Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
«ИСТИНА ШКОЛЫ»
Во Владивостоке 26 марта 2009 года состоялись Четвёртые педагогические чтения по гуманной педагогике в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского. Чтения посвящены «Истине Школы». Организаторы – МГУ им. Невельского, Департамент образования и науки Администрации Приморского края, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации города Владивостока.
ЧТО УМЕЕТ И ЧЕГО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ШКОЛА? Школа умеет любить и воспитывать любовь. Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть. Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность. Но она не умеет предавать и воспитывать предательство. Школа умеет созидать и вдохновлять на созидание. Но не умеет разрушать и напутствовать на разрушение. Школа умеет защищать ребёнка и выправлять его судьбу. Но она не умеет ущемлять ребёнка и искажать его судьбу. Школа умеет творить добро и воспитывать доброту. Но не умеет быть злой и воспитывать зло. Школа есть Царство мысли и воспитывает свободомыслие. Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба. Школа живёт Духовностью и Верой. Она гибнет без Духа и Веры. Школа – Светлый Ангел и несёт только Свет. Всё, что не от неё, то от лукавого. Это есть Истина Школы. Шалва АМОНАШВИЛИ.
Четвёртые педагогические чтения объединили многих педагогов Приморского края – состоялся настоящий праздник творческих, ищущих, неуспокоенных людей! Живые, эмоциональные доклады, полные обнадёживающих, убедительных фактов, знакомили собравшихся в конференц-зале МГУ им. Невельского с ценнейшим опытом, накопленным в работе, проводимой педагогами-новаторами в русле духовных, космо-философских осмыслений занятий с ребятами. Их рассказам придавали призывную убедительность слайд-программы и презентации. А кто-то из выступающих делился успешными наработками в выстраивании семейных отношений – удивительными по своей внешней простоте, в основе которой лежат безграничная сила Любви и безоглядная Вера в возможности каждого члена большой и дружной семьи. В тот день прозвучало много интереснейших выступлений – обзор Чтений газета «С» опубликует в следующем номере. А сейчас мы знакомим наших читателей с выступлением – приветствием участников IV Педагогических чтений во Владивостоке – профессора Михаила Николаевича НЕВЗОРОВА, доктора педагогических наук, директора Института педагогики и образования ДВГУ. — Первая книга Ш.А. Амонашвили, с которой я познакомился в 1983 году, уже будучи преподавателем педагогики с 10-летним учительским стажем, — это его замечательная книга «Здравствуйте, дети!». Затем состоялись встречи с Шалвой Александровичем в Хабаровске, Москве, на приморской земле и вновь в Москве.
У меня есть специальная книжная полка – я её назвал «Педагоги-новаторы». И чтобы сегодня выступить здесь, я опять обратился к той коллекции и восстановил в памяти смыслы – что я понимаю под гуманной педагогикой. Смыслы очень значимые. Я прошу прощения за некую резкость моих суждений. Гуманная – не значит слюнявая. Тут речь идёт не только о гуманности (как её многие поверхностно понимают) – ведь авторитарная педагогика также уважает личность. Главное в гуманной педагогике Амонашвили – подчёркиваю – здесь гуманизм проявляется в созидании. Созидании – кого бы вы думали? – себя! Себя – как преподавателя, как вузовского работника. Если педагог не выращивает в себе всё, о чём говорит Шалва Александрович, не развивается интеллектуально, душевно, духовно – ничего он дать и создать не может. Я – человек от науки, доктор и профессор – но это всё вторично. Однако в моём ведении образовательное учреждение, и я – практик, вот это – главное. Поэтому первая моя задача гуманизма заключается в работе не со студентами — а с преподавателями. Чтобы в преподавательской среде постоянно шёл процесс самопознания, саморазвития. Идёт процесс саморазвития педагога – оттуда перепадёт, достанется и студентам. Это важнейший постулат. Дальше коротко перечислю четыре основные позиции – на что надо обратить внимание, чтобы полностью соответствовать концепции Шалвы Амонашвили. Я их назвал цивилизационными вызовами. - Итак, первый вызов – информационный – добыча информации через книги, интернет и т.д. Самая печальная реалия наших дней – преподаватели и учителя не могут добывать нужную информацию. Вот чему нам надо учиться! - Второй вызов – переработка информации. Один из великих психологов сказал: «Учебник есть гроб мысли». И я с этим согласен. Так как же сделать, чтобы добытая информация получила жизнь? Феномен живого знания – это знание, пережитое преподавателем, учителем. Но он не состоится, если педагог внутренне не растёт. - Третий вызов – социальный. Иными словами – умение чувствовать другого. Вчера на занятиях магистратуры мы говорили о педагогике сотрудничества – это сложнейший психолого-социально-педагогический феномен, в его основе символ – мост. И вот мы разбирались, как же проявляются все составляющие этого феномена, интеллектуальные в том числе, когда идёт взаимодействие в классах, в студенческих аудиториях. Если нет взаимодействия – нет педагогики, нет образовательного процесса! - И последнее – антропологический вызов. Движение образования тогда полноценно, когда человек движется к себе. Что такое десять лет обучения ребёнка в школе или пять лет жизни молодого человека в образовательном учреждении? Я точно знаю, что эти годы – десять и затем пять лет жизни молодого человека! Жизни! Давайте подумаем, какое качество жизни мы этому человеку обеспечиваем? Сами знаете – это бесконечные зачёты «ни о чём», уставшие преподаватели… Или – так должно быть – интеллектуально насыщенно, эмоционально переживаемо – в таком качестве занятий мы даём запуск в жизнь молодому человеку. Он так потом будет жить! – иначе не сможет. Поэтому, уважаемые коллеги, чем вы сейчас занимаетесь — дело прежде всего профессиональное. И здесь педагогикой, облечённой в розовые слова, ничего не сделаешь. Амонашвили своей жизнью показал – истинное образование строится на двух началах. Первое – психолого-педагогическое знание (а он – доктор психологических наук). Второе – реальная практика, куда ты всегда погружён. Интеграция этих двух начал и даёт образованию фундамент, когда человек просыпается и несколько раз будет рождаться. Вот в чём смысл всех идей Шалвы Александровича. Дай Бог, чтобы каждый, находящийся в этом зале, ощущал в себе именно такой смысл своего жизненного роста. Тогда только у нас будет право, данное Богом, заходить к детям в аудиторию. Низкий вам поклон и всего доброго! Подготовила Наталья СВЕТЛОВСКАЯ. |