Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ДУХОВНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

ДОКЛАД Елены Витальевны ЮМАТОВОЙ, преподавателя средней школы №12 г. Владивостока, руководителя Культурно-просветительского центра «Орифламма», завершил работу круглого стола «Духовная составляющая творчества»

 

Что есть Красота и что есть Творчество?

По сути, истинное творчество – устремление к высоким идеалам Красоты – это духовный подвиг, потому что требует от человека-творца огромных внутренних усилий, постоянной работы над собой.

Поразмышляем немного о Красоте. Что такое Красота? Сейчас уже с позиций науки можно сказать, что это тонкая высоковибрационная энергия, которая фиксируется приборами. Последние научные данные исследований в области энергоинформационных полей очень показательны – с помощью научной аппаратуры фотографируется аура, то есть снимаются на фотоплёнку излучения картин, произведений искусства.

Красота многолика, всепроникающа, она – движущая сила эволюции человечества. Недаром Фёдор Достоевский говорил: «Красота спасёт мир». А Николай Рерих добавлял: «Осознание красоты спасёт мир». В осознании – действенная сила красоты, красота в действии, в применении. Допустим, мы рассматриваем картину, восхищаемся ею, а потом возвращаемся в повседневную жизнь, суету, заботы – и красота исчезает из нашей жизни. Но если совершенство картины осознано – возникают красивые мысли, красивые слова, осветляющие наш внутренний мир, возникает потребность постоянно приподымать самого себя над обыденностью.

Вспомним мудрое изречение Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, а от красивой жизни – к абсолютной красоте».

По сути, в этих словах – вся программа эволюции человеческой и каждого из нас, развития ребёнка и всей жизни. Красота внешняя и красота внутренняя – единое, неразрывное целое. Как говорят русские философы, сама красота является таинственным дуновением инобытия, дуновением Иных Миров, Горнего Мира, миров более высоких измерений.

Далее хочется поразмышлять, что такое творческий процесс. Великие художники Дальнего Востока, по преданиям, на несколько суток погружались в созерцание и, только наполнившись до предела творческой энергией, начинали рисовать. Или другой пример – наши христианские иконописцы, прежде чем писать иконы, долго постились и молились. И из-под их кисти появлялись иконы, они становились окном в Мир Иной и «молитвой в красках». В идеале, к которому мы должны стремиться, каждое произведение искусства должно стать молитвой в красках. Каждая художественная или музыкальная работа – молитвой в звуках, молитвой в образах, молитвой в цвете. И не обязательно, чтобы были изображены ангелы, святые. Нет, это и пейзаж, и натюрморт, всё что угодно, но главное в них – какие энергии наполняли художника, в каком состоянии он творил.


Елена Юматова

Итак, художники Дальнего Востока надолго «застывали в созерцании», прежде чем приступить к картине. Что же происходило в процессе медитации? Живописец входил в состояние вдохновения, экстаза – то есть поднимал собственные вибрации на более высокий уровень. Учитывая закон целостности, единства (а человек – часть Вселенной), творец должен настроиться на музыку Вселенной, на Божественную гармонию – это своего рода камертон, способ войти в контакт с Высшим. Сгармонизировать себя со Вселенной – большой духовный труд, надо приложить огромные усилия духа. Только после такого соприкосновения с Высшим возможно низведение Небесного Огня в земные сферы и запечатление его в реальных образах через формы, звуки и краски. Тогда произведение художника становится источником света и небесной красоты.

Чем выше мы сможем приподнять себя над обыденностью, тем прочнее будет контакт с Высшим, тем сильнее картина наполнится светом, светоносной энергией, которая будет вдохновлять и исцелять окружающих, зрителей. По этому поводу Святослав Николаевич Рерих, всемирно известный художник и общественный деятель, писал, что художника можно сравнить с Прометеем. Подобно Прометею подлинный художник приводит нас к небесному огню своего великого вдохновения, опыта и красоты. Подобно Орфею он выстраивает посредством гармонии искусства стены своего небесного города. Почему нас так сильно влечёт к творениям великих мастеров? Вспомним Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело, Рафаэля, наших русских художников – влечёт Небесный огонь Красоты, разлитый в их бессмертных творениях.

В результате напряжённой работы духа душа мастера соприкасается с Высшим. А без связи с Горним Миром произведение искусства будет лишено главного – духовного наполнения, по сути это будет только внешняя форма без энергетики. И чем крепче связь с Высшим, тем более насыщена живой энергией картина. Чем выше духовный уровень творца, тем больше света в его полотнах.

Результаты последних научных исследований утверждают – великие произведения искусства представляют собой коагуляцию сгущённого света. С помощью эффекта Кирлиан фотографируют не только ауру людей, но и излучения растений, животных и даже произведений искусства. В этой области нас ожидают величайшие открытия. Ещё более невероятные открытия произойдут в сфере изучения духа человека – когда наука, философия и искусство сольются в единое целое. Наука будет подтверждать то, что мы обычно принимаем на веру.

Сегодня за этим круглым столом звучала мысль, что человек создан по подобию Божьему. А Бог – это Творец. Значит, назначение человека – творчество и, прежде всего, со-творчество с Высшим. И мы, преподаватели, должны всемерно доносить до своих детей, учеников истинное назначение творчества.

Кто творит в нас? Дух. Дух – присутствие Бога в человеке. Значит, Бог творит в нас. Бог творит через человека – Творец передаёт нам Свои возможности, Свои способности, Свою Высшую Силу. Значит, творчество – это проявление Божественного в человеке. Чем больше будет проявлений истинного творчества, основанного на внутренней красоте (конечно, и на внешней тоже), на красоте мыслетворчества, духотворчества, тем более богоподобным станет человек. Тем теснее мы сможем приблизиться к Творцу, тем сильнее разгорится в каждом из нас Искра Божья.

Русские философы высказали интересную мысль: в творческом процессе человек становится фонтаном Бога. А затем идёт самая высокая ступень творчества: человек является инструментом Бога.

Дух есть тот проводник, с помощью которого достигается энергетический контакт художника, поэта, музыканта с мирами иных измерений, иных состояний материи. Потому непростая задача – удерживать в себе постоянный творческий огонь, особенно сейчас, когда столько трудностей, проблем, финансовый кризис, маленькие зарплаты. Нести огонь творчества – воистину подвиг.

Есть изречение в духовно-нравственном Учении Живой Этики – «учитель должен сам гореть, чтобы одно его приближение уже передавалось огненно». Видимо, это девиз для всех нас – поддерживать неугасимо в себе огонь творчества, преодолевать сопротивление окружающей среды, сопротивление плотной материи.

 

Ответственность художника перед миром

Приведу такой пример. Учёный Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за мольбертом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал: «Вот сейчас я с каждым мазком накладываю на полотно не только краски – я запечатлеваю свои мысли, чувства, своё состояние. Потом независимо от меня эти мои чувства и мысли через картину будут воздействовать с полотна на зрителя». Мастера эпохи Возрождения прекрасно знали об ответственности художника перед зрителем, перед миром.

В каком состоянии мы творим? Если в подавленном, угнетённом – картина, даже внешне совершенная, не будет нести свет и радость, а великие шедевры как раз и отличаются не только высокой техникой исполнения, но присутствием этого внутреннего огня. Поэтому, думаю, ребятам стоит объяснить, в каком состоянии надо творить. Ведь часто бывает, на уроках или изостудии приступают к работе, что-нибудь жуя. Необходимо поднять статус творческого процесса – ведь это особое состояние! Зафиксируем: о чём мы думаем в момент творчества? Я детям объясняю так: например, в процессе работы над рисунком ты был голоден, думал о еде и написал прекрасный натюрморт, потом подошли зрители. Что они будут испытывать? Чувство голода, а не любоваться картиной.

Сейчас СМИ влияют на сознание и души наших детей, прославляя «культ золотого тельца», культ потребительства и безобразия, которые насаждаются на каждом шагу. Противостоять этому очень сложно – запретом ничего не добьёмся. Выход – проведение так называемой более длинной черты. Приведу пример. Один раз С.Н. Рериха на выставке его картин спросили, как он относится к тому, если на полотне изображены пошлость и уродство. От ответил так. Мы видим безобразие и пошлость в окружающей нас жизни – но можем пройти мимо, отвернуться. Однако если оно зафиксировано, запечатлено в художественном произведении – ни взрослый, ни ребёнок не смогут остаться безучастными, они обязательно остановятся, будут думать, размышлять. Поэтому высока ответственность художника за качество своих творений.

Год назад я присутствовала на семинаре Шалвы Александровича Амонашвили, Учителя с большой буквы, академика, доктора психологических наук. Он говорил, что задача преподавателя изобразительного искусства не просто давать знания, умения и навыки, то есть учить ремеслу, репродуктивному искусству, а через творчество вести ребёнка к осмыслению своей жизни, своей миссии, к осознанию – для чего я пришёл в  этот мир? Что я должен делать? И главная задача учителя – развитие у детей воображения, фантазии, расширение сознания. А техника живописи – вторична, это Шалва Александрович подчёркивал несколько раз.

 

Опыт экскурсий

по святым местам русского Севера

Теперь кратко поделюсь нашим опытом. Я работаю в средней школе №12 с углублённым изучением предметов эстетического цикла, веду изостудию, уроки изобразительного искусства и дизайна. В нашей школе замечательный директор, и есть прекрасная традиция – мы периодически организуем детские культурно-исторические экспедиции с целью изучения древнерусской культуры, наших истоков. Так, два с половиной года назад, опираясь на энтузиазм учителей и директора, в третий раз путешествовали по древнерусским городам и монастырям (поездки полностью за свой счёт). Мы, три педагога и директор, взяли с собой десять рисующих детей. Маршрут: Москва, Петербург, Павловск, Владимир, Суздаль, святой остров Валаам, Кирило-Белозёрский монастырь и Ферапонтово. Современные дети оторваны от исконных древнерусских корней, от того, что формирует душу и характер русского человека. Наши школьники не знают народной культуры, не уважают Россию, и по большому счёту начинать воспитание надо с патриотизма. Как сказано: воспитание – это «питание духовной оси» ребёнка возвышенными, прекрасными образами, питание лучшими достижениями русской и мировой культуры.

Какую цель мы ставили перед экспедицией? Посещение музеев и галерей, пленэр – практически каждый день дети рисовали. Ведь одно дело, когда храмы, величественные соборы дети срисовывают с книг, учебников, и совсем другое – когда видят их собственными глазами в реальном масштабе, например прекрасный храм Покрова на Нерли. С ребятами беседовали искусствоведы, экскурсоводы; также были незабываемые встречи с монахами на Валааме (тогда несколько наших школьников приняли крещение в водах Ладожского озера). И тут сработал важный фактор – создание гармоничной среды, точнее, она сама явилась главным воспитательным фактором. Экспедиция естественным образом на месяц освободила детей от разрушительного влияния улицы, компьютера и телевизора. Конечно, месяц – очень мало. И, конечно, такие экспедиции не могут полностью заменить воспитательно-образовательный процесс, но тем не менее поездки надолго запоминаются, западают в сознание ребёнка на всю жизнь. Академик Дмитрий Лихачёв по этому поводу говорил, что все его представления о русском Севере, о русской культуре сформировала в детстве трёхнедельная школьная поездка, экскурсия по русскому Северу – одна поездка! Одно прикосновение, поражающее ум и сердце, может радикально изменить жизнь человека и его будущее.

После возвращения из экспедиции в школе организовали выставку – ребята привезли замечательные картины. И родители отметили, что дети сильно изменились, они стали гармоничнее, глубже; взрослые даже боялись испортить их каким-то своим «неосторожным прикосновением». Но, к сожалению, окружающая действительность начала брать своё, когда ребята опять окунулись в среду сверстников, компьютеров, телевизоров…

Паломничество – исконно русская черта, и по возможности всем нам, взрослым, необходимо такое прикосновение к святым местам. Мы обратили внимание: когда наша группа посещала, допустим, Псков или Новгород и когда узнавали местные люди, что наши дети – с Дальнего Востока, все двери открывались. Жили мы в школах, готовили сами – для этого всё необходимое возили с собой: рюкзаки, спальники, плитку и кастрюли. 

На Валааме мы прожили десять дней, засыпали и просыпались под колокольный звон, ходили на службы, на пленэр. И сама святая земля, пропитанная молитвами праведников, поразительно благотворно воздействовала на всех нас.

Такие поездки – погружения в духовные глубины России – просто незабываемы.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"