ДОЗОРНЫЙ РУССКОГО ИСКУССТВА
Критик?
Общественный деятель? Человек мощнейшего духовного видения, собиратель,
коллекционер, вдохновитель многих и многих дарований на поприще искусства,
литературы, науки. Что значит это имя для культуры России? Это не просто ИМЯ –
это и есть жизнь русского искусства, его история.
Илья Репин. «Портрет В.В. Стасова»
|
Владимир Васильевич Стасов (14.01.1824—10.10.1906) был пятым ребёнком в семье
Василия Петровича Стасова, удивительного человека, архитектора «и не только
зданий, но и человеческих душ». Владимир получил прекрасное домашнее образование
и воспитание, и предполагалось, что он пойдёт по стопам отца – тоже станет
архитектором, но сын поступает в Училище правоведения. И именно здесь попадает
на ту благодатную почву, которая впоследствии дала возможность полностью
расцвести всем его задаткам, заложенным в детстве, и особенно музыкальным.
«Навряд ли в каком-нибудь другом русском учебном заведении, – вспоминает В.
Стасов, – музыка процветала в такой степени, как в Училище правоведения. В наше
время музыка играла у нас такую важную роль, что, наверное, могла считаться
одною из самых крупных черт общей физиономии училища». Он сам много занимался на
фортепиано, сочинял, пел. Вместе с друзьями-единомышленниками разыгрывал
партитуры, переложения опер, балетов, исполнял романсы и арии, участвовал в
спектаклях и концертах. В те времена музыку изучали только по нотам, и за время
обучения в училище была проштудирована почти вся музыкальная литература,
зарубежная и, конечно же, отечественная, которую уже тогда будущий критик
пропагандировал и изучал. Заложенная в детстве любовь ко всему прекрасному, к
постоянному творческому поиску и самосовершенствованию; жизнь в столице, где
сконцентрированы лучшие мировые шедевры, театры, концертные залы, где живут и
творят выдающиеся люди своего времени, – всё это позволило В. Стасову не просто
накопить огромный багаж знаний по многим направлениям и отраслям культуры и
науки, но и окончательно определиться в том, что он должен делать и чем
заниматься в будущем.
В одном из писем 20-летнего Владимира мы читаем: «Вы
знаете, что когда я стал разбирать все существующие произведения искусства и
стал рассматривать всё писанное о них, ибо ни одно из них не может и не должно
существовать без критики, то я не нашёл художественной критики в том смысле, как
она должна быть…» Но не только о художественной критике помышлял юный Стасов, он
понимал, что «…критика должна заключать в себе все искусства, непременно без
исключения, потому что они суть различные стороны и средства одного и того же
общего целого… тогда только может существовать полная мысль и не будет больше
забавных, доселе существовавших споров о том, которое искусство выше: скульптура
или поэзия, или музыка, или живопись, или архитектура?» Да, это говорит о
широчайшем осмыслении своего призвания. У него уже в то время сложилось
понимание значения Культуры в широком смысле этого слова и влияния её на судьбы
людей, на «развитие и благоденствие России». Здесь уже чувствуется духовная мощь
будущего Стасова, который всё делал воистину по-русски – широко, с богатырским
размахом. Он считал, что критик является истолкователем общественного мнения,
что он должен выражать (направлять) вкусы и запросы публики, быть не пассивным
любителем искусства, а «критиком-действователем», таким же активным и
творческим, как художник-создатель. Критик должен не только находить в искусстве
истинно великое, но уметь раскрыть, объяснить это великое, соотнести это с
действительностью и направить в будущее.
Илья Репин. «В.В. Стасов в своём кабинете СПб. публичной библиотеки», 1900-е годы
|
По окончании училища после долгих поисков Владимир
Васильевич наконец-то находит для осуществления всех своих мечтаний и планов
подходящую для этого должность – заведующего Художественным отделом
Петербургской публичной библиотеки. Работая здесь, Стасов продолжает своё
самообразование. Теперь он не только изучает изобразительное искусство и музыку,
скульптуру, архитектуру и литературу, но и занимается археологией, народными
ремёслами, костюмами, собирает старинные манускрипты, рукописи, рисунки, позже
фотографии, коллекционирует автографы, письма выдающихся людей и многое другое.
И всё это не являлось «пыльным хламом», всё это постоянно находилось в работе в
чьих-то руках и деятельно служило русскому искусству, русской науке. Он был не
просто хранителем и собирателем – он «был властелином этих сокровищ и богатством
своим распоряжался умело и по-настоящему творчески» (Г. Левашова). Но, главное,
он был коллекционером человеческих талантов. У него не было своего кабинета в
библиотеке, но на втором этаже имелся «уголок» — его «рабочее место» с
тяжеловесным письменным столом. Место это метко прозвали – «дозорная вышка». И
на ней он был бессменным часовым, вперёдсмотрящим русского искусства. «Всё, в
чём была хоть искра красоты, было духовно близко, родственно Стасову, возбуждало
и радовало его. Своей большой любовью он обнимал всю массу красивого в жизни –
от полевого цветка и колоса пшеницы до звёзд, от тонкой чеканки на древнем мече
и народной песни до строчки стиха новейших поэтов» (М. Горький). Здесь же, в
библиотеке, он имел возможность встречаться и общаться с очень интересными
людьми, которые частенько приходили к нему за каким-то знанием, а уходили
поражённые громадным духовным накоплением «библиотекаря», его любовью к
творчеству, стремлением помочь каждому. Среди них — не только люди искусства, но
и представители науки, и общественные деятели, которые, однажды попав в
библиотеку, подпадали под обаяние и влияние этого загадочного человека и
становились его друзьями и последователями.
Стасов жил во времена Горького и Пушкина, Глинки и
Прокофьева, Пирогова и Павлова, Серова и Асафьева, Крылова и Маршака, Крамского
и Рериха. «Он не только встречал многих замечательных людей, он искал их, шёл к
ним, забирал их к себе в душу. Он становился частью (и не малой) их судьбы,
верно и бескорыстно служил их таланту» (Г. Левашова). Он понимал, что «всякий
народ должен иметь своё собственное национальное искусство, а не плестись в
хвосте других по проторенным колеям, по чьей-либо указке», что для расцвета
государства необходимо поднять на должную высоту творческий дух русского народа.
И Стасов выискивал и поддерживал лучших представителей искусства. Молодое
движение, получившее название «Передвижники», во главе которого стоял И.Н.
Крамской и в числе участников которого были И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Г.
Перов, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, скульпторы М.М.
Антокольский и И.Я. Гинцбург, – одно из интереснейших движений в плане
коллективного творчества и сотрудничества. Трудно в нескольких строках дать
обзор всего огромного материала, вышедшего из-под пера Стасова в защиту и
пропаганду этого нового прогрессивного движения творцов. Столь же велико было
влияние Владимира Васильевича и в области музыки. Он был душой музыкального
кружка, известного под названием «Могучая кучка», кстати, именно он дал это
название в одной из статей: «…сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у
маленькой, но уже такой могучей кучки русских музыкантов». В состав кружка
входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А.
Римский-Корсаков. Критик знакомил публику и с новой порослью, поднявшейся вслед
за «Могучей кучкой», – А.К. Лядовым, А.К. Глазуновым, А.С. Аренским. Он тонко
чувствовал, какой материал необходим для музыкального воплощения в данный период
и рекомендовал его своим друзьям. В частности, именно с подачи Владимира
Васильевича А.П. Бородин пишет по мотивам «Слова о полку Игореве» оперу «Князь
Игорь», сюжетную линию либретто которой также написал сам Стасов. «Богатырская»
симфония Бородина, оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»,
симфоническая картина «Садко» Римского-Корсакова, опера «Псковитянка» и
симфонические увертюры «Буря» П.И. Чайковского, «Король Лир» М.А. Балакирева –
это неполный список всего того, что было осуществлено совместными усилиями.
Около него постоянно можно было встретить малоизвестных молодых людей, и он
постоянно «с некой таинственностью в голосе, рекомендовал их как великих поэтов,
музыкантов, художников, писателей – в будущем» (М. Горький).
Немало копий сломал он в защиту этих новаторов,
стремившихся к «новым берегам», утверждавшим в своём творчестве великую силу
русского искусства. Не стесняясь никакими рангами и чинами, иногда резко и
прямолинейно он «выворачивал наизнанку» всю подноготную современных знатоков и
судей: «…И мы должны от вас зависеть, от ваших капризов или незнания, от вашего
равнодушия или плохих вкусов?! Нет, это уж слишком… По счастью есть суд истории.
Его уже ничем не выскоблишь и не затушуешь» (Г. Левашова). Его ругали, с ним не
соглашались, обвиняли в «русофобии» и категоричности, но никогда никто не
отрицал его самоотверженной преданности идеям обновления государства
посредством культуры и искусства. «Знают, пройдёт испытание. Всенародная,
крепкая доверием Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды.
Наберётся сил. Найдёт клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь» (Н.
Рерих). И посвятив все свои помыслы и устремления любви к Прекрасному и несению
этого Прекрасного в жизнь, Владимир Васильевич Стасов воистину, как Дозорный
русского искусства, несменно стоял на своём боевом посту до конца земного пути.
«Его стихией, религией и Богом было искусство, — писал М. Горький, — он всегда
казался пьяным от любви к нему, и – бывало – слушая его торопливые речи,
невольно думалось, что он предчувствует великие события в области творчества,
что он стоит накануне создания каких-то крупных произведений литературы, музыки,
живописи, всегда с трепетною радостью ребёнка ждёт светлого праздника…»
Материал подготовлен Светланой
ОВСЯННИКОВОЙ,
с. Верхний Уймон, Алтай.