».


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"