Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

«Я РИСУЮ БАРДОВСКУЮ ПЕСНЮ»

 
Пока Земля ещё вертится,
Пока ещё ярок свет,
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет:
Умному дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
Булат Окуджава.

О неисчерпаемости, многоликости и притягательности бардовской песни напомнила жителям и гостям Владивостока выставка детского рисунка «Мой друг рисует горы» из цикла «Учитель и ученик». Она сейчас проходит в Доме-музее семьи Сухановых объединённого музея имени В.К. Арсеньева.

Идейный вдохновитель юных художников, чьи работы и сформировали экспозицию, — В.А. Журмилова, преподаватель изобразительного искусства Детской художественной школы №1 г. Владивостока.

Вера Алексеевна предложила ребятам по большому счёту поразмышлять над богатейшим бардовским наследием – всем этим богатством мыслей, чувств, юмора владеет русский народ. И на торжественном открытии выставки Елена Евграфовна Запорожец, директор Дома Сухановых, подчеркнула: «Авторская песня – очень русский феномен. Нужно думать по-русски, чтобы понимать явление «бард» – большинство иностранцев этих песен не понимают». Она ещё раз напомнила о ярком даровании всеми нами любимого Владимира Высоцкого, ко дню рождения которого и была приурочена детская экспозиция.

Сам Владимир Семёнович присутствовал на празднике – его живой голос, записанный на пластинку, его слова прозвучали очень своевременно. Откровенные признания народного любимца с трепетным вниманием слушали и дети и взрослые: преподаватели, участники концерта бардовской песни, сотрудники музея, первые посетители выставки.

— Авторская песня вообще предполагает непринуждённую атмосферу, – сказал Высоцкий, — раскованную, дружескую, свободную, потому что предназначена для самых близких друзей…»

Видимо, поэтому песни авторов-исполнителей так любимы – как феномен образного живого рассказа под гитарный перезвон… А это и политический памфлет, и рок-баллада, и «жестокий романс» прошлого века, светлая сказка, весёлая хохма, нарочито-надрывная исповедь уголовника, философское раздумье, гневный протест против серости и пошлости жизни… Как видим, явление необычайно многогранно. И отразить его на бумаге красками?..


В Музее Сухановых. В.А. Журмилова (справа) со своими учениками

— Когда я своим деткам предложила, — пояснила Вера Журмилова, — нарисовать песни наших замечательных бардов Никитина, Окуджавы, Высоцкого, Визбора и других знаменитых поэтов-певцов, они сразу откликнулись. Но сам процесс работы над рисунками проходил в большом напряжении, ведь здесь надо было подключать и разум, и сердце. Я подобрала для каждого из ребят особый музыкальный сборник, чтобы они смогли дома внимательно прослушать песни, выбрать из них понравившуюся…

Уроки мы строили так: совмещали прослушивание какой-то музыкальной композиции с рисованием иллюстрации к ней, где образ рождался из слов песни, а цветовое решение шло от её эмоционального настроя. Все песни бардов настолько разные — грустные, весёлые, задумчивые... Например, очень интересна в этом плане картина Маши Андреевой, навеянная известной композицией Никитина-Берковского «Брич-мулла», — она запомнилась мне ярким пронзительным цветом, жёлто-оранжевыми кричащими красками. В них отразился настоящий горячий, эмоциональный Восток. Маша хорошо ощутила настроение песни, которое замыкает, связывает воедино исполнителя и слушателя.

В чём ещё сложность работы над этой темой? Приходилось очень доходчиво объяснять, что есть песни для глаз, есть песни для ног, для ушей, а есть песни для сердца. Песни авторские – их мало услышать, но надо прожить, пропустить через свою душу. А если сердце художника откликнулось – получается рисунок-шедевр. Поэтому здесь не талант имеет решающее значение – нужно чуткое сердце. И было очень приятно, что потом дети стали сами напевать мелодии…

Уже многих бардов нет среди нас, но их неповторимые слова, мелодии, голоса продолжают звучать, так как в них – завещание нам, потомкам. Это особенно ценно. Поэтому я захотела создать единый проект на тему авторской песни в живописи и подключить к его реализации других преподавателей изобразительного искусства. Можно каждый этап проекта посвящать отдельному исполнителю, например творчеству Булата Окуджавы – ведь такие мудрость и красота заложены в его поэтических строчках! А потом сделать из детских рисунков выставку. Можно также проиллюстрировать песни Владимира Высоцкого – эта тема вообще неисчерпаема богатством возможностей.

Идея, предложенная Верой Журмиловой, чрезвычайно социально актуальна. Выставка детского рисунка «Мой друг рисует горы», посвящённая авторской песне, — наглядная и энергичная альтернатива куцемыслию большинства песен современной эстрады. И дети, погружаясь на уроках живописи в образно-поэтико-музыкальные глубины авторских творений, научатся сравнивать и выбирать лучшее. Тогда разлагающее воздействие эстрадных шоу перестанет развращать детские чистые души.

 

Наталья СВЕТЛОВСКАЯ.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"