Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Посвящается 100-летнему юбилею астрофизика Николая Козырева Мы продолжаем рассказывать о Международной научно-практической конференции «Картина мира: наука, философия и религия», состоявшейся в Санкт-Петербурге 6-7 ноября 2008 г. в гимназии Петершуле и Русской Христианской гуманитарной академии (РХГА) и посвящённой памяти выдающегося учёного-астронома Николая Александровича Козырева. (Начало см. в «С» №6'2008.)
Её организаторы – Религиозно-философский и педагогический исследовательский центр имени Я.А. Коменского (РФПИЦ) и РХГА при участии Центра системных исследований Санкт-Петербургского союза учёных. Обширнейшая тематика конференции была раскрыта в разнообразных докладах, прозвучавших на пленарных заседаниях, в работе секций и круглых столов. Мы попытаемся самые интересные и яркие сообщения осветить в обзоре событий, главным действующим лицом которых стал Николай Козырев и его Теория времени – основной пафос конференции посвящён его творческому и жизненному пути, с которым все желающие могли познакомиться через архивные фотографии и документы, представленные на большом стенде в конференц-зале гимназии Петершуле. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ КОЗЫРЕВА
«Слово к 100-летию Н.А. Козырева» произнёс А.Н. Дадаев, старший научный сотрудник Пулковской астрономической обсерватории, личный биограф знаменитого астронома. В своём выступлении Александр Николаевич рассказал об основных вехах жизни юбиляра и широко осветил его научную деятельность, раскрыв главные особенности Теории времени. Всё, что касается Козырева, — необычно и чрезвычайно привлекательно, даже эпизоды страшного десятилетнего периода тюрьмы и лагерей. Прежде всего – странный случай с «Курсом астрофизики», произошедший в Дмитровском централе, когда учёный даже в тех нечеловеческих условиях продолжал размышлять об источниках звёздной энергии и зашёл в тупик из-за неимения научной информации. В один из дней тяжёлого раздумья вдруг открылось окошечко во входной двери камеры, и через него просунулась книга, самая необходимая, – второй том «Курса астрофизики и звёздной астрономии», составленный пулковскими авторами и вышедший из печати в 1936 году. Козырев до конца жизни считал, что в тюремную камеру эта книга точно с неба свалилась. Другой эпизод связан с пребыванием в карцере, куда не проникал дневной свет, температура держалась около нуля, а вталкивали туда заключённого в нижнем белье, босым, из еды в сутки выдавали кусок чёрного хлеба и кружку горячей воды. Николай Александрович стал горячо молиться. Молитва согревала его – он чувствовал внутреннее тепло, благодаря чему продержался в карцере шесть суток… Покинув его, учёный размышлял, откуда могло появиться тепло в теле. Какой всеобъемлющий фактор может породить энергию?.. Так зародилась козыревская Теории времени, предложенная им через 20 лет. Оба эпизода содержат элементы мистики, но мистика сопровождала Николая Александровича и в заточении, и на свободе, и в жизни, и в научной деятельности. Исследователь к августу 1958 года написал книгу «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении», которая стала продолжением его докторской диссертации (защитил её через несколько месяцев после освобождения!), в ней обобщались результаты опытов и наблюдений и указывалось на неядерный источник энергии звёзд. Н.А. Козырев вводит понятие ход времени – скорость перехода причины в следствие в причинно-следственных необратимых процессах (чем является и наша жизнь). Изначальный тезис его теории: «Время может совершать работу и производить энергию». Учёный исследовал необратимые процессы в природе, примерами которых могут служить охлаждение раскалённой проволоки, растворение сахара, увядание, или смерть, растений, испарение спирта и даже… «работа головы человека». При этом использовались горизонтальные крутильные весы – очень чувствительное устройство, смонтированное самим учёным. Стрелка отклонялась, и Козырев объяснял это тем, что в одних случаях процесс идёт с «поглощением времени» («плотность времени» в окружающем пространстве понижается), а в других – с «излучением времени» («плотность» повышается). О возможности существования мгновенной связи через время всего и вся в Мире Козырев писал в 1968 году, позже он постулировал эту возможность так: «Время не распространяется, а появляется сразу во всей Вселенной. Поэтому организация и информация может быть передана временем мгновенно на любое расстояние…» Теория времени Козырева яростно оспаривалась представителями ортодоксальной науки; революционная по своей сути, она не имела той стройности и завершённости, доказательности, чтобы убеждать тех, кто изначально не верил в открытие пулковского новатора. Однако Николай Александрович прежде всего верил в самого себя, свою интуицию и непогрешимость в научных вопросах, вообще считал, что интуиция есть прозрение, исходящее от Бога. Высказанные учёным постулаты, хотя недостаточно обоснованные или вовсе необоснованные, должны были представлять истины, не подлежащие обсуждению. А истина непременно когда-нибудь объявится в такой форме, что станет ясной для всех, кто к ней стремится. Поэтому до сих пор Теория времени продолжает будоражить умы учёных как в России, так и за её пределами, проводятся конференции, рассматриваются возможные направления дальнейшего развития научных исследований с помощью козыревского наследия. Идеи Н.А. Козырева побуждают к размышлениям о роли времени в мироустройстве. «Причинная механика» отвела времени роль участника в причинно-следственных переходах: время помогает преодолеть «пропасть», разделяющую причину и следствие. Тем самым оно совершает работу. Мы можем отмечать, как время меняет картину природы, меняет нас самих, – мы признаём действие времени, хотя не ощущаем, каким образом оно действует, лишь отмечаем результат действия. Значит, оно действует – и Козырев прав. Но вот что упустил исследователь, — подводит итог Александр Николаевич, — время – причина движения, толкач причинно-следственных отношений. Время действует не извне, а изнутри. Значит, оно рождается не где-то в пространстве Вселенной, а внутри вещества, в его недрах. Время есть причина существования материи.
С.С. Смирнов, вице-президент Астрономо-геодезического объединения России, рассказал о «Космическом мемориале астронома Н.А. Козырева».
Очень разнообразны оценки деятельности этого учёного, — сказал Сергей Сергеевич, — и вот среди всех памятников, которые ставились так или иначе в честь и память замечательного астронома, есть космический мемориал – астероид Н.А. Козырева. (Сейчас требуют называть малые планеты так – астероиды.) Это малая планета средним диаметром около 9 км; 26 марта 1986 г. ей присвоен легко запоминающийся номер – 2536 (5262) вместе с именем Николая Александровича Козырева. В тот момент, к сожалению, уже не было в живых исследователя. Планету открыл астроном Пулковской обсерватории Г.Н. Неуймин (позже он стал её директором), остающийся рекордсменом среди отечественных учёных по числу открытых малых планет и комет. Где же в просторах Вселенной движется планета Козырев? Среднее расстояние её от Солнца в 2,3 раза больше, чем расстояние от Солнца до Земли, — 2,306 а.е., орбита достаточно эксцентричная, поэтому астероид довольно близко приближается к Марсу, а затем к Юпитеру; она находится выше плоскости эклиптики, чем орбита нашей Земли. В недавно вышедшей энциклопедии астрономии, где перечисляются малые планеты, об астероиде №2536 находим на странице 314: «Названа планета в честь профессора Н.А. Козырева, выдающегося пулковского астронома, удостоенного за открытие вулканизма на Луне Золотой медали Международной астронавтики» с вкраплёнными семью алмазами в виде созвездия Большой Медведицы». В России подобной медали удостоен лишь Юрий Гагарин. Именем Козырева назван один из кратеров на обратной стороне Луны. Основные его научные работы посвящены физике звёзд, исследованию планет, Луны – учёный засвидетельствовал истечение газа из лунного кратера Альфонс.
Выступление Ф.Н. Козырева, доктора педагогических наук, профессора РХГА, ярко осветило Теорию времени, открытую его знаменитым отцом. Николая Козырева вела интуиция учёного. Для него откровением стало то, что ресурсы поддержания жизни во Вселенной таятся не в глубинах вещества, а в непознанных свойствах времени. И состоялось переосмысление мифа о времени. На место столь привычного для европейской культуры образа Сатурна, пожирающего своих детей, претендовало нечто другое – как весть о победе жизни над смертью. Учёный писал в 1975 году: «Знание свойств времени позволяет с полным размахом пользоваться жизненной силой Вселенной. Прогресс человечества на этом пути уже будет связан не с разрушением и злом, а с добром, ибо добро – это созидание и жизнь. То, что стихийно происходит в звёздах, может найти разумное осуществление на Земле, и тогда задача Прометея будет по-настоящему решена». Опыты Козырева балансировали на грани реально-очевидного, вторгаясь в мир тонкоматериальных воздействий. Это была попытка определить плавное и тихое, но могучее в своей всепроникаемости течение времени, оградив свои приборы от воздействия «плавающих» в этом потоке электромагнитных излучений, информационных сгустков, обрывков чьих-то мыслей, страстей и всякой всячины, наполняющей тот мир, к которому классическая наука до сих пор смутно представляет, как подступиться.
Исследования учёного образно разбиты на три этапа. Последний этап, наиболее захватывающий из всех, поставил его на стези, на которых с академической наукой ему становилось всё больше не по пути. М.В. Воротков, ученик и помощник Николая Александровича, лучше других знавший лабораторную «кухню» (если не считать преданного инженера В.В. Насонова), считает, что опыты Козырева принципиально невоспроизводимы, потому что предметом их изучения было время – то время, во фронте которого находился в тот исторический момент наш трёхмерный пространственный мир. Время стало другим. Этот аргумент в стиле Гуссерля – есть особый вид реальности, и изучение его требует выйти из потока наших обычных представлений. Результаты исследований Козырева опровергают второй закон термодинамики, гипотезу «тепловой смерти» Вселенной. Николай Александрович в своём объяснении направленности природных процессов менял знаки на обратные. Созидательную роль он приписывал не хаосу, а негэнтропии, которая как продукт взаимодействия потока времени с веществом обретала у него физически активный характер. Конечно, его физическая школа не позволяла ему напрямую сопоставить энергию с негэнтропией, но он надеялся расширить наши представления о превращаемости энергии, дополнив их той мыслью, что энергия может превращаться в организацию и обратно. Один из основных выводов причинной механики – время обладает энергией. А главнейшее её следствие таково: «можно овладеть течением времени с тем, чтобы усиливать процессы, действующие против возрастания энтропии, т.е. процессы жизни». Энергия не сохраняется во Вселенной, а постоянно пополняется. Мир причинной механики – это проточный мир, где всякому изменению во времени приписывается своя пространственная составляющая, то есть пространство также обретает новые черты. Константа хода времени, выведенная Козыревым, задаёт геометрию, в которой «всякое событие описывается как происходящее в точке совмещения вершин двух конусов, в один из которых время втекает, а из другого вытекает». Вечность, втягиваемая ходом времени в воронку материального бытия, — таков образ мира в причинной механике. И как раз в процессе втягивания времени материальной системой происходит передача ей негэнтропии (пополняемость энергией) от времени. То есть в необратимых процессах наблюдается выработка энергии вследствие трения материи о время. Итак, энергетическое качество времени, обеспечивающее единство мира, и атомистическое строение материи, обеспечивающее её структурность, — таково решение философской проблемы части и целого в космологии Козырева. А вот ещё одно из наиболее интригующих открытий: «В пространстве плотность времени не равномерна, а зависит от места, где происходят процессы». Время уплотняется при протекании в окрестностях процесса с увеличением энтропии (мера беспорядка, хаоса). Это, во-первых, подтверждало представление о том, что время несёт негэнтропию, а во-вторых, свидетельствовало, что материя может накапливать время и отдавать его, следуя при этом определённым закономерностям. Ко всему прочему время обладает коммуникативными свойствами – принципиальная возможность регистрации приборами процессов организации и дезорганизации вещества в сколь угодно отдалённой точке пространства открывала фантастические перспективы разработки нового вида связи, основанной на передаче информации непосредственно с помощью времени. Вот один из удивительных выводов исследований Николая Александровича. Внесение организации в материальное тело увеличивает его вес, разрушение структуры сопровождается облегчением её веса. Одна из моделей эксперимента фиксировала это изменение особенно чётко. Собранные в столбик монеты оказывались тяжелее их же самих, только хаотично рассыпанных по чаше весов, — это подтверждает наличие организующего воздействия времени на вещество. Концептуальный аппарат причинной механики также даёт возможность поставить на научную основу изучение явлений, которые до сих пор принято относить к категории паранормальных. Всё перечисленное подкрепляет в настоящее время неослабный интерес к наследию Козырева. Разработка торсионных генераторов, использование «зеркал Козырева» в медицине, внимание к идее субстанциального времени в астрономии, попытки объяснить телепатию, телекинез, симпатическую магию и даже поведение НЛО с причинно-механических позиций – всё это создаёт определённую «ауру» вокруг имени учёного, не способствующую осознанию в научном мире подлинного масштаба его вклада в развитие теоретической физики, космологии, философии природы. По сути, учёный Николай Козырев относится к замечательной плеяде ярких представителей русского космизма. Его научное прозрение о присутствии в природе неиссякаемых созидательных сил, связывающих Вселенную в живое Целое, сродни взглядам Н. Пирогова, Н. Фёдорова, Вл. Соловьёва. Как известно, уже Н. Пирогов предполагал создание вещества из скопления силы. Космология силы допускает образование вещества из мысли, и это, несомненно, важный шаг на пути научного обоснования возможности сотворения Мира. Учёному, вскрывающему источники неизведанных сил природы, нельзя уйти от вопроса о личной ответственности за последствия своих открытий, тем более если таким источником становится время. Задавал себе этот вопрос и Козырев. Решение кроется в самой природе найденных им благодатных сил. Чтобы силы времени повернуть на разрушение, на производство энтропии, следует повернуть «реку» времени вспять.
В докладе «Причинная механика полвека спустя» Л.С. Шихобалов, старший научный сотрудник математико-механического факультета СПбГУ, вновь – уже с позиций законов современной механики, фундамента всего естествознания – рассмотрел положения причинной механики Н.А. Козырева. Николай Александрович обратил внимание на то, что в реальных процессах жизни, как правило, взаимодействующие тела неравноправны: одно из тел – причина, другое – следствие, и причина опережает следствие по времени (эти обстоятельства до сих пор не учитывались в классической физике). Так возникло понятие элементарного причинно-следственного звена. В таком звене появляются малые добавочные силы, действующие на следствие. Козырев теоретически вычислил их величину — Лаврентий Семёнович подробным образом показал основную расчётную схему размышлений основоположника причинной механики, дополнительно привнеся в неё своё научное видение.
«Активность материи и время» — с таким сообщением выступил Р.Г. Баранцев, доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ. Рэму Георгиевичу посчастливилось присутствовать на одной из лекций астронома Н.А. Козырева. Тогда его привлёк необычный предмет лекции – «О времени – то, что оно несёт энергию». Сразу понять такое было нелегко. Но главное впечатление связано не с предметом, а с самим лектором. Тогда сложилось отчётливое впечатление, что перед слушателями предстал человек, осенённый свыше каким-то знанием, которое остальным пока ещё недоступно. Причём это знание он несёт очень достойно, спокойно, в рабочем порядке, и оно не дополнение к нему, а составляет его органическую суть. Такое знание, видимо, может быть только выстрадано – это ощущение стало самым сильным и главным. Баранцев в тот день не решился подойти к астроному, но позже приезжал к нему в Пулково один и со школьниками, студентами. Козырев и помогающий ему инженер Насонов показывали гостям установки, экспериментальные приборы, в один из таких моментов и был задан исследователю главный вопрос: «Не хватает математического оформления вашей концепции». Козырев ответил: ещё рано – концепция находится на стадии физического обоснования. Это прозвучало убедительно, но чувствовалось, учёный чего-то не договаривает (он пока не показывал тех формул, которые теперь привёл Л.С. Шихобалов). После того разговора Баранцев остался в некотором недоумении, но через несколько лет снова вернулся к вопросу времени, связывая его с активностью, присущей живому веществу, и ассоциируя с понятием силы. Рэм Георгиевич перечислил несколько определений силы, которые он нашёл в работах известных философов и учёных. Приведём здесь определение Н. Кузанского: «Сила изначально присуща самой материи… Предположение о Единой силе Вселенной, которая, возможно, является причиной её возникновения, — тема XXI века!» Следуя тринитарной методологии, докладчик привёл семантическую формулу системной триады целостной картины материи: активная сила – эмоцио, вещество – рацио, поле – интуицио. Любопытно, что время в не менее фундаментальной триаде «пространство – время – масштаб» занимает ту же семантическую нишу – эмоцио. Постепенно докладчик подвёл слушателей к представлению о самоактивности материи, считая, что на этом пути мы приближаемся к раскрытию той тайны Природы, которая когда-то открылась Николаю Александровичу Козыреву.
Своим видением «концепции Н.А. Козырева в свете античной философии» поделилась А.С. Степанова, доктор философских наук, профессор РГПУ имени Герцена.
Николай Александрович поставил перед учёными первостепенную задачу – создать такое описание мира, в котором был бы уловлен момент «великой гармонии жизни и смерти». Необходимо, по словам Н.А. Козырева, охватить как можно больший круг явлений – только в таком случае можно говорить об адекватной картине Реального мира. Определяя контуры новой картины мира, следует внимательнее отнестись к биоцентрическим описаниям космоса, к которым принадлежит «натуралистический синтез» В. Вернадского. На его высказывания не раз ссылался Козырев, таковы и родственные взгляды далёких предков – древнегреческих философов. Для греческой натурфилософии само понятие жизнь сохраняло фундаментальное значение. А понимание времени, продемонстрированное стоиками, обозначившими его «как промежуток движущегося космоса», позволило «воспринимать время не просто как свойство, но как сущность, как саму реальность, принадлежащую миру как Целому». Поэтому современникам взгляды стоиков казались фантастическими. Однако понимая эту особенность времени, можно решать многие проблемы, в том числе и общественного развития. Вместе с тем справедливо замечено Л.С. Шихобаловым: понятия биологического, психологического, социального времени в настоящий момент разработаны в ещё меньшей степени, чем понятие времени физического. Необходимо найти, утверждает Анна Сергеевна, комплексный подход, который позволил бы раскрыть единый механизм развития Мира, как-то согласовать разрозненные пути научного познания. В наши дни мы наблюдаем обновление мировоззрения. Для такого нового понимания характерны: пересмотр классического научного объективизма, представление о жизни как творчестве и даже трактовка культуры как формы жизни. Также предлагается целостный подход к пониманию жизни – как философии природы, так и философии культуры, натурфилософии и антропологии, естественнонаучного и гуманитарного знания. Не следует забывать, что в современную эпоху такой целостный подход, прицел к синтетическому видению Мира пропагандировал Н.А. Козырев, предложивший человечеству новую научную Теорию времени как способ предельно широкого понимания реальности.
Продолжил разговор о синтезе С.А. Волков, доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ, в своём сообщении «Фундаментальность – синергетичность – целостность» — основа образования».
Он высказал парадоксальную вещь – наше образование так поставлено, что оно губит, а не развивает в ребятах творческие способности. По большей части осуществляется стихийное воспитание детей – оно основано на подражании взрослым и на непосредственном восприятии мира. К сожалению, в обществе пока ценятся критерии воспитанности и образованности, а качества человека как космо-биосоциального существа задвигаются куда-то на задний план и дальше. Поэтому необходимо пересмотреть модели образования по критериям гуманно-личностного подхода к каждому ребёнку и ненасильственным формам взаимодействия с природой, космосом и социумом. К такому пониманию качества педагогики пока не подошли, ростки его наблюдаются только там, где появляются настоящие учителя, педагоги – но их очень мало… Система оценок, существующая ныне, снижает уровень ответственности за качество знаний и преподавателей, и учеников. Также основа получения информации – монолог учителя, преподавателя. Но ведь главное – вовлечённость школьников и студентов в поиск истины – тогда на смену монологу приходит диалог, происходит СО-творчество учителя с учениками (по законам синергетики), взаимообогащение, право каждого познавать мир без ограничений. Тут в основе лежит любовь к ученику, которая возрождает в нём веру в собственные творческие возможности. Сергей Александрович отметил ещё и эзотерическую сторону воспитания – это педагогика посвящённых при подготовке к Посвящению. Здесь истина рассматривается как вечно существующая и неизменная, её не нужно доказывать, а необходимо постигать. Педагог должен помочь ученикам войти в состояние Откровения и Просветления. Такой педагогический подход был характерен для Древнего Египта, Вавилона, доколумбовой Америки, её признаки прослеживаются в монастырском старчестве и т.д. – это для людей с очень высоким уровнем сознания. Всё вышеперечисленное соотносится с идеями гуманной педагогики. Ростки её появились ещё в XIX веке, примеры – школа Л.Н. Толстого, гимназия К.И. Мая и др. В наше время – школа М.П. Щетинина (и педагогические семинары Ш.А. Амонашвили. — Прим. ред.). Однако в основной массе школ доминирует авторитарный подход. Проблема современного образования кроется ещё и в том, что научные открытия и разработки подгоняются под стандарт, который определяется неизвестно кем и неизвестно где разрабатывается, или вообще отсекаются. А учебные дисциплины в школе превращаются в «жреческие вероучения» по принципу «так и должно быть». К тому же над всем этим школьным негативом довлеет глобальный кризис культуры – общемировой. Почему такое происходит? К сожалению, сильные мира сего считают культуру чем-то отвлечённым, когда решаются более насущные, по их мнению, экономические и политические проблемы. Глубочайшее заблуждение! – без культуры другие кризисы не одолеть, — убеждён Сергей Александрович. – К тому же многие люди по своему невежеству снижают культуру до рамок искусства, а ведь она – сложнейшее понятие! Почему возник кризис культуры? Причины определяются низкими нравами детей и общества – закономерными плодами того, что в школе преобладают: — фрагментарность – учебные предметы плохо между собой связаны, не хватает междисциплинарных связей; — несоответствие реальным природным моделям и явлениям; — закрытые методы исследования (отсекаются внешние воздействия). Ещё докладчик подчеркнул необходимость возрождать в учебном процессе эмоционально-интуитивную составляющую, так как учёба – это не каторга, а радостный труд познания, и положительные эмоции здесь не лишни. Также пора уже в работе учителя перейти от отрицательной мотивации неудач к положительному переживанию успеха, тогда радость победы будет, как мотор, нести к безудержному желанию дальше познавать мир. Сейчас время диктует, — утверждает докладчик, — осознать новое мировоззрение и новую культуру – они должны стать основой гуманного созидания: от конфронтации – к сотрудничеству, от борьбы – к созиданию, от покорения природы – к гармонии с ней, от управления волевыми методами – к принципам саморазвития и самоорганизации. Но для начала стоит понять фундаментальное назначение человека как части Целого Космоса, тогда целью образования в школе и вузе станет не получение диплома, а приобретение и осознание новых знаний.
«Тенденции изменения современной картины мира» прозвучали в выступлении Э.Б. Мушниковой, ректора РФПИЦ. Да, сейчас нарастают тенденции коренного пересмотра научных представлений о мироздании благодаря мощному напору массы новейших открытий в области физики, астрономии, молекулярной биологии и генетики, информационных процессов и т.д. (докладчик остановилась на описании некоторых из них). Наступило время «безумных идей», когда новые факты в рамках уже существующих теорий объяснить невозможно. Под этим напором меняются наши представления о жизни, Вселенной и роли человека в ней. Большое значение в формировании научной картины мира принадлежит величайшему мыслителю современности астрофизику Н.А. Козыреву. Его жизнь – пример истинного подвига учёного. Теория времени Козырева проливает свет на таинственные силы вселенского характера, приглашает к пересмотру мировых законов классической механики, термодинамики, что ведёт к революционному обновлению самого понятия времени как энергии, благодаря которой существуют и развиваются миры и исчезает из-за своей несостоятельности идея «тепловой смерти» Вселенной. В науке благодаря таким как Козырев, учёным, отмечает Элеонора Борисовна, наметились пути к постепенному становлению религиозного мышления, включающего представление о Боге и Божественном Промысле. Теперь при научном анализе человек мыслящий видит в зеркале Природы не только себя как самое сложное творение, но прозревает черты иной, более сложной Структуры. Мы впервые в развитии научного познания столкнулись с Реальностью, сложность которой превышает наше воображение. Понимание этого факта – переломный момент в истории человечества. Даст ли он мощный импульс духовному совершенствованию самого человека – покажет будущее. Но готовы ли мы к нему? – выражает своё беспокойство докладчик. Как соотносится знание, получаемое школьниками и студентами, с достижениями фундаментальной науки на рубеже XX и XXI веков? Обновление учебной программы, например по физике, практически не происходило за последние 50 лет – самый пик стремительного развития науки. Не успевают за процессом научного познания, разворачивающимся с колоссальным ускорением, и учебники по биологии, химии, истории. Да-да, истории. Чувствуется, что авторы российских учебных пособий и педагоги (которые могли бы проявлять больший интерес к научным открытиям и передавать школьникам знания, получаемые самостоятельным путём — через интернет, научную периодику, научно-практические семинары) ещё не могут преодолеть «табу», усвоенные во времена воинствующего атеизма. Однако самая главная, фундаментальная задача школы, определяющая будущее нашей педагогики, да и всей страны – духовное воспитание, в основе которого лежат нравственные ценности. Поэтому необходимо не только изменить содержание учебников, но и поменять парадигму образования – «это моё глубокое убеждение, подтверждённое 20-летними исследованиями, проводимыми нашим центром на базе гимназии Петершуле».
Идея созидательного качества времени как силы, по Козыреву, перекликается с идеей «созидательного служения», «спонтанной щедрости» Бога в докладе Э. Шаделя, профессора Отто-Фридрих университета (Бамберг, Германия) «Пансофия Коменского как гармоничное единство познания мира, себя и Бога».
Итогом главного жизненного труда Яна Амоса Коменского, великого чешского педагога и философа, считает профессор Эрвин Шадель, стало призвание вывести людей из лабиринта этого мира на свободу. Докладчик сконцентрировался на основополагающих составляющих пансофии (универсальной мудрости) Коменского – целостность, единство, аналогия, гармония и троичность, представил их системные взаимоотношения. Большое значение здесь уделяется внутренней духовности человека, самоутверждающей себя, – «Вначале человек должен познать себя, чтобы понять, что он является не просто… творением, но посредником между Творцом и сотворённым, образом своего Творца, Его наместником и слугой. Он, словно маленький бог, должен понимать это, чтобы властвовать над маленьким миром, которым он сам является». Благодаря такой посреднической роли человека ему необходимо вернуться к троичной сути бытия, так как внутренний человек есть определённое сочетание памяти, разума и воли (быть, знать и хотеть). Потому и Божественная троичность (трёхстороннее общение силы, мудрости и любви) «кооперативно» присутствует во внутреннем человеке, «чтобы тот был просвещён через разум [и] возгорелся через свою волю». На вопрос о том, что представляет собой высшую глупость, Коменский отвечает: «Или отрицать Бога, или бояться Его». Революционная сторона учения чешского педагога о Боге – в нём выдвигается на передний план идея не удержания в страхе, а спонтанной щедрости; не унижающего господства, а созидательного служения: Бог в любви и милосердии кооперируется с нами, а мы — с Богом. И эта любовь одухотворяет всех.
Выступление «Проблема формирования картины мира в структуре высшего образования» Д.К. Бурлаки, ректора РХГА, завершает обзор конференции «Картина мира…», в котором представлены далеко не все доклады. Не случайно конференция проходит в гимназии Петершуле, где размещается Религиозно-философский и педагогический центр им. Коменского, и в стенах Русской Христианской гуманитарной академии, — сказал Дмитрий Кириллович. — Мы в преподавании опираемся, с одной стороны, на ментальную традицию, а с другой – не являясь церковным учебным заведением, претендуем в сформированном РХГА образовательном процессе на определённый синтез Божественного Откровения и научного умозрения. У нас этот синтез сплетается в ходе реализации образовательных программ в некую общую картину мира. Картина мира – своеобразное структурное формообразование знаний и учебных занятий – некий «фон», объединяющий отдельные позитивные науки, в рамках которого осуществляются те или иные маршруты исследований. В то же время современная картина мира не обладает целостностью религиозного мировоззрения, поскольку там не присутствует учение о Боге, о невидимом. Современные образовательные стандарты диктуют нам формировать у школьников и студентов такие представления о мире, которые носят искажённый характер. Хотите увидеть яркий образчик подобной «искажённости» – зайдите в любую школу, и вам скажет учитель, физик или биолог, что наука доказала происхождение человека от обезьяны. Таков нынешний масштаб научной картины мира. И это действительно проблема! – открыть миру истину, в которой человеческое знание выходит далеко за границы возможного опыта, как говорил Кант. Философы постпозитивистской ориентации (а их сложно упрекнуть в симпатиях к Библии и христианству) пришли к выводу, что в основании научного поиска лежит ряд фундаментальных понятий мифогенного происхождения. Получается, наука не может существовать без сильных допущений, которые можно назвать космогоническими, космологическими мифами. Поэтому мы должны не отбрасывать религиозные и философские обобщения, а ставить их широко в контекст познаваемых явлений. Значение трудов Козырева в том и состоит, подчеркнул Дмитрий Кириллович, что он являет собой блестящий образец нового мыслителя. Деятельность людей, подобных Николаю Александровичу Козыреву, указывает нам верный путь формирования новой картины мира как единства духовно-религиозных прозрений, носящих символический характер и постигаемых интуитивно, и достоверности точных наук, которая добывается опытным путём, системой строгих доказательств. И здесь нам важен не только сам факт научных обобщений Козырева, но и методология синтеза, предложенная им.
Возникновение такой методологии синтеза ещё раз напоминает о наступлении эпохи, когда не религия с её мертвящей догматикой, а современные научные открытия становятся главным источником познания Мира, — отсюда решение проблемы образования и нравственного оздоровления общества. Поэтому Н.А. Козырева и причисляют к замечательной плеяде русских учёных-космистов – он понял, что существует Высший Разум, а Вселенной управляют Единые Космические Законы, и строил на этом крепком фундаменте свою Теорию времени. Николай Александрович осуществил собой факт возникновения и функционирования особого пространственного канала связи с Высшей Божественной Реальностью, посредством которой на Землю передаются знания, пока ещё непонятные и непривычные для академической науки. Отсюда высокая роль интуиции (озарения новыми идеями), связанной с научным творчеством. Астрофизик Козырев – новейший тип учёного-исследователя, описывающего нарождающуюся научную картину мира, которая уже обретает конкретные черты. Всесторонние представления о ней были даны ещё в начале прошлого века в книгах Учения Живой Этики — они для многих представителей современной науки стали настольными. Необходимо, чтобы знания о целостности Мироздания, изложенные в Живой Этике и содержащиеся в новейших научных открытиях, полноправно вошли в школьные и вузовские пособия и программы. Прочно обосновались в душе каждого автора учебника, педагога-методиста, учителя, и на уроках освещались научные факты, открываемые мыслителями, подобными Н.А. Козыреву. Подготовила Ольга АВИЛОВА.
|