Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ЕСЛИ САМ СЕРДЦЕМ ГОРЕТЬ БУДЕШЬ!

 

КРАТКОЕ описание работы круглого стола «Духовная составляющая творчества», который состоялся 28 февраля 2009 года в Институте менеджмента и бизнеса ДВГУ, газета «С» поместила в №2(82)`2009 («От красивых образов — к красивой жизни»). Напомним, круглый стол организован Дальневосточным отделением Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО совместно с редакцией газеты «Светоград» и Дальневосточным государственным университетом при поддержке Управления культуры Приморского края и Управления культуры города Владивостока. Он проведён в рамках Международного проекта ЮНЕСКО «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010)». В нём приняли участие преподаватели изобразительного искусства, директора детских художественных школ и школ искусств Приморья, преподаватели ДВГУ, представители администрации города Владивостока и других учреждений культуры.

Сейчас мы знакомим читателей «С» с обзором всех выступлений, вычленяя в каждом из них главную особенность того, что хотел сказать автор.

 

Открыл работу круглого стола доклад Виктора Владимировича КОРСКОГО, исполнительного секретаря ДВ отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
(см. в «С» №2`2009 «Культура мира призывает!»). 


Ведущие стола О.В. Авилова и В.В. Корсков

 

Затем выступила Лариса Фёдоровна ТРАВНИКОВА, главный специалист отдела образовательных учреждений Управления культуры Администрации г. Владивостока:

— Такая форма встреч – круглый стол, за которым встречаются научные сотрудники, преподаватели, представители общественных организаций, – важна для нашего творческого роста. Главное, что тема нашего обсуждения – духовная составляющая творчества.
           


Л.Ф. Травникова

В школах на занятиях с учениками душа педагогов раскрыта – всё, чем они владеют, передают своим замечательным детям, и тогда через взаимопонимание возникает сотворчество. Статистика показывает, что все без исключения ребята, занимающиеся в наших школах искусств, художественных и музыкальных школах, — в течение времени, пока они с нами, ни один ребёнок не стоял на учёте в правоохранительных органах. Творчество педагогов и их учеников – а это воспитание художественными выставками, подготовкой к ним – есть прекрасный путь, путь к миру, согласию и пониманию. И ваши – преподавателей изобразительного искусства – усилия направлены на то, чтобы в душе каждого ребёнка пробудить красоту мира и желание всегда говорить жизни: «Да!»

В наших школах есть хорошая традиция: «Добрая дорога детства». Она открыта всем – дорога доброты детских сердец, когда дети едут со своими рисунками и поделками к ребятам в детские дома, к старикам и инвалидам, в реабилитационные центры. Конечно, такие встречи для наших учеников тяжелы, но они помогают пробудить всё самое светлое и прекрасное.

 


С.В. Салыкова

Светлана Валерьевна САЛЫКОВА, кандидат педагог. наук, зав. кафедрой социальной педагогики Института педагогики и образования ДВГУ:

— Считаю, что рассуждения о духовной составляющей творчества необходимо начать с важности роли взрослых, педагогов, потому что часто за фасадами школьных программ мы забываем о духовном аспекте всякого процесса, в том числе образовательного. Речь идёт о психологическом комфорте ребёнка – наши дети боятся всего, потому что опасаются быть непонятыми, сделать что-то неверно. Это чувство насаждается «с младых ногтей», так как взрослыми всегда делаются замечания.

Спросим себя: «Чего мы хотим?» В чём больше всего нуждается человек? Конечно же, в любви. Но именно этого чувства нам не хватает в жизни. Особенно его не хватает детям. Мы не умеем любить, проявлять любовь, говорить о любви. Потому и дети не умеют любить, так как это прекрасное чувство мы можем донести до них только через себя. Но если мы владеем таинством любви – вот тогда мы вникли в духовную составляющую творчества. Она доносится даже не словами – а нашими мыслями, поступками и т.д. Умение сочувствовать и сопереживать (эмпатия) – качества, необходимые педагогу. По данным научных исследований эти качества считаются врождёнными лишь у 12-15 процентов людей, в среде педагогов существует такое же соотношение. Но что радует – эмпатия успешно развивается в специально созданных условиях обучения. А дети этими качествами наделены больше, однако в процессе школьных занятий они тают.

Эмпатия, с точки зрения педагогики, включает в себя совокупность следующих умений:

— понимать другого,

— принимать другого,

— признавать, сочувствовать и сопереживать другому,

— сорадоваться.

Умение сорадоваться присуще детям с малых лет, но по мере взросления оно уменьшается – под чутким руководством взрослых. Но школа искусств – как правило, островок любви, понимания, добра. И вы воспитываете здесь Человека в человеке – это самое важное.

Ещё педагог должен быть открыт опыту – уметь передавать собственный опыт, мысли. Вторая установка – принятие и доверие, то есть научиться принимать детей такими, какие они есть.

 


Н.Л. Малинина

Нина Львовна МАЛИНИНА, кандидат филос. наук, зав. кафедрой культурологии ДВГУ:

— Термин духовность занимал многих авторов: и психологов, и философов. В религиозной традиции этому термину принадлежат понятия Творение и определение судеб мира и человека.

Но в антропологическом смысле духовность – характеристика внутреннего мира человека. Вспомним высказывание академика Петра Симонова, он отмечал, что в личности выражается идеальная потребность познания и потребность «для других». Вот именно потребность «для других» он относил к духовности. А познание фиксируется областью душевного. Душевность и духовность – предметы для осмысления различными авторами. Мы обратимся к исследованиям современных философов, в частности, известный философ
В.Г. Федотова утверждает, что встречаются различные типы духовности.

Есть личности, которые относятся к растительному типу духовности – им присущ внешне лёгкий, внутренне простой, романтический мир, такой человек живёт, как растение. Второй тип духовности – животный – внешне трудный, внутренне простой мир, подобные люди отличаются энергичным и фанатичным приспособлением к жизни. Определён и третий тип – душевный. У личностей такого типа жизненный мир внутренне сложный и внешне лёгкий, главное здесь – ценностное осмысление действительности, душевное освоение мира. Также выделяется четвёртый, духовный тип личности – это мир внутренне сложный и внешне трудный. И именно здесь рождается творчество – этот тип наиболее продуктивный по созданию новейших открытий, инноваций.

Наука и искусство познают мир, но акценты у них разные. Художник способен показать духовность в своей целостности. Искусство оценивает действительность и представляет в художественных произведениях ценность мира в эмоциональной окраске, объёмности, образности. И значение искусства возрастает – именно искусство должно идти рядом с детством и формировать духовность. На художниках и педагогах лежит ответственность за формирование определённого типа духовности: или растительной – или творческой, инновационной.

 


В.Е. Колосова

Вероника Евгеньевна КОЛОСОВА, магистр педагогики, Институт педагогики и образования ДВГУ:

— Попытаюсь немного осветить то, как современная наука понимает суть творчества. В общем, творчество – это создание чего-то нового, оригинального, чего ещё не было в культуре, при этом подчёркивается социальный характер творчества – оно само несёт в себе культуру мира.

Отслежены следующие этапы творчества. Первый – накопление знаний, анализ информации.

Второй – скрытый, самый трудный для изучения – этап инкубации, когда то, что вы заложили в ребёнка, по каким-то неизвестным законам перерабатывается в нём и на следующем этапе – озарения – находит выражение, выход в мыслях и образах, которые потом дети переносят на бумагу, воплощают. Если бы всё на этом заканчивалось, то никакого творчества не происходило. Ещё существует этап проверки и реализации. Мало обладать креативностью (способностью к творчеству) – нужно иметь личностные особенности, которые позволяют воплотить образы, появляющиеся в воображении.

Креативность – в отличие от творческой способности – способность к творчеству. Это понятие возникло, так как творчество сейчас рассматривается шире, чем, допустим, художественное или сценическое мастерство, музыкальное и т.д. по отдельности. Творчество – это стиль жизни, способ существования человека, метод развития всех его потенций, несмотря на то, есть ли у него какие-то специальные способности. Поэтому теперь важно не только развивать в детях способности, но работать с личностью для того, чтобы раскрыть в человеке креативность как творческий стиль собственной жизни.

Чтобы наше общество стало разумным, добрым и продвигалось вперёд, необходимо научить ребят творчески строить свою жизнь, творить себя. Для этого требуется нешаблонное, гибкое мышление, умение видеть себя со стороны, ощущать собственную свободу (то есть брать на себя ответственность, утверждать себя в мире, только не за счёт других, а с помощью творческого самораскрытия), побороть страх сделать ошибку. Создать условия для развития в детях креативности – наша с вами задача.

 

Марина Андреевна ВОЛОШИНА, кандидат филос. наук, доцент кафедры философии ДВГУ:

— Одним из интересных философских явлений считаются учения русских космистов. В них утверждается, что человек – это не просто часть земной природы, он – часть Космоса, причём чрезвычайно существенная и важная. Человек – существо активное, и каждая человеческая личность в своём потенциале подобна по своей значимости Богу: микрокосм равен Макрокосму.

Обычно в русском космизме выделяют три направления: религиозно-мистическое (религиозно-философское), к которому относят в первую очередь Н. Фёдорова и его последователей, сюда причисляют Вл. Соловьёва, отчасти С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Лосского и некоторых других. Второе направление – это естественно-научный космизм, его представляют В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский, Н. Умов, Н. Холодный и многие другие, менее известные учёные. И третье направление – эстетическое, здесь главным методом усовершенствования Вселенной служат художественный и этический способы взаимодействия человека и Мироздания. Яркие представители этого направления – Е.И. и Н.К. Рерихи, также сюда относят А. Сухово-Кобылина, В. Одоевского…

Исключительно своеобразен проект Николая Фёдоровича Фёдорова. Он первым обратил внимание на ненормальность того положения, что человек, обладающий духовно-телесной природой, находится в мире, как в тюрьме. Человек рождается и умирает – он вынужден питаться, продолжать свой род и затем гибнуть, и это ненормально! С точки зрения мыслителя, материей, телесной оболочкой подавлена духовная часть человеческой природы. Поэтому душа человека, имеющая божественное происхождение, не может достичь полноты своей реализации, потому-то никогда не смогут воплотиться христианские заповеди, пока божественный дух всецело подчинён земной материи.

Круговорот рождения и смерти вызывает у Фёдорова крайнее негодование. Он считает, что главный источник всех проблем: социальных, моральных, политических, каких угодно, – это смертность человека, его зависимость от законов материи. И Фёдоров предлагает разрешить все эти проблемы путём преодоления смертности. Философ подчёркивает: победа над смертью – это результат научных открытий и творческих усилий не только учёных, но священников, педагогов, художников, музыкантов…

Школа, по Фёдорову, – храм знаний, объединяющий науку, религию и искусство. Это место слияния образования и воспитания, здесь не должно быть противоречия между теорией и практикой. Самое главное, ученики здесь получают знания самостоятельно. Он говорил, что школа должна быть «с вышкой» — астрономической обсерваторией, где каждый мог бы наблюдать движение планет и звёзд. Устремлённость за пределы земного существования — вот что чрезвычайно важно для Фёдорова. Он представляет Землю космическим кораблём. По его мнению, современный человек символически находится в его «трюме», даже не пытаясь подняться наверх, на «палубу» и увидеть мир таким, каков он есть. А мир, с его точки зрения, – это не Земля, а Космос.

Несколько иную позицию занимал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен в первую очередь как отец отечественной космонавтики. Однако учёный подчёркивал, что сама космическая ракета – только средство выхода человечества в Космос. Этот выход неизбежен, однако главная и конечная его цель – спасение самого человека. От чего его надо спасать? Человечество надо спасать от страданий, — отвечает Циолковский.

Мыслитель придаёт большое значение евгенике, науке об улучшении человеческой природы, утверждая: чем меньше человек подвержен воздействию страстей, чувств, эмоций, переживаний, тем ближе он к бессмертию в полном смысле этого слова. Учёный говорит о чрезвычайно больших временных объёмах, формируя тем самым целую теорию космических эр. Конечным результатом эволюции человечества он называет терминальную эру, когда живые существа утратят телесную оболочку и превратятся в лучистое человечество. Вот тогда наступит духовная эпоха существования человека. Здесь человечество выступает не как «материальное вещество», а как сияющая духовная субстанция, которая «слилась» с Космическим Разумом.

 

Ольга Васильевна АВИЛОВА, гл. редактор газеты «Светоград»:

— Сначала обратимся к философскому жанру творчества Святослава Рериха, художника и общественного деятеля. Философский жанр предполагает двуплановость, гармоничное сочленение реальности и того, что лежит в областях, осмысление и видение которых можно осуществить лишь духовным зрением и отразить в символах и аллегориях. Таким образом происходит обращение через картину к духу человека, созерцающего художественное произведение, — полотно заставляет остановиться перед ним, поразмышлять и «погреться» в лучах невидимых «тёплых», живых энергий, струящихся с картины. И всегда эти энергии несут оздоровительный, гармонизирующий эффект воздействия на зрителей и окружающее пространство.

Гениальные художники Николай Рерих и Святослав Рерих открыли для мира много непостижимых ранее вещей и истин. Они предрекли, что на смену уходящей эпохе придёт новая – Эпоха духовности. И нам необходимо сейчас понять, предвосхитить духовную особенность сознания человечества этой новой эпохи. В чём будет проявляться новизна? – без сомнения, в полном отрыве от очевидности греха и безобразия, которые характерны уходящему старому миру, и в подобии человека Богу-Творцу – Его Божественным качествам.

Необходимо сказать об окончательном истреблении безобразий старого мира, если мы хотим, чтобы прекрасное будущее состоялось. Периодически организуются конкурсы детского рисунка, в названиях которых фигурируют отрицания при помощи «нет» и «не», например «Нет наркотикам!» Однако психологи говорят, что эти «не» и «нет» не работают, то есть, образно говоря, отлетают, и получается не борьба с негативом, а его утверждение и закрепление в сознании человека. Поэтому специалисты советуют запреты типа «Не пей!», «Не сквернословь!», «Нет наркотикам!» заменять словосочетаниями, в корне своём содержащими светлые, жизнеутверждающие, божественные идеи, например «Радостное ощущение жизни!» или «Красота – во всём!»

Предлагаю и в названиях конкурсов и вообще в обиходе жизни пользоваться описанным методом отказа от «не» и «нет».

На таком принципе мною построен «Нравственный императив будущего человеческого сообщества» (проработать его посоветовал профессор из г. С.-Петербурга Г.Н. Дульнев). Вы можете ознакомиться с НИ в «С» №1 за 2009 г. Среди его пунктов хочется особо подчеркнуть следующие: «Два Начала – Мужское и Женское – сомкнутся в гармоничные союзы!», «Постижение Тонкого и Дальних миров!», «Радостный и бескорыстный труд!», «Творческое горение!» и т.д.

Новый мир уже проявляется в творчески одарённых детях — докладчик привела в пример малышей Детского эстетического центра «Мир искусства» ДВ академии искусств, в основу творческого развития которых заложен синтезный подход обучения сразу шести дисциплинам: ритмика, живопись, музыка, игротворчество, искусство общения, ансамбль. Сотрудники ДЭЦ убеждены – детей необходимо учить, опираясь на классику, так как классика развивает сердце.

Доклад завершился словами Святослава Рериха: «Художник должен верить в реальность Прекрасного, должен в окружающем открывать Красоту жизни и нести её людям и тем служить им».

 


Т.Г. Алексенко

Татьяна Геннадьевна АЛЕКСЕНКО, директор ДХШ №3, г. Владивосток, рассказала
о творческих находках своей школы, показав фильм-презентацию:

— Мы всегда рисуем, участвуем в конкурсах, но на этот раз решили сделать фотовыставку «"Художка" глазами детей». Сейчас у всех в школе есть фотоаппараты. И дети делали потрясающие фотографии – на выставку попали самые шкодные, весёлые снимки. Взрослые тоже включились в игру, но у нас получалось хуже – дети при педагогах скованы.

В фильме-презентации замечательные музыка и сценарий, и нам хотелось показать здесь не только программные работы, но рассказать о мероприятиях, которые очень нравятся ребятам, объединяют их. Например, по конкурсу «Котовасия» подводили итоги не педагоги (они, как правило, указывают на ошибки), а сами дети и их родители, все, кто приходил в художественную школу, мог отдать свой голос за понравившиеся рисунок, фотографию, керамическое изделие. У нас есть «волшебный» почтовый ящик в центре школы – туда и сбрасывались «голоса». Около него ребята проводили стихийно возникавшие бурные обсуждения. Потом мы «вытряхнули» ящик, подвели итоги, поздравили победителей.

Сегодня в нашей школе весёлый праздник «Масленица», и будем сжигать чучело. До этого дня также «работал» волшебный ящик, только в него дети бросали записки, в которых писали, от каких недостатков своего характера они хотели бы избавиться. Вот мы соберём сейчас эти записки и вместе с чучелом сожжём.

Ещё Татьяна Геннадьевна продемонстрировала перед собравшимися мультфильм, сделанный самими ребятами в классе компьютерной графики. Дети создали сценарий по песенке «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шёл медведь к себе домой в тёплой шубе меховой…» Песенку пропели тоже сами.

 


И.А. Ильиных

Ирина Андреевна ИЛЬИНЫХ, директор ДХШ, г. Спасск-Дальний:

— Должно быть хорошо и уютно в том доме, где наши дети занимаются. Очень важна атмосфера добра и сердечного участия, и когда рядом педагог, который любит и понимает, только тогда ребёнок будет радоваться жизни и творить.


Рисунок Даши Шошиной "Икона - ожившее сердце иконописца"

У нас есть талантливая ученица Даша Шошина. Она всегда побеждает на всевозможных конкурсах, в том числе и на всех этапах конкурса «Космос—Земля—Человек». Даше повезло с мамой, она трудится у нас в школе – это самый сильный преподаватель. И в своих советах дочери она утверждает: «Учись у природы – это первая ступенька к знакомству с Красотой».

Наша задача – помочь ребёнку увидеть красоту через природу, и дальше всё пойдёт своим чередом, таким образом ребёнок сам будет творить, без страха брать кисть и рисовать так, как чувствует. Так дети становятся уже не учениками нашей школы-дома – а творцами.

В заключение Ирина Андреевна зачитала стихотворение своей ученицы Оли Емельяненко:

"Художка" – маленький мирок,
Он очень узок, тесен,
Но в то же время он широк
И очень интересен.
И если кто не мог сказать,
Что хочет в мире том,
Он может всё нарисовать
Простым карандашом.
Тут всё предстанет пред тобой –
В своих цветах и красках.
Ты мир увидишь здесь другой –
Красивый, добрый –
Как в забытых сказках.



В.А. Журмилова

Вера Алексеевна ЖУРМИЛОВА, преподаватель ДХШ №1, г. Владивосток:

— Передо мной в самом начале моего педагогического пути возникли вопросы. И я хочу поделиться теми ответами на них, которые выработались с годами. Первый вопрос: почему дети стремятся к художественному отражению увиденного? Возможно, малыши рисуют всё, что видят, без анализа, а потом осознания накапливаются?..

Далее, каким образом отражается детский мир, почему именно таким он предстаёт перед ребятами? Ведь мы догадываемся о неслучайности детского рисунка. Потом постепенно невольно начинаем анализировать детские работы, глубже проникая в личность самого ребёнка, всё больше убеждаясь в неверности утверждения, что ребёнок – чистый лист бумаги, на котором можем писать всё нами желаемое. Так весь мой опыт позволил посмотреть на себя в другом ракурсе.

Главный вопрос, на который пытаюсь ответить: почему конкретный ребёнок берёт конкретную тему? Возможно, этим он пытается донести до нас что-то важное? Конечно, здесь обязательно надо учитывать среду, питающую его и формирующую. Самое необходимое – всегда помнить, что главным проводником в жизнь для ребёнка является взрослый. Цепочка «ведущий—ведомый» взаимозаменяема, в ней происходит взаимообмен – это ролевая игра, творческий диалог.

Такой обмен – нравственный стержень растущего художника, маленького автора. Главное, наверное, не то, какими техниками овладеет будущий творец, а какие темы он сможет взять и суметь раскрыть, что он будет сеять в мире своим творчеством.

Вера Алексеевна представила видеосюжет о своей работе, которая долгое время готовилась вместе с ребятами, и об окончательном её воплощении. Это художественная выставка «Учитель и ученик», посвящённая авторской песне, — «Мой друг рисует горы» (см. «С» №1(81) за 2009 г. – Прим. ред.).

 

Иван Александрович ЕРМОЛАЕВ, преподаватель ДШИ №3, г. Владивосток:


И.А. Ермолаев

    — Мы все учимся друг у друга, у других учителей. Для меня Алла Маратовна Гринченко, директор ДХШ Уссурийска, — светоч жизни, пример: как надо вести уроки. Пример любви детей всем сердцем, когда пытаешься дать им то, что ты можешь, ничего не пряча про запас. Любовь – она здесь и сейчас; чем больше ты её отдаёшь – тем полнее тебе вернётся.

Я уверен, все из нас могут дать детям то, что сами любят. Я – человек русский, православный, и в первую очередь даю то, в чём глубоко убеждён: например, как здорово сделать какую-то вещь собственными руками и потом кому-то подарить. Поэтому уроки радуют детей, через них они также приобщаются к большому пласту культуры русской и зарубежной, многовековой.

Когда мы работаем в школе, мы нуждаемся в помощниках – это родители, это дети. И мы, двигаясь вперёд, осознавая необходимость своего профессионального роста, открыли филиал ДШИ №3 в школе №68. Это место до нас было очень неуютным, но нам удалось привести его в божеский вид.

Окружающие люди, видя наши старания, откликаются: дарят книги на довольно большие суммы. Сейчас появился компьютер, DVD, сформирована библиотека. В такой атмосфере детям и нам интересно работать.

Но для меня большое значение имеет тот факт, что ребёнок, получая знания, духовно растёт. Вспоминаю поездку в дом престарелых. Я ожидал от детей реакции на увиденное там, но что произошло в действительности!.. А поехали старшие дети – «экипированные»: «окольцованные», «проколотые»…

Ребята изменились – они получили от инвалидов и стариков больше, чем отдали, подарив им портреты, нарисованные лично с них. Дети узнали, что есть обездоленные, увидели, как они живут… Школьники сделали праздник для этих старых и немощных людей. Такие поездки – в интернат для престарелых – здорово нас «перелопачивают».

У нас религия отделена от государства, и в моём классе есть родители кришнаиты, есть буддисты, православные – всё это чётко прослеживается на детях. Например, мой ученик Ваня Величко учится в православной гимназии. С такими детьми, развитыми духовно, очень интересно работать, потому что, допустим, я объясняю эпизоды из Библии, а он уже это знает. Второе – у таких детей есть отклик, они пережили уже то, о чём я рассказываю, бывали на службах, сами читали духовную литературу.

Мы, учителя, до тех пор имеем право учить детей, пока учимся сами. Иногда учишься у детей тому, что сам упустил в жизни.

 

Ирина Николаевна ГОГОЛЕВА, преподаватель ДШИ №2, г. Артём:


И.Н. Гоголева

— Скажу, о чём болит душа. Что творится вокруг? – насаждается культ насилия, гламура и т.д. через телевидение и другие СМИ. Дети, к сожалению, всё это видят. Но – в том и беда! – любой малыш воспринимает среду, в которой живёт, нормально, что так и должно быть. И если один ребёнок вырастает в благополучной семье нормальным человеком, то другой, родившийся в семье пьяниц, где разговаривают на матах, станет таким же, как его родители. Подобных детей много.

В такой обстановке ищешь выход – к чему можно обратиться, на что опереться. Видать, кто-то услышал мои мысли, и судьба свела меня с неуспокоенными людьми, организаторами конкурсов «Космос—Земля—Человек». Я пошла по указанному ими пути. Темы этих конкурсов очень сложные, духовные, в тематику надо глубоко погружаться, думать, размышлять… И тогда как бы включаешься в целый процесс – со всех сторон начинает идти нужная информация, которая укладывается в русло питания духовности в человеке.

Думаю, для всех творчески работающих педагогов, не просто отсиживающих своё время на занятиях, а пытающихся достучаться до души каждого ребёнка, увлечь их, повести за собой, полезны эти конкурсы. Потому что если ведёшь, то должен знать, куда. Подобные конкурсы очень многое дают и детям, и взрослым – они педагогам помогают пересмотреть собственный багаж знаний, мысли, помогают стать лучше.

 


С.А. Шпакова

Светлана Александровна ШПАКОВА, старший преподаватель кафедры рисунка и живописи ВГУЭС, г. Владивосток:

— Хочу поделиться тем удивительным, что открыла для себя, готовясь к этой встрече.

Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты, – такая функция искусства будет возрастать с развитием общества. Человек грядущего не будет принуждаться к труду ни экономическими, ни внеэкономическими стимулами. Единственным стимулом будет развитое творческое начало – а его-то и формирует искусство.

Творческий процесс можно разделить на три этапа. Первый этап – рождение замысла, творческой идеи, которая говорит о цели и желании, то, что творцу хочется, а не то, чего он в конце концов достигает. Второй – логический анализ и сбор информации, разработка плана деятельности. И третий – воплощение замысла, завершение труда.

Но нельзя творческий процесс разложить на исключительно логические аспекты и тематически выверить их. В жёсткие тиски нельзя всунуть воображение, фантазию, оригинальность воплощения. Обычно в ходе работы над картиной что-то корректируется, планы меняются, и в результате выходит нечто особенное. Элемент неповторимого, сугубо индивидуального – важнейшая особенность творческого процесса.

Важным психологическим фактором является память, у художника она не зеркальна, а избирательна и носит также творческий характер. Здесь важнейшую роль играет воображение, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить впечатления, хранящиеся в памяти. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины.

А вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение – специфическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и остроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного его включения в творчество. Это – обострённая виртуозность чувствования формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, недаром образом вдохновения с древнейших времён являлся крылатый конь Пегас.

Есть мнение, что творческий процесс – это сплетение сознательного и бессознательного. Когда художник уходит в процесс творчества, тот держит его под контролем с начала и до конца. Мастер творит, «не ведая, что и как». Художник обращает внимание на то, что другие часто не замечают, открывая остальным глаза на уже существующее, а если и добавляет новое – то, что могло существовать или возникнуть.

Талант порождает художественные ценности, имеющие национальное, порой общечеловеческое значение. А гений создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется в его силе восприимчивости мира и глубине воздействия на человечество.

Моё кредо работы с малышами (возраст моих учеников от 5-6 до 9-10 лет) —постоянно будоражить их воображение, чтобы они раскрылись, и тогда у деток получаются удивительные, неожиданные сюжеты. Мои дети – постоянные посетители художественных выставок, и взрослых и детских, где мы всегда пытаемся анализировать то, что видим.

 

Александр Константинович ХАРЛАМОВ, преподаватель ДШИ, п. Пограничный:


А.К. Харламов

— Мы живём в глубинке, посёлок маленький, и население – текучая масса: люди приезжают, уезжают. Ученики нашей школы – в основном дети военных. Однако в этом году нашему художественному отделению исполняется 90 лет! За эти годы выработались определённая концепция обучения, традиции и т.д. И в моём представлении тема нашего нынешнего разговора перекликается с уроками теории искусств. Когда самому пришлось преподавать, подумал, почему бы эти скучные для детей уроки не сделать игрой? Игрой, в которой упор ставится на самостоятельную работу ребят. Дома они в течение недели подготавливаются (учитель подсказывает нужные книги). И в процессе 7-дневной подготовки видишь, кто активен – подходит, спрашивает.

Перед детьми поставлена задача заранее подготовить и чётко сформулировать вопросы по заданной теме. А на уроках их вопросы выливаются в игру-поиск с использованием компьютера, DVD, интернета, и ученики набирают баллы – так ребята сами учатся мыслить и оценивать себя достаточно объективно.

Обучение художественному мастерству в общем считается в учебном процессе дополнительным – нам не стоит об этом забывать. И чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям по художественному мастерству – педагог должен очень много знать теоретически и практически. Дети очень любят, когда учитель сам показывает на доске или на листе.

 

Светлана Анатольевна ЛАПАЕВА, преподаватель ДШИ №1 им. С. Прокофьева, г. Владивосток:


С.А. Лапаева

— Все мы родом из детства, что в нас в детстве заложили, с тем мы по жизни и идём. Помню, когда училась в Одессе в художественной школе и пленэр проходил в загородном лагере на природе, дети утром просыпались и видели, что педагог уже пишет картину, уже работает. Нас это глубоко трогало – именно так надо жить.

Поделюсь своим опытом. Для того чтобы выезжать на пленэр, поближе к природе, специально купила домик в деревне. Но помимо занятий делаем там добрые дела. Наши дети расписали стену в местной общеобразовательной школе. А было так: одни ребята расписывают стену, другие в это время занимаются с деревенскими ребятишками: дают им уроки живописи. И потом эти дети уже помогают моим – вот единение городских школьников, обучающихся художественному искусству, и деревенских детишек. Преемственность: мы обучаем наших, а они – местных. Самое главное, никто не будет делать то, что ему не нужно, но здесь дети чувствуют значимость своего труда – видят, что ими всё красиво сделано.

Хорошие начинания были у Ирины Ерошкиной, директора бывшей Детской художественной галереи. Помним знаменитые выставочные стенки-панно в нашем городе, на которых дети рисовали под открытым небом, потом целый год ходили мимо, видели впечатляющие результаты своего труда, наблюдали, как любуются ими прохожие, как они украшают Владивосток. Дети гордились! И мы гордились! Значимость труда – без этого ребята не станут заниматься творчеством.

И ещё важный момент отмечу – коллектив детей должен сплотиться. В нашей школе мы отказались от вступительных экзаменов, но даём поступающим ребятам возможность ходить с нами на пленэр. Они наблюдают, как рисуют старшие классы, и вливаются в уже сложившийся коллектив. А когда есть коллектив – с детьми легче работать. Наша задача – вырастить творческого человека. Но творчество должно постоянно подпитываться, и помощью друг другу в том числе, потому что все дети в коллективе – друзья, делающие одно общее дело.

А педагогов необходимо постоянно направлять на курсы повышения квалификации – надо всё время учиться.

 

В своём выступлении, достойно завершившем работу круглого стола, Елена Витальевна ЮМАТОВА, преподаватель ср. школы №12 (худ. отдел.), руководитель культурно-просветительского центра «Орифламма», г. Владивосток, поделилась многими интересными мыслями – о постижении Красоты, о назначении художника и его ответственности перед миром. Она чрезвычайно увлекательно рассказала о прекрасной традиции школы №12 – там периодически организуются (на живом энтузиазме педагогов) детские культурно-исторические экспедиции с целью изучения древнерусской культуры, народных корней с посещением городов и монастырей Золотого Кольца России. В частности, на Валааме приморские школьники вместе с педагогами прожили десять дней, засыпали и просыпались под колокольный звон, ходили на службы, на пленэр. И сама святая земля, пропитанная молитвами праведников, поразительно благотворно воздействовала на всех. Такие поездки – погружения в духовные глубины России – просто незабываемы. (Текст доклада Е.В. Юматовой «Духовность творчества: теория и практика» — в «С» №2, 2009.)

 

Официальная часть закончилась, и взял слово И.А. Ермолаев:

— Хочется заострить внимание на том, что мы на данный момент имеем и что потеряли. Потеряли Краевую детскую картинную галерею. Мы не имеем выставочного зала. Раньше был хоть небольшой, но свой – в районе ул. Баляева. Туда привозились работы со всего края, педагоги общались, обменивались впечатлениями. Сейчас вообще не отслеживается система преподавания. Владивостокское художественное училище меняется на глазах – не один я вздыхаю. Мы пригласили на круглый стол директора училища, но он не пришёл…

Красивые слова о том, что мы, педагоги, должны стремиться и т.д. – эти слова услышал бы кто-то выше стоящий: в академии искусств, в училище, потому что я отдаю туда лучших своих учеников, а получаю «на выходе» «кирпичи» — их обстругали, оболванили, поломали так, что мой ребёнок идёт в море вместо того, чтобы стать художником, выработать свой творческий почерк, свой путь в живописи. Этот момент очень беспокоит, удручает.

Беспокоит и более мелкое – срисованные работы, отправляемые на выставки. Их авторы получают призы! – наша информированность узка, и не всё можем отследить.

Но мы встретились здесь не зря – мы больше получили. И убедились, что не одиноки, что рядом есть люди, которые тоже «трепыхаются» в существующей несовершенной системе. Мы, как та лягушка в молоке, когда-нибудь собьём комок сметаны и вылезем… Возможно, с помощью выставок «Космос—Земля—Человек», может быть, нам помогут управления культуры: городское и краевое, и несомненно – с Божьей помощью.

 

Подхватила И.А. Ильиных:

— Дети иногда спрашивают: «А вы знаете, эпоха Возрождения когда-нибудь будет?» Я отвечаю: «Обязательно будет!»

Мы здесь все – оптимисты. Без этого нельзя жить. И всё-таки эпоха Возрождения будет! – так нужно подходить к жизни. И в класс к ребятам заходить с горящим сердцем.

 

Мы все – энтузиасты, движимы прекрасной мечтой о наступлении Эпохи возрождения, Эпохи духовности. Ещё мы знаем, что нам помогают Высшие Силы. Эту помощь Божественную ощущаем, потому что служим Общему Благу, чтобы на Земле жили счастливые, свободные духом, творческие личности. Своими действиями, мечтами, делами, как можем, приближаем это светлое будущее.

И мы радуемся, когда узнаём, что ещё где-то рядом живут неравнодушные люди с трепетной душой и горячим сердцем.  

Подготовила Ольга АВИЛОВА.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"