Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке


И.Ф. Малов

 НАЧИНАЕМ знакомить наших читателей с научной статьёй И.Ф. Малова и В.А. Фролова. Игорь Фёдорович МАЛОВ — доктор физико-математических наук, профессор Пущинского университета, гл. научный сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории Физического института им. Лебедева РАН, член Правления Международного астрономического сообщества. Валерий Афанасьевич ФРОЛОВ — кандидат физико-математических наук, зам. директора Института ноосферного естествознания (Москва).  

 

БИОСФЕРА В КОСМОПЛАНЕТАРНОЙ СРЕДЕ И НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВИДЕНИЯ

«Существует достаточно света для тех,
кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет».
         Б. Паскаль.

«Человек познаёт себя только в той мере, в какой он познаёт мир».
И. Гёте.

I. Постановка проблемы

Наука последних десятилетий характеризуется растущим взаимопроникновением понятийного аппарата и методов исследований различных областей знания. В этом проявляется постепенное внедрение в научное мышление идеи целостности и единства объекта познания Природы, расчленённой на отдельные малосвязанные области лишь в ограниченном человеческом представлении. Признавая достижения метода анализа искусственно изолированных явлений материального мира, на современном этапе следует подчеркнуть роль второго метода процесса познания — синтеза научных представлений, более соответствующего целостному взгляду на единую Природу. Лишь диалектическое единство, динамическое равновесие анализа и синтеза в поисках научной истины может служить гарантией предохранения мышления от узости и однобокости в научных представлениях, пагубно отражающихся на результатах нашей технологической деятельности в целостностной оболочке жизни нашей планеты, её биосфере. Подобная однобокость в условиях преобладания методов анализа, дифференциации над методами синтеза, интеграции, приводит к кризису «перепроизводства информации» — перенасыщению науки и практики разрозненным эмпирическим материалом. Стремительно возрастающая масса всевозможных научных «данных» при слабых связях между науками и их подразделениями и при отсутствии целостных объединяющих идей препятствует критическому освоению этих «данных» научной общественностью даже при использовании самых современных средств обработки информации.

Эту накапливаемую массу неувязанного, неосвоенного научного материала уже относят к «новейшей разновидности загрязнения окружающей среды» [1] — её информационному загрязнению. Такой вид загрязнения касается не только окружающей, внешней, но и внутренней среды человека и человечества в целом — среды, определяющей мышление и сознание. Каковы мышление, сознание человека и человечества, таковы их проявления во внешней среде. И обратно: все искажения, дисбалансы информационных, энергетических и вещественных структур в окружающем мире — Макрокосме — отображаются в информационной, энергетической и вещественной структурах внутренней среды — микрокосме человека, нарушая систему подвижных равновесий между ними. Образуется порочный замкнутый круг, расширяющийся и углубляющийся по мере развития нашей технократической цивилизации, снабжающей человека всё более мощными и тонкими средствами воздействия на окружающую и свою собственную среду.

Все эти вопросы остро выступают в наиболее общей проблеме, выдвинутой наукой нашего столетия и самой жизнью — в комплексной проблеме взаимосвязей и взаимодействий в системе «человек—биосфера—планета—космос». Эти проблемы в разные эпохи обсуждали философы-космисты. Фалес из Милета (VI в. до н.э.) называл звёзды мирами, подобными нашему. Его ученик Анаксимандр отстаивал идею бесчисленности обитаемых миров во Вселенной. Анаксагор (Древняя Греция, V в. до н.э.) говорил о жизни как космическом явлении и о том, что «зародыши жизни» переносятся от планеты к планете.

Джордано Бруно писал в своих сочинениях: «…не следует полагать, что есть часть мира без души, жизни, ощущения, а следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и нелепо считать, что не могут существовать иные существа, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам» [2].

Ф. Хойл и Ч. Викрамасингх уже в XX в. подчёркивали, что всякое суждение, по которому жизнь – явление земное, «выражает определённо докоперниковскую точку зрения» [3].

Основы научной постановки указанной проблемы заложены в трудах В.И. Вернадского, появившихся в первой половине XX столетия. Эта проблема обсуждалась также  в работах представителей школы русского космизма, к которой помимо В.И. Вернадского относят Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.К. Рериха и др. Они рассматривали Вселенную, биосферу и человека как целостную единую систему с внутренней взаиморегуляцией гомеостатического типа [4]. Наше время интенсивного развития космических исследований стимулировало рост новой волны интереса к осмыслению космических связей Земли и её биосферы. Появились и развились такие важные для рассматриваемой проблемы отрасли знания, как космобиология, радиоастрономия, заатмосферная всеволновая астрономия, электромагнитобиология, гомеостатика, пространственно-временная всеволновая спектроскопия, системно-кибернетические представления об управлении и связи в естественных и искусственных структурах и др. Были развиты экспериментальные методы исследования космической и планетной среды биосферы с помощью ракет, спутников, орбитальных станций. В 70 годах ХХ века в Академии наук СССР был создан специальный орган — Комитет по координации исследований проблемы «Влияние космических факторов на процессы, происходящие на  Земле». Важность рассмотрения именно космической среды биосферы следует из расширяющегося потока исследований и растущего осознания того, что на Земле мы сталкиваемся со следствиями многих процессов, уходящих истоками в Космос (см., например, [5, 6]).

В большой причинно-следственной цепи Космос всё чаще должен рассматриваться как мир причин для планетного мира следствий. В иерархии больших систем наша планета выступает как часть большого целого — Вселенной и должна подчиняться закономерностям этого целого. Космическим закономерностям взаимообмена информацией, энергией и веществом должны подчиняться все оболочки Земли, в том числе оболочка жизни, биосфера. Отдельные земные оболочки выступают как части целого и тоже должны функционировать в соответствии с общекосмическими закономерностями и процессами в силу их многоуровневого и многозначного взаимоотображения.

Составным элементом и активным ядром биосферы стало человечество. И именно активность этого ядра, к сожалению, является источником дисбаланса естественных природных процессов во всех сферах системы Земли, рассматриваемой как целостный организм, живущий в пространственно-временной ритмике Космоса. Сегодня мы приходим к тому порочному замкнутому кругу, когда дисбаланс Макро- и микрокосмоса отображаются друг в друге, усиливая общую патологию системы. В настоящее время степень дисбаланса такова, что уже говорится о глобальном экологическом, технологическом, социально-экономическом и политическом кризисе нашей цивилизации. По сути, речь идёт о проблеме выживания человечества в системе Земли.

Относительно дисбаланса сферы жизни на планете существуют две точки зрения. По одной из них возможности биосферы в смысле автоподстройки безграничны, и она всегда будет функционировать в оптимальном режиме, отрабатывая в себе все элементы дисбаланса, вносимые человечеством.

Сторонники другой придерживаются противоположного мнения, утверждая, что человечество подходит к некоторому критическому порогу искажения естественных биосферных процессов. Начиная с этого момента в биосфере могут начаться необратимые процессы с непредвиденными последствиями. В высказанных позициях содержатся скорее эмоциональные и интуитивные представления, и в настоящее время в официальной науке отсутствуют строгие теоретические обоснования обeих точек зрения. Вновь встаёт вопрос о проблемах сознания и мышления в их взаимопроекциях на окружающую среду. Сложно ожидать подобных обоснований при существующей парадигме мировидения, основанной на примате идей случайности и несвязанности событий и процессов в природе и, как следствие, во многом  случайности и фрагментарности добываемого наукой знания, на ложных стереотипах представлений о роли и назначении человека и человечества в биосфере, на планете, в Космосе.

Большинство научных взглядов на мир определяется инерцией антропогеоцентризма, всё ещё господствующей в нашем мышлении. О пагубности подобных средневековых представлений, поставивших нашу планету и человека на ней в исключительное положение во Вселенной, говорилось ещё столетие назад [7]. Уровень мышления исследователей должен соответствовать уровню сложности рассматриваемых проблем. В этой связи лишь открытое геокосмическое мышление, рассматривающее биосферу как целостную, открытую в космический мир причин систему, может охватить и связать воедино обилие разнообразных фактов, относящихся к биосферной проблеме, и дать однозначный обоснованный ответ на вопрос о степени ответственности человечества за судьбу живого организма планеты, являющегося неотъемлемой частью Живого Организма Вселенной.

При рассмотрении сложных вопросов культура мышления определяется такими качествами, как историзм и целостность видения проблемы. Прекрасный пример такого мышления даёт нам своим научным творчеством В.И. Вернадский. Любую проблему он рассматривал от её возникновения до состояния на сегодняшний день. Так, из его работ можно видеть, что человечество периодически возвращается к древней идее о космических истоках земной жизни, приобретая новые оттенки понимания на новых витках развития сознания. Вернадский говорил: «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса».

В соответствии со всем сказанным можно утверждать, что наука на современном этапе подошла к необходимости исследования сложных и тонких вопросов взаимодействия биосферы и планетно-космической среды. Назрела необходимость целостного подхода к этим вопросам с позиции синтеза современного знания. Тем самым, в соответствии с философским преломлением теоремы Гёделя о неполноте [8], вопрос о допустимости или недопустимости дисбаланса биосферы переводится в иную, высшую плоскость рассмотрения, откуда просматривается однозначность ответа — недопустимости рассогласований процессов, протекающих в биосфере, с общекосмическими процессами, обеспечивающими высшее единство и целостность мироздания. Применение теоремы Гёделя к биосфере означает, что, оставаясь в рамках только взаимоотношения человека и биосферы Земли, нельзя ответить на вопрос о последствиях вмешательства отдельного человека или человечества в целом в естественные природные процессы.

Мы пытаемся, осмыслив накопленный за последние десятилетия научный материал, найти пути решения проблемы «человек–биосфера–Космос», привлекая некоторые положения системной кибернетики и математической физики. Для преодоления трудностей, связанных с обилием разнообразного фактического материала по проблеме, воспользуемся методом, которым так широко и успешно пользовался В.И. Вернадский — методом эмпирического обобщения. Известно, что выводы, полученные в результате применения этого метода, основатель учения о биосфере и ноосфере рассматривал как научные факты [9].

 

II. Спираль познания

Для лучшего понимания всего дальнейшего материала сделаем несколько предварительных замечаний по поводу главных идей, методов и подходов, используемых в работе.

1. В соответствии с развиваемыми нами положениями о колебательном Мироздании, Макро- и микрокосме наше познание тоже подвержено спирально-циклическому закону эволюции всего и вся вокруг и внутри. Выше уже отмечалось, что в сознание человечества вновь, уже на новом витке научного постижения, возвращаются вечные истины единого целостного Мироздания, к которым оно много раз обращалось в прошедшие эпохи. Всё дальнейшее изложение может рассматриваться как попытка проговорить эти вечные идеи на языке современной науки, как попытка оформления синтеза науки и древнего знания, которое содержится во всех мировых религиях, мифах, сказаниях, восточных и западных учениях, т.е. в источниках, относящихся к области метанаучного знания. Эти сведения содержатся в доступной форме в комментариях на древнее знание [10-14], которые мы используем в данной работе. Учитывая непрерывность спирально-циклического процесса и самой жизни и её познания нами, наряду с религией и искусством и с помощью науки мы предлагаем положить в основание аксиоматики науки Нового Века дошедшие до нас словесные формулы Древнего Знания. «Древние пословицы часто давались как научные изречения. Только со временем они утеряли внутреннее значение и стали повторяться как внешние кратчайшие формулы» [10, т. 6, «Надземное», 450]. Расположим эти «кратчайшие формулы» в логически приемлемом для понимания порядке:

1. Новое – забытое старое.
2. Как вверху, так и внизу; как здесь, так и везде.
3. Всё во всём.
4. Единый во всём, всё в Едином.
5. Макрокосм в микрокосме.
6. Человек – микрокосм.
7. Тело наше – подобие Мироздания.
8. Познай себя.
9. Познаешь себя – познаешь Мироздание.

В этих формулах-аксиомах, взятых вместе в логической цепи и рассматриваемых как целое, содержатся и суть, и смысл, и идеология, и методология новой целостной науки, в которую вернутся этически-нравственные основы целостного видения микрокосма человека в Макрокосме Вселенной, вернётся великое чувство ответственности человека за всё производимое им в мысли, слове, чувстве, действии.

Подобную целостную науку мы предлагаем назвать «синтез’этикой» [15, 16]. Она тесно связана с вопросами культуры исследования и самих исследователей, с необходимостью доверия к культурному наследию человечества, помогающему преодолеть «комплекс манкуртизма», свойственный науке уходящей эпохи, чтобы не получилось по Державину: «... там, где учёные невежды, как тьма у путника, тмят вежды». Уважение к наследию предков отличает по Пушкину «образованность от дикости», порождающей заросли «научного чертополоха», в которых теряются пути («тмятся вежды») По-Знания.

Разумеется, критичность и «здравый ум» должны присутствовать при отборе исторических первоисточников, материала, авторов и предпочтений. В этом смысле мы призываем своих сомыслителей и оппонентов определить аксиоматику своих исследований и своих научных устремлений и предпочтений.

Успешность аккуратного и культурного использования элементов целостного древнего знания в новых исследованиях и разработках демонстрируют, например, синергетика (школа С.П. Курдюмова) [17], семиотика, науки о структурном единстве Мироздания [18, 19].

2. По поводу «строгого научного метода», базирующегося на воспроизведении «научных данных», опытных результатов, отметим расширяющееся и углубляющееся в науке представление о т.н. «множественности теоретических представлений и построений» на основе одних и тех же фактов и явлений реальности. Отражением чего, какой закономерности является тот или иной набор фактов и явлений – часто остаётся неясным, несмотря на существующие теории. Обычно одна из них принимается научным сообществом «по умолчанию». Заметим при этом, что гипотеза превращается в теорию, когда обрастёт полной системой доказательств по всему фактологическому материалу, сформировавшему гипотезу.

Любая попытка спуститься поглубже – к основаниям, фундаменту, аксиоматике Великой Природы (Physis) – в условиях прогнозируемого некоторыми исследователями «конца науки», «научного метода» [20] должна находить соответствующее понимание. Нашу работу можно рассматривать и с такой точки зрения.

Отметим, что по формальным признакам представляемая нами концепция удовлетворяет вышеописанному общему взгляду на научное познание и научный метод: она тоже представляет собой систему гипотез. При всём при этом, подчеркнём ещё и ещё раз, мы относимся с доверием к дошедшим до нас с предыдущих витков Единой Спирали Познания фрагментам Древнего Знания, которые мы пытаемся изложить в понятиях современной науки и, более того, полагаем в аксиоматику новой науки, которая, по нашему убеждению, неизбежно сменит современную.

3. Основными и чуть ли не единственными методами, позволяющими осуществить попытку реализации такого всеобъемлющего синтеза, оставаясь в рамках науки, являются эвристическое моделирование и эмпирическое обобщение (в широком смысле) по Вернадскому. Мы полагаем, что Древнее Знание основано на фактах и человеческом опыте, и его при эмпирическом обобщении можно использовать так же, как и результаты современных лабораторных экспериментов и астрофизических наблюдений. В этом состоит развитие метода эмпирического обобщения В.И. Вернадского.

Суть нашего метода состоит в поиске и внесении в условия решения задач некоторой априорной дополнительной информации,  способов, позволяющих перевести задачу из «некорректной» в «корректную в определённом смысле» [21], т.е. позволяющих решить задачу. «Эвристика, майоэвтика» (греч.) – «искусство повитухи, искусство извлечения плода» (истины). «Эврика!» – «Нашёл!»

Познание как процесс отображения, восстановления следов реальности в сознании и выработки своего отношения к отображённой реальности путём сравнения её со знанием, накопленным внутри, – по сути тоже есть решение обратных задач и с этой точки зрения может быть формализовано. Поэтому применение указанных методов понятно, корректно и целесообразно.

4. Целостный подход, развиваемый нами в работе, может рассматриваться как научное приближение к решению проблемы Всеединства – главной идеи целостного древнего знания, главной основы духовного способа познания. «В духе мы все едины», «Святость есть реализация, а реализация есть познание единства» – вот смысл этих и аналогичных словесных формул, дошедших до нас.

Идея Всеединства, по нашему глубокому убеждению, должна составить ядро новой парадигмы мировидения – в соответствии со сменой космического цикла на планете. Хранители Знания в своих посланиях человечеству [10-13] говорят нам (и мы, как отмечалось выше, склонны с доверием отнестись к этому), что почти 6000-летняя кали-юга, Чёрный век ущемлённого, раздробленного сознания и бытия, сменяется сатья-югой, Светлым веком возвращающейся в сознание и бытие человечества добродетели. Идея Всеединства лежит в её основании.

5. Одной из «уловок дьявола» уходящего Чёрного века является технократический путь эволюции земной цивилизации (подробно и обстоятельно об этом говорится в указанной выше литературе). Такой путь эволюции загоняет человечество в тупик – или на край пропасти, если угодно. Об этом в настоящее время свидетельствуют глобальные кризисы и рушения во всех сферах бытия человечества. Волна глобального терроризма, накрывшая человечество, – тоже следствие этих технократических тенденций, ведущих ко всякого рода поляризациям и неустойчивостям в объективном процессе глобализации. Силовые методы борьбы – без попыток осознания глубинных причин и обстоятельств кризисного развития событий на планете – приведут лишь к изощрению формопроявлений импульса терроризма в тесно взаимоувязанном едином социуме планеты.

В настоящей работе мы предлагаем эвристическую модель глобализации, альтернативную невежественно-эгоистической концепции «золотого миллиарда», разработанной группой «наиболее развитых стран» («развитых» экономически, но не духовно, уместно заметить), стоящих как бы во главе современной цивилизации и успешно, ускоренными темпами ведущих всё человечество во главе с собою в пропасть (Римский клуб, «Рио-92», «Иоганнесбург-2002»).

Предлагаемые нами модели, идеи и концепции находятся в прямом соответствии с тенденциями, параметрами и качествами наступающей новой эпохи, подробно описанными в цитированных первоисточниках. Знаменательно, что в одном из них тоже говорится о «золотом миллиарде», но качество золота имеет прямо противоположные, духовные основания. «...Соберу под знаменем Духа 1 000 000 000 – это будет знак Моего войска. Считайте, когда исполнится это знамение и семь знамён утвердятся! Дух лишь совершенен, когда сознаёт Космос» [10, «Листы сада Мории. Озарение», ч. 1, I. 1]. «Имеющий уши да  услышит» – добавим, имеющий разум да уразумеет.

6. Возвращение в сознании к своей Космической Родине как к первоисточнику тонких структур организованности всех звеньев Единого Живого Мироздания, Макрокосма, включающего микрокосм человека, – суть и содержание Космической Гипотезы, к которой можно отнести все рассматриваемые в работе вопросы и которая (наряду с вышесказанным) может составить ядро новой научно-философской парадигмы – Парадигмы Космоноосферы. Подобный подход можно рассматривать как противодействие «дьяволу невежества» (К. Маркс), превратившему земное человечество в «великую космическую сироту», в «космических манкуртов», сообщество «иванов, своего космического родства не помнящих».

7. Всё сказанное может быть одним из путей выхода из «информационного кризиса» – отмеченного выше «конца научного метода», озаботившего научное сообщество планеты. Как всегда и во всём – всё зависит от «точки зрения», исходной аксиоматики мировоззрения, источниковедения, степени глубины, широты и направления ориентировки сознания.

8. Антиподом ведения, знания является неведение, незнание, невежество – в греческом эквиваленте «идиотея» (idioteia (греч.) – невежество). В соответствии с этим разрешается «основной вопрос философии» о соотношении сознания и бытия: бытие со знанием, сознательное, т.е. ответственное – и бытие без знания, в неведении, в невежестве, невежественное, т.е. безответственное, по неведению. «Дьявол невежества будет стоить человечеству не одной трагедии» (К. Маркс); «Ничего не знаю ужаснее деятельного невежества» (И. Гёте); «Все бедствия, все несчастья человечества – от невежества» (Будда); «Кругом невежества губительный позор!» (А.С. Пушкин) и совсем современное о том же: «Нет худшего ига, чем иго собственного невежества» [22].

Деятельность земной кали-цивилизации, приведшей самоё себя на край пропасти самоуничтожения всевозможными простыми и экзотическими способами – пример подобного «деятельного невежества» в рамках «уловки дьявола – технократии», как отмечалось выше.

При этом скажем, что мы вовсе не выделяем себя из Единого Человечества и в этом, присущем всем нам, аспекте. Нам хотелось бы, чтобы наша представленная в работе попытка выйти за рамки прежде всего собственного ограничения, неведения, невежества нашла бы  понимание, соответствующее кругу рассматриваемых вопросов. Мы призываем всмотреться и вслушаться вослед за нами в глубины своего Великого «Я», неотделимого от Единого (от Абсолюта в наших построениях), и ощутить своим чувствознанием глубокую интимную сопричастность ко всему Великому Процессу Творчества Смены Эпох, идущему как во всей Единой Матери-Природе, так и внутри микрокосма каждого человеческого существа – носителя той же «Искры Единого», каковую имеет в себе каждый из нас. Через Единого и в Едином мы объединяемся в этом Великом Творчестве, становясь – по сознанию – со-творцами в созидании Космоноосферы. В этом можно увидеть глубинные духовные основания реализации пророчества Вернадского о переходе биосферы в ноосферу.         

9. Такова наша концепция пространственно-временной, энергоинформационной и вещественной организованности и эволюции мира и взгляд на себя в этой организованности и эволюции. В интуитивно усиливающемся ощущении некоего «конца цивилизации», «конца науки», «конца научного метода» возрастает понимание глубинной нелинейности, иррациональности пульсирующего Мироздания. И рациональные основания науки и её рациональные идеологии и методологии становятся слишком узкими для адекватного описания и понимания Реальности, которая нас окружает и в которой мы пребываем.

Фактически в этом «расписалось» мировое сообщество, собравшись в 1992 и 2002 годах на высшем представительском уровне — Всемирные саммиты по проблемам окружающей среды и  устойчивому развитию. На первом саммите («Рио-92») была выработана рациональная научно-социальная глобальная программа по уменьшению негативных влияний технократической цивилизации на окружающую среду и достижению устойчивого развития. Через 10 лет на втором саммите («Иоганнесбург-2002»)  было заявлено, что, несмотря на вложение 3 триллионов долларов для выполнения принятой программы, ситуация в целом продолжает ухудшаться. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.

Как мы отмечали, концепция «золотого миллиарда» не является спасением и ведёт к усилению всякого рода поляризаций, дисбалансов, неустойчивостей в целостном, тесно взаимоувязанном социуме планеты. Актуальной остаётся словесная формула Генерального секретаря саммита «Рио-92» М. Стронга: «Или спасётся весь мир, или погибнет вся цивилизация!» Наша концепция теоретически и фактологически подтверждает и обосновывает эту формулу. И предлагает другую, альтернативную концепцию «спасения»: со-творчество в созидании Космоноосферы, реализующее одну из вышеприведённых формул Древнего Знания «познай себя – познаешь Мирозданье». Подразумевается «открытие» себя, своего сознания и осознанное воссоединение («re-Liga’re») с Космической Колонной Человечества (Живой Разумной Вселенной). К этому, учитывая отмеченную выше смену эпох, призывалось и призывается человечество Земли его Наставниками и Водителями [10-13]. Однако земное человечество остаётся глухим к Высшим Призывам, предпочитая в рамках управляющих структур «золотомиллиардерщиков» заниматься хищнически-гедонистскими игрищами на краю пропасти, в которую ускоренно движется поезд планетарной цивилизации. В последний вагон этого поезда правители России суетно стремятся затолкать страну, встречая пока глухое  сопротивление её народа.

 «Гармония ноосферы» – такова главная тема российской экспозиции на Всемирной выставке ЭКСПО-2005 (Япония, Нагоя, март-сентябрь 2005 г.). Общий девиз выставки «Мудрость природы» понимался организаторами как «человеческая мудрость, стремящаяся строить цивилизацию в гармонии с природой». При этом снова и снова подчёркивается, что «если мир будет развиваться по-прежнему, то он обречён. Необходим переход от разрушительного к устойчивому развитию».

 «Идеи правят миром». «Идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой»: 1) силой разрушительной, если идеи противоречат общеприродным закономерностям организованности и управления, которые должны корректно отображаться в социальной природе человечества, и прежде всего в стратегических, элитарных, управляющих структурах; 2) силой созидательной, если идеи соответствуют организованности и управлению Системного Целого.

Хотелось бы надеяться, что представляемая на суд читателя работа будет соответствовать укреплению строительных тенденций в мысли, слове, чувстве, деле – в созидании оптимальных форм социальной организованности и управления в России и на всей планете.     

Обрисовав круг основных идей предлагаемой нами целостной концепции, перейдём к последовательному её изложению.

 

III. Иерархические цепи



Рис. 1.Космическая Иерархическая Цепь

Наука о биосфере и её планетной и космической среде, рассматриваемых как целостный объект исследования, отображает в себе синтез всего комплекса знаний, накопленных человечеством, включая исторический, естественнонаучный, социальный, экологический и другие аспекты. Для правильного понимания места и назначения человечества в мире и, следовательно, для корректных взаимосвязей и взаимодействий его со всей сферой жизни планеты особую важность приобретает раскрытие на основе нового научного материала основополагающей концепции В.И. Вернадского о биосфере как закономерном проявлении одной из форм космической организованности в системе Земли. Биосфера — открытая в Космос система, и она «не может быть понята в явлениях, в ней происходящих, если будет упущена эта её резко выступающая связь со строением всего космического механизма..., в котором, как мы знаем, нет случайностей» [23]. В последних своих работах В.И. Вернадский часто заменял слово «механизм» на «организм», придавая большое значение понятию «организованность», её он рассматривал как динамический процесс в виде незамкнутых циклических, спиралевидных движений, образующих систему подвижных равновесий около каких-то средних значений параметров процесса [24]. Более полувека назад он пророчески писал о том, что идеи «всюдности», «вечности и безначальности жизни, тесно связанные с её организованностью, есть то течение научной мысли, последовательное проявление которого открывает перед научным творчеством широчайшие горизонты..., сейчас эта идея получает в науке особое значение, так как наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперёд как важная и глубокая основа слагающегося научного мировоззрения» [25] (подчёркнуто нами. — И.М., В.Ф.). Таким образом, понятие организованности может быть возможной основой для объединения «двух синтезов космоса» [26], под которыми В.И. Вернадский понимал комплекс описательных представлений о живой природе и систему точного естественнонаучного знания, мало пересекающихся между собой. Некоторые затронутые в настоящей работе идеи по поводу подобного синтеза отражены в монографии Ф.Я. Шипунова [27], посвящённой организованности биосферы в планетной среде. Развитием этих идей является применение целостного системно-кибернетического подхода к уровням организованности биосферы и её планетно-космической среды. Представим соответствующие уровни организованности в виде трёх эвристических моделей – аналогичных по структурно-функциональным особенностям, тесно увязанных и взаимодействующих иерархических цепей (рис. 1-3): Космической (КИЦ), Геосферной (ГИЦ) и Биосферной (БИЦ). Здесь постулируется семизвенность и иерархичность приведенных цепей, в них выделены главные, на наш взгляд, звенья. 


Рис. 2. Геосферная Иерархическая Цепь

В соответствии с современным пониманием иерархии, воплощённым в наши эвристические модели, последние представляют собой тип пространственно-временных или структурно-функциональных отношений в «сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Такое понятие иерархии широко применяется в различных областях науки вследствие распространения идей и принципов кибернетики и системного подхода» [8].

Мы полагаем, что иерархия масштабов на плотном плане во многих случаях, а на тонком плане всегда соответствует соподчинённости отдельных звеньев приведённых цепей, и это предположение используется нами в дальнейшем изложении.

Иерархические цепи – отражение всеобщей связи и соподчинённости в природе. Речь во всех цепях и в рассматриваемой картине в целом идёт именно о взаимных связях, а иерархия означает превалирование законов высшего порядка по отношению к более частным.

 


Рис. 3. Биосферная Иерархическая Цепь

Модели отражают современное представление о структуре функционирующего Мироздания – не процесс его зарождения, возникновения (в результате, например, Большого Взрыва), а, скорее, процесс продолжающегося становления, эволюции – в соответствии с программами Единого космического кода (см. далее), генератором которого является Первоисточник, первичное звено наших иерархических структур – Абсолют. Такое представление хорошо соотносится с положениями восточной мудрости, в которых часто вся природа рассматривается как система проводников (в «параллельном соединении» выделенных звеньев в наших моделях), а Абсолют есть То (Тот Первоисточник Питания, Генератор), Чей Импульс (Творческий и Творящий Мироздание) проводится в системе. Сразу же напрашивается  аналогия с параллельным соединением проводников в радиотехнике. Известно, что чем больше звеньев в параллельной цепи, тем меньше её общее сопротивление протекающим токам. Мы добавим, что это относится и к «Токам жизни», «оживотворения» Живого Мироздания. Поскольку во Вселенной подобных параллельных соединений – цепей и цепочек – практически бесконечное количество, постольку можно говорить о практической «сверхпроводимости» токов жизни во Вселенной. В этом можно видеть ещё один подход к проблемам энергоинформационного единства проявленного живого Мироздания, в котором реализован принцип дальнодействия: мгновенная передача информации практически без затраты энергии. Фактически мы подошли к пониманию сокровенной сути древнего понятия «иерархия», означающего «священная власть».

(Продолжение следует)
_____________________________

Литература

1. Бир Ст. Мы и сложность современного мира // Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. — М.: Знание, 1976. — №11. С. 12.
2. Джордано Бруно. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. – М.: Алетейа, 2000.
3. Хойл Ф., Викрамасингх Ч. Кометы – средство передвижения в теории панспермии // Кометы и происхождение жизни. — М.: Мир, 1984. С. 212.
4. Философская энциклопедия. Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 624.
5. Физико-математические и биологические проблемы действия электромагнитных полей и ионизации воздуха. Т. 1-3. — М.: Наука, 1975.
6. Современные проблемы изучения и сохранения биосферы.Т. 1-3. — СПб.: Гидрометеоиздат, 1992.
7. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. — М.: Наука, 1969. С. 112.
8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
9. Мочалов И.И., Вернадский В.И. — М.: Наука, 1982. С. 488.
10. Агни-Йога. Т. 1-6. — М.: Русский Духовный Центр, 1992.
11. Шри Юктешвар Гири. Святая наука. – М.: «Прометей»-ВЭРИТАС, 1991.
12. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина (Синтез науки, религии и философии). – М.: Т-ОКО, 1991. Т. 1. Космогенезис. Т. 2. Антропогенезис. Т. 3. Теогенезис. – М.: REFL-book, 1994.
13. Храм человечества. – М.: Дельфис, 2000.
14. Фролов В.А. Древнее Знание и Новая Наука. Возвращение великих вечных истин// Интеллектуальные ресурсы развития научно-технического прогресса («Чегетский форум–89»). Ч. 1. – М.: ВНИИПИ, 1989. С. 437-441.
15. Фролов В.А. Синтез`этика // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. – М.: ТЕКО Центр, 1998. С. 76-84.
16. Фролов В.А. Экология со-Знания // Экологическая культура и образование: опыт России и Белоруссии. – М.: ТЕКО Центр, 2000. С. 146-167.
17. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics at the crossroads of the eastern and the western cultures. – Moscow: KIAM RAS, 1994. P. 82.
18. Якимова Н.Н. Смотри в корень. – М: Дельфис, 2005.
19. Егорова Е.М. О близости Высших миров, или На пути к новой науке. – М.: Прологъ; Ариаварта-Пресс, 2006. С. 320.
20. Липунов В.М. Научно открываемый Бог // Земля и Вселенная. 1995. №1. С. 37.
21. Фролов В.А. Восстановление распределения радиояркости космических источников излучения с помощью преобразований Гильберта: дис. ... канд. физ.-мат. наук в форме науч. докл. — М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 1993. С. 24.
22. Бунич И. Операция «Гроза». Ошибка Сталина. – М., 2005.
23. Вернадский В.И. Избр. соч. Т. 5. — М.: АН СССР, 1960.
24. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М.: Наука, 1987. С. 221.
25. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии // Труды биогеохим. лаборатории. Т. 16. – М.: Наука, 1980. С. 282-292.
26. Вернадский В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. С. 358.
27. Шипунов Ф.Я. Организованность биосферы. — М.: Наука,
1980. С. 292.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"