Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

VIII ФОРУМ ДРУЗЕЙ ПЕДАГОГИКИ СВЕТА

С 9 по 11 января 2009 г. в Московском городском педагогическом университете состоялись ставшие уже традиционными VIII Международные педагогические чтения, название которых  было взято из наследия Л.Н. Толстого: «Истинное воспитание ребёнка – в воспитании самих себя».

Организаторами очередного форума педагогов выступили Международный Центр гуманной педагогики, Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Московский городской педагогический университет при поддержке Российской академии образования, Международной Лиги защиты культуры, Ассоциации творческих учителей России, Движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили. Информационную поддержку Чтениям оказали «Учительская газета», газеты «Первое сентября», «Содружество», журналы «Культура и время» и «Три ключа». 


...В Московском педагогическом Университете

На этом масштабном форуме собрались 580 человек из 75 городов России, Украины, Белоруссии, стран Балтии. Здесь были и начинающие педагоги, и те, кто имеет уже многолетний опыт реализации концепции «Школа жизни». Но как заметил в своём выступлении президент РАО Н.Д. Никандров, «нет такого здания, которое могло бы вместить всех педагогов, воплощающих гуманную педагогику». Среди основной массы участников выделялись большие делегации Латвии (60 человек), Украины (60 человек), Москвы и Подмосковья (108 человек). Приехали учителя из Дагестана (15 человек) и Белоруссии (13 человек). Также были представлены многие регионы России: Пенза (24 чел.), Кировская обл. (16 чел.), Пермь (16 чел.), Хакасия (15 чел.), Магнитогорск (11 чел.), Владивосток и другие.

Пленарные заседания Чтений чередовались с работой восьми круглых столов, посвящённых темам, взятым из педагогического наследия великого Толстого: «Делаться с каждым днём лучше и добрее», «Урок – ступенька постижения педагогического искусства», «Как надо самому жить?», «Духовность – путь к расширению педагогического сознания», «Пробудить в сердце родительскую мудрость», «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный», «Я – руководитель», «Себя, как в зеркале, я вижу». В обзорной статье сказать ёмко о каждой из этих  встреч, необыкновенно объединяющих, практически невозможно. Наверное, в более выигрышном положении оказывались делегации, состоящие из большого числа людей, — они распределяли между собой возможность присутствовать на каждом из круглых столов, а потом обмениваться друг с другом живыми впечатлениями.

Думаю, самой важной особенностью прошедшего форума стала попытка осмысления учителями своих педагогических ошибок (что всегда очень трудно для педагогов), размышления о поиске выходов из реальных конфликтных ситуаций – как каждый работал над собой, о возможных способах исправления своих недостатков. 

Безусловно, отдельно нужно говорить и о каждом из 22 мастер-классах, которые проводили лучшие педагоги – Рыцари гуманной педагогики из Москвы, Нижнего Новгорода, Артёмовска, Белгорода-Днестровского, Винницы, Дербента, Донецка, Калининграда, Клайпеды, других городов. Они показывали, как воплощаются на практике принципы гуманной педагогики. Эти мастер-классы оказались настолько разнообразны – ведь неповторимы проводившие их Учителя. И порой отношения с аудиторией складывались самым неожиданным образом.

Показательные уроки не строились на принципах примитивного монолога – почти всегда возникал диалог: беседа, размышление или даже игра с аудиторией. При этом присутствовало чёткое понимание того, что всё, что говорится для слушателей, очень искренне, взвешенно, пережито и выстрадано педагогом, а потому обладает огромной силой убедительности, которая и даёт сердечный заряд всем присутствующим.

Отрадно, что год от года возрастает число практических разработок, методических материалов и даже учебников, построенных на принципах гуманной педагогики. Два года назад педагоги были обрадованы появившимся пособием «Физика языком сердца», созданным Иреной Стульпинене, учителем из г. Клайпеды (Литва). В этом году Виктория Бак из г. Артёмовска (Украина), Рыцарь гуманной педагогики, предложила очень своевременное учебное пособие «Биология языком сердца». Уж если физику можно «рассказать сердцем», то биологию – тем более! Даже бегло ознакомившись с книгой В. Бак, понимаешь, что автор проделала огромную аналитическую работу по систематизации открытий современной науки, с одной стороны, и их осмыслению с позиций древней Мудрости, с другой. Ещё эту книгу можно назвать «Энциклопедией естественнонаучного знания для подростков». Интересно, что книга В.Ф. Бак издана на средства учителей тиражом в 500 экз. и вышла на русском и украинском языках.  

Участники Чтений предложили расширить пространство деятельности общественной организации «Международный Центр гуманной педагогики» и пройти процедуру официальной регистрации «Всероссийского Центра гуманной педагогики», который правомочен создавать свои отделения и представительства в любом регионе России. Также предложено зарегистрировать Международный Центр гуманной педагогики на качественно ином уровне, объединив Всероссийский, Украинский и Латвийский Центры гуманной педагогики.


Делегаты из Омутнинска (четвёртый слева В. Корепанов)

На последней общей встрече состоялось ставшее традиционным присуждение звания «Рыцарь гуманной педагогики» с вручением золотого значка «Сердце и лебедь» — его в этом году удостоились 20 учителей и работников образования, ярко проявивших себя на этом нелёгком поприще.

Ш.А. Амонашвили, мэтр педагогики, закрывая Восьмые Международные Педагогические Чтения, определил тему следующих, Девятых Чтений, в основу которых легли слова В.А. Сухомлинского: «Чтобы подарить ребёнку искорку знания, учитель должен обладать морем Света». Свою новую книгу именно с таким названием Шалва Александрович предложил аудитории. В ходе следующих Чтений планируется проведение уже 40 мастер-классов.

Состоявшийся разговор педагогов об одухотворении образовательного процесса имел огромное значение не только для собравшихся учителей — казалось, сама атмосфера московского вуза в эти дни генерировала какую-то особую энергию, которая очищала пространство над столицей. Такой обмен светоносным опытом поистине бесценен и даёт каждому его участнику заряд энтузиазма как минимум на год – до следующей Светлой встречи…

Владимир КОРЕПАНОВ,
директор МОУ СОШ №6 г. Омутнинска, Кировской обл.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"