Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

В дополнение к обращению, полученному редакцией «С» от Совета РО имени С.Н. Рериха, публикуем письмо читателя о факте замалчивания достоверных сведений в исследованиях В. Росова о Н.К. Рерихе.

…НАКАПЛИВАЯ В ДЕТЯХ ЗВЁЗДНОСТЬ

В Детский Эстетический Центр, развивающийся вот уже 15 лет на базе Дальневосточной государственной академии искусств, приходят совсем ещё малыши – 4, 5, 6-летние дети. Мамы, бабушки, папы остаются за дверью классов, а детки рассаживаются на стульчиках в кружок и слушают педагогов, танцуют, поют, рисуют…

Побывав на этих уроках, я ощутила, как чрезвычайно важен такой центр в жизни каждого человека – ощутила с чувством горечи о безвозвратно утраченных возможностях (ведь детство не вернуть). Я бы сама так же слушала и прилежно исполняла всё, что требуется делать на занятиях, проводимых в Центре, – а это ритмика, живопись, музыка, игротворчество, искусство общения, ансамбль.

У детей, приходящих сюда, нет необходимости расспрашивать, нравится ли им здесь. За дни каникул ученики уже успевают соскучиться, просят привести их в академию…

Так что это за Детский Эстетический Центр?


Татьяна Разувакина рядом с персональной выставкой Софии Баровской, 5 лет, ученицы ДЭЦ

Мысль создать его в стенах академии искусств принадлежит руководителю Центра «Мир искусства» и идейному вдохновителю Татьяне Петровне РАЗУВАКИНОЙ. Сначала она побывала в столице, в Московской консерватории, где функционирует так называемая «проблемная лаборатория», сотрудником которой работает известный музыкальный психолог Марина Старчеус. Побывала, посмотрела, набралась там навыков и привезла их во Владивосток.

Вокруг Татьяны Петровны объединились замечательные педагоги. Да и энергетика академии искусств, а здесь обучаются студенты по трём направлениям – музыка, театр, живопись, и с каждого этажа и из коридоров доносятся звуки классических произведений – создаёт естественную высококлассную среду для взращивания элиты общества.

Очень серьёзное заявление – для взращивания элиты общества – но именно этот вывод потряс своей обнажённой правдой. Вдруг в какой-то момент во мне, наблюдающей за тем, как маленькие человечки изображали животных или под музыкальное сопровождение – живое, под рояль — «встречали гостей», учились рисовать по памяти свои портреты, в играх освобождались от психологической зажатости — умиление сменилось глубоким осознанием, что вот здесь, перед тобой, Новая Эпоха!.. Она смотрит на нас глазами этих ребятишек…


«Классика развивает сердце»

— К нам в академию, — рассказывает Татьяна Петровна, — приезжала профессор из Москвы Дина Константиновна Кирнарская. Она говорила, что наступает Новая Эра, Эра духовности, и детей необходимо учить классической музыке, так как классика развивает сердце.

И мы также на родительских собраниях советуем взрослым: если вы хотите, чтобы ваши дети имели светлую душу, чтобы вам на старости лет подали стакан воды, вы должны их эстетически совершенствовать, через искусство прививать стремление к Прекрасному.

Сейчас родители желают как можно раньше научить ребёнка считать-писать. Но в дошкольном возрасте активно развивается правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное мышление. Потому и учили раньше в таком возрасте искусству танца, стихосложению, музицированию, пению. А уже после семи лет начинает доминировать левополушарное мышление. Всему своё время…

Поэтому очень важно в самом раннем детстве сделать так называемую «культурную прививку», которая в будущем предохранила бы человека от бездуховности и эгоизма самовлюблённого невежи.

Мудрейший смысл слов «красота спасёт мир» отражается, как в зеркале, в качестве воспитания малыша – если наставники сумели с любовью, внимательно и ответственно провести его через Мир Искусства.

Видимо, и взрослые, провожающие сюда по средам и субботам детей, хорошо понимают эту простую истину. А некоторым из них приходится ездить из самых дальних районов: с Окатовой, Второй Речки, даже с острова Русский. Они дожидаются за дверями – во всё время занятий. Но бывают и открытые уроки, когда любопытство родителей, наконец, получает выход.

Бывает, что педагоги и со взрослыми разучивают песни – те откликаются с большим удовольствием, участвуют в праздничных утренниках, показательных концертах, оперных постановках, где дети делают всё сами: рисуют декорации, танцуют, поют, выстраивают мизансцены. Конечно, под руководством своих наставников, в которых в суматошные дни подготовки к праздникам вдруг раскрывается богатый спектр способностей – они и театралы, и музыканты, и поэты, и сказочники.

Что особенно подкупает, когда ближе знакомишься с деятельностью Центра? Творческая фантазия, любовь к детям и высокий профессионализм тех, кто учит в ДВГАИ малышей.

 

— Наши педагоги, — подхватывает Татьяна Разувакина, — на вес золота, каждый уникален! У нас занятия музыкой ведёт Елена Николаевна Полунина. Начинала ещё студенткой третьего курса, и я сразу увидела, что у этого музыканта получается превосходный контакт с маленькими детьми. Елена Николаевна учит образному пониманию музыкальных тем, которые сама озвучивает в классе на рояле.

Особо подчеркну, педагоги у нас – с высшим образованием, аспиранты, без малого кандидаты наук. Вообще, вначале идея создания в академическом вузе детского центра казалась «дикой», ведь маленькие дети шумят, бегают по коридорам… Но меня энергично поддержал прежний ректор Игорь Иосифович Заславский. Для развития нашего Центра много сделали прекрасный организатор и энтузиаст Алла Алексеевна Смородинова, она раньше вела в ДЭЦ уроки музыки, и Елена Мееровна Алкон, доктор искусствоведения, — в своё время проводила уроки музыкального английского языка и даже составила пособие по этому предмету, сейчас в академии читает курс музыкальной психологии.

А Светлана Иосифовна Ключко учит ритмике – она закончила аспирантуру, музыковед, скрипачка. Живопись у нас ведёт Инесса Викторовна Кучер, выпускница класса Гончаренко.

Недавно в наш коллектив пришла Елена Викторовна Шокол – лауреат Премии Президента РФ, учитель начальных классов, разработавшая собственную методическую систему. Она проводит уроки «игротворчества».


Урок живописи: «Рисуем автопортрет по памяти»

«Искусство общения» – этот предмет предложила Галина Фёдоровна Бакшеева, старейший и уважаемый преподаватель театрального факультета (сценическая речь). Сейчас её дело в Центре продолжают Лариса Ивановна Нагорных и Елена Евгеньевна Удатова.

Уроки под названием «ансамбль» придумала Татьяна Михайловна Рахманова, выпускница дирижёрско-хорового отделения, теперь это направление возглавила Алла Вадимовна Брацыхина, пианистка с прекрасным голосом.

— Наверное, очень сложно работать профессионалам – музыкантам, художникам, театралам – с малышами.

— Безумно!.. К тому же мы совершенно не приемлем принципов авторитарной педагогики и занимаемся в игровой форме. Поэтому лёгкость, которую вы наблюдаете в действиях педагога, – она кажущаяся и достигается большим трудом и смекалкой.

Мы обнаружили, что современные дети просто не умеют играть, нет в них мобильности, подвижности – многое им заменяет техно-виртуальный мир. И зло укореняется в них через, во-первых, компьютер, во-вторых, телевизор. У малышей, бесконтрольно смотрящих агрессивные телепередачи, играющих в игры с элементами жестокости и насилия, начинают стираться грани реальной оценки нравственности. Как-то слышу, мальчик-кроха кричит на девочку: «Я убью тебя!» Маму спрашиваю: «Телевизор много смотрите?»… Ведь раньше не было такого, чтобы ребёнок грозился убить… или убить Деда Мороза, если он не подарит подарок…

Но мы вводим ребёнка в необыкновенный сказочный мир, в котором живут добро и радость, где всё возможно! Вот ты, превратившись в подснежник, можешь под музыку расти и расцветать. Или в кругу весёлых, как сам, зверушек – среди них захотелось побыть черепахой, проползти, вживаясь в свою роль. Или встречать гостей, угадывая каждого гостя по неповторимому голосу и повадкам…

 

Самое главное требование поставили для себя сотрудники Эстетического Центра – не навреди! Например, сначала, чтобы решиться взять на воспитание высоким искусством четырёхлетних ребятишек (после того как освоились в работе с шести-, а затем пятилетними), изучались методики московских коллег, психологические и физиологические особенности детей этого возраста, какие нагрузки для них допустимы.

 

— Мы знаем, — уточняет Татьяна Петровна, — есть во Владивостоке центры, подобные нашему, куда берут даже 11-месячных грудничков. Но родителям своих ребяток говорим: не торопитесь, пестуйте, ласкайте их до 4 лет, а уже в 4-летних мы успеем всё вложить. Ребёнок должен до 3 лет созреть психологически, для него может быть большой травмой остаться один на один с остальными детьми и педагогом, когда рядом нет, допустим, мамы.

Ещё один особенный принцип занятий – синтезный подход. О важности полихудожественного развития также говорила профессор Кирнарская. То есть даём в синтезе навыки искусства: у нас ребёнок посещает все шесть предметов. Отсюда совершенно особенный человечек выходит в жизнь.

Что заложено в раннем детстве – оно накапливается и сохраняется, ведь любые занятия, развивающие творческие способности, — накопительного характера, и у каждого мальчика или девочки свой темп развития и свои наклонности. Один отстаёт в ритмике, зато проявляет замечательные результаты, например, в живописи. Один может творчески раскрыться в течение месяца, другому нужен год, а третий на второй год становится звездой…

Мы всё больше убеждаемся – нет неталантливых детей! В ребёнке заложено всё! – все возможности стать талантливым человеком, только надо их суметь раскрыть – это наша задача.

Мне многие говорят: «Вы всё время улыбаетесь, постоянно весёлая. Как удаётся? – ведь кругом такая тяжёлая жизнь…» Но когда работаешь с малышами – невозможно быть другой, даже несмотря на вечные российские кризисы. Каждый год к нам приходят дети, и ими невозможно не восхищаться – в России потрясающий генофонд! Я смотрю на ребят, подающих большие надежды, – радуюсь! Они «вырастают» из Эстетического Центра, переходят в музыкальную школу, организованную как продолжение Центра на базе ДВГАИ, затем – колледж, а потом – академия. Да, не все выпускники ДЭЦ становятся профессионалами. Но мы гордимся, что выходят из стен Академии искусств люди, выросшие на идеалах классики, – конечно, их относительно мало, но я уверена, они никогда не растворятся в общей серой массе, потому что посеянные в них семена красоты дают прочное основание, опору, это действительно прививка от бескультурья.

Познакомившись с Детским Эстетическим Центром ДВГАИ, ощущаешь: что-то очень-очень важное здесь происходит с детьми — к сожалению, сам ты уже не сможешь наверстать, оно прошло мимо тебя, невосполнимо упущено. Конечно, в том не твоя вина. Когда мы были малышами – и время было другое, и родители наши чего-то не понимали, да и занятия по искусству проводились узконаправленно.

Сейчас взрослые, узнав о Центре, приводят в академию искусств детей, не считаясь со временем и состоянием своих финансов, — правильно понимают, как важна живая встреча с Красотой. Важна в первую очередь для будущего – с малых лет незаметно формируется в человеке всемогущий «кристалл» творческой личности, творца – земного подобия Творца Небесного.

Алёна СТАРЧИНОВА.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"