Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
В дополнение к обращению, полученному редакцией «С» от Совета РО имени С.Н. Рериха, публикуем письмо читателя о факте замалчивания достоверных сведений в исследованиях В. Росова о Н.К. Рерихе. ОТВЕТЫ КОНСУЛА БЫСТРОВАКнига В.А. Росова о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха снабжена многостраничным перечнем использованной литературы, изученной автором в фондах различных архивов, в том числе и зарубежных. Это, несомненно, должно вызывать доверие читателя. Наше внимание привлёк эпизод, в котором рассказывается о А.Е. Быстрове. А.Е. Быстров-Запольский, генеральный консул СССР в китайской провинции Синьцзян, оказал значительную помощь Н.К. Рериху в делах экспедиции. Отношения их были дружеские, и, как сказано у В.А. Росова, в 1926 году консул успешно прошёл испытание и стал учеником Учителя М.; ему было вручено кольцо ученика, а также разрешено задать Учителю три вопроса. Вот как даны вопросы и ответы в книге В.А. Росова: «Первый вопрос Быстрова: «Почему именно я избран Учителем?» Ответ Махатмы: «Ещё при Акбаре был отмечен мой подданный». Воин по имени Равинчар служил в охране императора Акбара и спас его от укуса чёрной кобры. Второй вопрос: «Как завершатся советско-китайские переговоры?» «Эти переговоры нужны как стоптанные лапти». Речь шла об экономических переговорах по Синцзяну, которые закончились безрезультатно. И третий вопрос про случай с воином: «Почему всадник с отсечённой головой иногда продолжает скакать на коне?» «Астрал не успевает выйти из тела, и оно ещё некоторое время представляется живым». Мы сопоставили этот текст с записью ответов Учителя, сделанной Е.И. Рерих: «…Отвечу на вопросы. Качество их удачно. Конечно, связь установлена в прежней жизни. Устремление духа началось во время Акбара, когда отрицание Бога дало повод приблизить Моего храброго воина. Мужество указывало ему взгляд бестрепетный в пространство.
На второй вопрос. Нужно сказать, что договор с этой провинцией подобен шитью погребальных туфель. Советую продолжать переговоры как лучшее упражнение в терпении и для успокоения М[осквы]. Не надо думать, что этот договор будет иметь значение, ибо на Моей карте область С[иньцзяна] разделена уже. На третий вопрос. Нужно сказать, что работа может быть направлена теперь лишь на Азию в целом. Исходя из серединной точки, С[оюз] В[остока] скуёт ступени С[оюза] М[ира]. Учитель чует, как новая работа ждёт сотрудника. Мужество, которое украсило его прежние жизни, даст понимание духу». Публикуя ответы Учителя без ссылки на конкретный источник, В.А. Росов даёт своё «резюме»: «Такую версию вопросов и ответов изложил сам А.Е. Быстров в 1970-х годах незадолго до смерти. Если она даже и отличается от настоящей, то очень незначительно и в самых мелких деталях». Однако, как видим, в подлинных ответах Учителя нет ничего общего с тем, что опубликовано Росовым. Возможно, сам А.Е. Быстров был заинтересован в распространении именно этой «версии», ибо речь шла об очень важном в его жизни событии. Он был достойным учеником, сохранившим тайну посвящения. Внимательный и компетентный анализ книги В.А. Росова, нам думается, впереди; специалисты-исследователи наследия Рерихов скажут своё слово. Елена УШАКОВА, г. Владивосток.
|