Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
«ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ НАШЕЙ ШКОЛЕ!»Знакомим читателей «С» с обзором Четвёртых Педагогических Чтений по гуманной педагогике «Истина Школы» (начало см. «С» №2(82)'2009), прошедших во Владивостоке 26 марта с.г. в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского. Организаторы – МГУ им. Невельского, Департамент образования и науки Администрации Приморского края, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации города Владивостока. АТМОСФЕРА открытости и взаимопонимания соткалась в конференц-зале МГУ им. Невельского благодаря тёплому письму-приветствию – его направил в адрес участников Чтений профессор Шалва Александрович Амонашвили, доктор психологических наук, академик РАО: Дорогие коллеги! Я очень рад, что во Владивостоке, в крае в целом, развиваются идеи гуманной педагогики. Эта ваша новая встреча, ваши новые Педагогические Чтения есть один из прекрасных шагов развития образовательного пространства в крае. Я очень жалею, что не могу присутствовать и выслушивать ваши прекрасные доклады. Я уверен, что в каждой школе есть новые творческие начинания и успехи. Истина Школы требует защиты. А защитниками её могут быть только учителя. Учитель реформирует школу, но, к сожалению, он же может и деформировать её. В чём Истина Школы? Она – в преданности учителя судьбе ребёнка. Она – в преданности учителя к будущему своей страны. Она – в преданности учителя счастью детей. Я полагаю, что вы и впредь будете предпринимать все творческие усилия, чтобы дети, которых сейчас называют многими прекрасными загадочными именами, будут проявлять свои таланты и способности под вашим чутким вниманием, заботой, творчеством. С любовью к вам Ш. Амонашвили. Также с приветствием к собравшимся обратились профессор В.М. Кононов, советник ректора МГУ им. Невельского; О.В. Пермякова, представитель Департамента образования и науки Приморского края, и С.О. Дутко, директор Школы-сада гуманной педагогики ВГУЭС. Они говорили о том, что всех, кто собрался здесь, объединяет самое главное – дети; и учителям, преподавателям, педагогам необходимо понять Истину Школы. Школа – понятие святое, ведь человек начинается со школы. И ещё раз прозвучал призыв Ш.А. Амонашвили: «Учителя, родители, ученики! Давайте поможем нашей школе по мере наших сил, нашими чувствами, нашими мыслями, нашей любовью». Чтения призваны объединить людей, которые не мыслят себя вне гуманной педагогики. Собрались здесь те, кто готов защитить детей от равнодушия, цинизма и жестокости. Самое главное – происходило осмысление опыта и практических шагов по внедрению идей гуманной педагогики в жизнь. Педагоги-практики с энтузиазмом рассказали о своих удивительных, радостных новаторских находках, а слушатели с благодарностью воспринимали их бесценный опыт, чтобы в будущем делать свои классные часы ещё интереснее.
Затем прозвучал доклад «Время созидания новой школы» Ж.А. Гайдуковой, начальника ИМЦ гуманной педагогики МГУ им. Невельского. Речь в нём зашла о необходимости обретения педагогами и родителями Школы нового типа. Но что это за школа, каковы её отличительные черты? Эти черты уже ощутимы и видимы – они проявляются в деятельности педагогов-новаторов, которые в образовательном процессе облагораживают душу и сердце Ребёнка, обогащают его духовный мир. Конечно же, они опираются на мудрые мысли Ш.А. Амонашвили – так идёт сложная работа по организации новой школы трудами Шалвы Александровича и его ближайших сподвижников – учёных, педагогов, общественных деятелей. Ш.А. Амонашвили разработана базовая концепция нового типа образования со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления. Она одобрена Министерством образования РФ и рекомендована для внедрения в практику массовой школы. Эта концепция, по словам известного учёного Асмолова, «долгожданная мировоззренческая педагогика, которая, как воздух, нужна всему нашему образованию». Теория гуманной педагогики Шалвы Амонашвили нацелена на практику и ждёт своего творческого и искусного исполнителя – Учителя. Современная культура Учителя сопряжена с этикой, требующей от человека нравственных усилий и расширения сознания. На протяжении последних лет тысячи педагогов и родителей приобщились к идеям гуманной педагогики – они открывают классы и школы, ведут научно-методические поиски. Например, учитель физики из г. Клайпеда И. Стульпинене (Литва) разработала приложение к курсу физики по духовно-нравственному воспитанию для средней школы. Оказывается, можно одухотворить школьные естественные предметы, сделав их средством воспитания духовного гуманизма. Разработано подобное учебное пособие и по биологии — его автор Виктория Бак открывает новый методический язык, опирающийся на искренность чувств. Ш.А. Амонашвили, вдохновитель создания новой педагогической практики, утверждает: «Духовная гуманность – вот Истина Школы. Она должна пронизывать всю школу, все её уголки, всё её пространство, все предметы, всю наглядность, всё обустройство, все программы и учебники, методы и формы. Она должна заполнить сердце и сознание каждого взрослого, который воспитывает и учит детей». Своими особенными практическими наработками делились на Чтениях участники, представители трёх основных ступеней отечественного образования: высшей, средней и начальной школы. В докладе А.Б. Титаева, доцента кафедры Информационных систем управления ДВГТУ, «Воспитательный процесс в вузе как процесс управления» говорилось о том, что советские годы воспитывали молодёжь в духе патриотизма на примере героев войны и труда, воспевая их подвиги в газетных публикациях, через кинофильмы и сферу искусства. Сформировавшиеся высокие идеалы позволили нам продержаться какое-то время при разваливающейся системе образования. Кризис стал набирать темпы, и профессия учителя, учёного перестала соответствовать прежнему идеалу «героя нашего времени». Сейчас очень трудно беседовать со студентами о каких-нибудь нравственных нормах поведения среди разгула разлагающих их души СМИ и т.д. Но облагораживать молодёжь надо, используя лекционное время, рассказывая о выдающихся достижениях современной отечественной науки. Большую роль здесь может сыграть написание рефератов, важно их обсуждать в часы практических занятий, так непосредственное общение со студентами может выявить их способности и возможности. Теперь перед вузами стоит задача выпускать высокообразованных специалистов с достаточно крепкими моральными основами. Автором представлена попытка одновременного обучения и воспитания с кибернетической точки зрения.
«Некоторыми аспектами гуманно-личностной педагогики в высшей школе» поделился А.В. Соколов, декан заочного факультета Тихоокеанского института политики и права ДВГТУ. Он построил своё сообщение, опираясь на возможный вопрос любого из студентов или школьников: «А могу ли я сделать что-то по-другому, если учитель мне задал конкретное задание?» Человека по праву считают великим чудом, существом, действительно достойным восхищения. Свидетельство тому – всё доныне изобретённое и освоенное разумом человека. Но что необходимо сделать, чтобы человеческий потенциал раскрылся ещё полнее? Многое зависит сначала от родителей, затем от воспитателей в детском саду, в школе – от учителей, в вузе – от преподавателей. Они учат ребёнка жить полноценной жизнью. Как же действуют учителя – многие ли из них «как драгоценную нить извлекают из самих себя мудрые мысль и слово»? Песталоцци сказал: лучшее, чему можно научить детей – это научить помогать самому себе. То есть в этом плане в педагогической среде лучшим средством должно стать гуманно-личностное мышление, уходящее корнями в глубины философского классического педагогического наследия, — выражена эта мысль словами В. Сухомлинского: способность уделить внимание каждому, столько внимания и духовных сил, чтобы ребёнок почувствовал, что о нём не забывают, его горе и обиды разделяют. Необходимо формировать у школьников и студентов культуру будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Нам сейчас на уровне государства предлагают два пути образования, и один из них – американский. Но к чему этот путь приведёт? Докладчик сопоставил данные научных исследований психологов, проведённых в Калифорнийском университете, с собственными результатами опроса своих ребят. Студентам задавалась элементарная задача: «Необходимо перевезти 33 человека из одного города в другой на автобусах. Каждый автобус вмещает 10 человек. Сколько потребуется автобусов?» У американцев – ответ шаблонный: 3,3 автобуса. Когда А.В. Соколов задал тот же вопрос российским студентам – последовало столько разнообразных схем размещения пассажиров! Поражает, что 80 процентов учащихся-американцев утверждают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Это результаты хвалёной американской системы образования! Поэтому российское образование должно идти по российскому – изначально творческому – пути развития, чтобы студент любил и мог мыслить, фантазировать, изобретать что-то новое. Докладчик скептически относится к ЕГЭ, так как такой экзамен позволяет «пройти» не тем детям, которые обладают способностью мыслить, а тем, кто тупо зубрит уроки. И это также американский подход к обучению молодёжи.
Н.Б. Солёнова, методист по воспитательной работе Школы-сада гуманной педагогики ВГУЭС, в своём выступлении «Способы формирования в школе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально приятной среды развития учащихся» сказала, что педагоги школы заинтересованы в духовно-нравственном воспитании человека – это прежде всего воспитание детской души через культуру, литературу, музыку, живопись. Через воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире. «В программе нашей школы собраны мудрые сказки, притчи всех народов мира. Они помогают разобраться в вопросах дружбы, любви и других высших проявлений человеческой природы. Малыши сами придумывают сказки и рассказы, составляют книжки-малышки». Дети постарше размышляют о вере в Бога, кротости – о тех качествах, которые позволяют открыть тайники мира души. Старшие воспитанники рассуждают о патриотизме, любви к Родине. Уроки опираются на доверие и взаимопонимание. В Год семьи упор был сделан на активное участие родителей в школьных делах, именно так происходит на практике слияние семьи и школы.
Большой интерес вызвал рассказ О.В. Петрука, Рыцаря гуманной педагогики, руководителя социального комплекса деревни «Семейный очаг» с. Раздольное Приморского края, о формировании семейных ценностей у воспитанников государственного учреждения интернатного типа. В основу большой дружной семьи, где воспитываются приёмные ребята, положен опыт Макаренко. Мы знаем неутешительную статистику о количестве детей, живущих без материнской и отцовской ласки, а также, что 80 процентов выходцев из детских домов не становятся положительными членами общества.
О.В. Петрук в слайд-программе показал, из какой разрухи (развалины воинского склада) его семья решила создать «Семейный очаг» — и сотворила чудо: поистине восхитительный результат безграничной любви и веры в свои силы, в детей, которые обрели тут радость и цель жизни. И все высокие правительственные награды, полученные Петруками, — благодарность за ребят, за педагогику сердца. В этом счастливом доме-«Очаге» есть всё: библиотека, спортивный, теннисный, тренажёрный залы... «Ребёнок не будет слушать, если не подашь ему пример. Наши дети очень трудолюбивые – главное, им надо показать, что и взрослые любят трудиться. И всё буквально мы сделали вместе с детьми – построили и вырастили собственными руками. Ведём обширное фермерское хозяйство – то есть живём, выбрав здоровый образ жизни. У нас каждой твари по паре: животные, все виды птиц, есть пасека. Наш «Семейный очаг» — творческая площадка для нравственного формирования ребёнка и для спасения самих себя в труде среди первозданных красот природы, в любви и согласии. И у нас девиз: «Кто помогает детям сегодня – тот думает о будущем России». Мы верим в Россию, она возрождается», — оптимистически утверждает О.В. Петрук. В своём выступлении Е.В. Юматова, преподаватель средней школы №12 г. Владивостока, руководитель культурно-просветительского центра «Орифламма», рассказала об уроках духовной жизни, в которые входит изучение культурного наследия, познание самого себя, идеи ответственности за мысли и произносимые слова, искусство творить взаимоотношения, описание жизни героев и подвижников и т.д. Вести такие уроки непросто, так как в основе их – сплав всех существующих знаний по многим предметам, нет здесь мотивации оценок, и часто ребёнок выступает в роли учителя. В программу введены практические занятия, опирающиеся на новейшие научные открытия. Например, уроки о живой и мёртвой воде, «облучение» семян добрыми и плохими мыслями; сократические уроки, когда ребёнок сам ищет истину, а учитель ненавязчиво побуждает такой поиск. В результате подобного внутреннего диалога у детей рождаются оригинальные мысли. Но пока о результирующей духовного курса Е.В. Юматовой говорить рано, утверждает автор выступления. В сообщении Е.И. Козловой, психолога средней школы №6 п. Новый Приморского края, «Диагностика в помощь гуманистической педагогике» пошла речь о пагубности авторитарной педагогики. Однако инструментарий для определения гуманистических ценностей в психологии не богат. Современная тестовая диагностика школьников – хорошее подспорье в мониторинге воспитательной работы в 6-11 классах. Такая диагностика акцентирует внимание на личность, свободно и ответственно определяющую своё отношение к миру, к людям, к самому себе. Отношение может быть позитивным, равнодушным и негативным. Основная цель методики – отследить позитивную динамику развития личности, а не соответствие какому-то стандарту. Она позволяет пронаблюдать плохо воспитанного ребёнка, не причисляя его к разряду трудных детей. Докладчик подчеркнула, что гуманная педагогика развивает в ребёнке самостоятельность, в то время как авторитарная полностью уничтожает в нём это важное качество личности. И.П. Лебедева, преподаватель Находкинского филиала МГУ им. Невельского, в докладе «Формирование российской идентичности на уроках истории как основы патриотического воспитания учащейся молодёжи» напомнила, что в советский период о народе говорилось с гордостью: «великий могучий советский народ».
Теперь «чувство идентичности российского народа может либо укрепляться, либо разрушаться в условиях противостояния западной и восточной цивилизаций, глобализации, агрессивно нивелирующей национальные культуры». Россия должна в этих сложных условиях сохранить свою культурную самобытность. Надо кропотливо и последовательно культивировать среди молодёжи чувство патриотизма, так как с детьми связываем прогрессивное будущее нашей страны. Надо научить детей отождествлять себя со всем российским народом, как это делали наши национальные герои и выдающиеся соотечественники. И начинается такая деятельность с составления родословной собственной семьи, с важности знаний о малой родине. Ребята на уроках создают «родовые семейные древа», рассказывают всему классу о героических свершениях своих предков, подкрепляя рассказ памятными, дорогими семейными реликвиями. Проводятся краеведческие конкурсы рефератов. С.И. Белихина, учитель начальных классов средней школы №9 (с углублённым изучением китайского языка), г. Владивосток, рассказала об организации учебно-воспитательного процесса в учебной группе с использованием фольклорного компонента. В начале работы в своей школе докладчик обнаружила, что дети с интересом изучают традиции китайской культуры, совершенно не зная своей, российской. И педагог создала факультативный курс «Народоведение», стараясь исправить положение. Курс охватывает 4 этапа: 1. Человек и природа в народной культуре («Светом Солнышка живём»); 2. Человек и труд в народной культуре («Жизнь дана на добрые дела»); 3. Человек и семья в народной культуре; 4. Человек и народные промыслы («Ожившие картинки старины»). Помимо русских пословиц, былин и эпоса вспоминаются здесь старинные традиции и обряды, используются песни и художественное творчество – через всё это воспитывается любовь к родной земле и дому. Постепенно разрастаясь, такая любовь переходит в любовь ко всему человечеству, воспитывается радостное устремление в будущее. Тут знакомство с культурой русского народа – не музейное, а живое! Это творческое явление, которое необходимо включать в современную жизнь. Е.Н. Вовденко, преподаватель изобразительного искусства детского клуба «Прометей», г. Владивосток, в докладе «Гуманная педагогика в изобразительном искусстве» привела яркий пример участия её детей в духовно-философском конкурсе детско-юношеского рисунка «Победная весть Красоты», организатор которого газета «Светоград». Докладчик выразила сожаление о современной очень низкой оценке роли учителя в формировании будущих поколений: «Почему так строго отбирают космонавтов, но не так отбирают педагогов? Поэтому из-за нечуткого отношения к детям в них может быть убит Моцарт…» Необходимо с малых лет «ухаживать за каждым ребёнком, как за цветком, вскапывая и разрыхляя землю вокруг». Важно удивлять его, дивить – затронув чувство, можно успешно давать знания – дети в состоянии восхищённого удивления очень восприимчивы к новому.
Мудрость Сент-Экзюпери помогает Е.Н. Вовденко строить уроки. Например, урок «Маленький Принц» проводится так, что ненавязчиво включает в себя вопросы экологии, нравственности и художественное искусство. Малыши путешествуют с планеты на планету вместе с Маленьким Принцем. Или другой урок — «Атлантида – потерянный рай» — здесь встаёт вопрос о пагубности эгоизма. Занятие «Путешествие в Доброзлятину» — размышления в форме игры о добре и зле, дети составляют «Солнце Добра» и «тучку зла» (собирают в них свои качества). Мыслями о «Воспитании духовности через радость, творчество и самоосознание» поделилась В.В. Гергель, воспитатель Школы-сада гуманной педагогики ВГУЭС. Она подчеркнула, что необходимо воспитывать и образовывать, выстраивать духовную жизнь ребёнка на примерах добра и справедливости. Необходимо поощрять детей стремиться к самовоспитанию, выработке воли, характера. Первое занятие с детьми у неё называлось «Спутники счастья» — педагог предложила ребятам выбрать качества, способные сделать человека счастливым. Дети анализировали каждое качество, несущее энергию счастья, придумывали стихи, сказки о любви и сострадании, милосердии, бескорыстии, силе добра и мудрости. Удивительно, ученики сравнивают силу добра с волшебством и призывают творить добро, так как добро спасёт мир. Немалую роль в формировании радости играет позитивное мышление – такому человеку сопутствует успех. Ребята проводили опыты воздействия мысли на воду – через такие уроки они начинают понимать, как важна работа над собой. Также докладчик в своём творческом подходе к проведению занятий использует приёмы развития фантазии и воображения – это подводит детей к решению изобретательских задач и самовыражению: «Ребёнку надо дать почувствовать себя сказочным героем, создавая внутри него удивительный сказочный мир». В «Праздник ума» ребятам было предложено в игровой ситуации возвратиться во внутриутробный мир матери и представить себя младенцем, а затем поделиться воображаемыми ощущениями. В ходе урока малыши испытали прилив огромного счастья и комфорта от невидимого соприкосновения с мамой, чувствовали нежные и любящие касания её рук, слышали пение колыбельных песен. Творческое «Путешествие в прошлое» способствовало укреплению доверия детей к родителям. Уникальны занятия «Чудо рождения», где ребята размышляют над феноменом появления человека на свет и думают над вопросом: «Человек – кто он?» Зачем он рождается? Какова миссия каждого в земной жизни? А философское «Моя душа – сосуд» помогло детям «влиться в себя», сравнить душу с чудесным сосудом, который человек сам постепенно наполняет различными добрыми качествами: «Чтобы улучшить мир – надо начать работать над самим собой». В результате таких занятий рисунки, сказки, стихи, философские размышления собираются в «Альманах творческих работ». Не менее интересны прозвучавшие далее сообщения: С.И. Климовой, преподавателя общественных дисциплин лицея №19, г. Артём, — «Воспитание нравственности»; Е.А. Костицыной, психолога детского сада №10, г. Лесозаводск, руководителя общественной организации «Альтаир», — «Воспитание сердечности в детях – достойная цель любой школы и детского сада»; Л.Р. Лунёвой, преподавателя Находкинского филиала МГУ им. Невельского, — «Ценностный подход в изучении литературы»; Е.Н. Сердюк и Э.С. Ертаевой, студенток педагогического колледжа ИЭИ ДВГТУ, — «Реализация идей ценностно-ориентированного воспитания студентов педагогического колледжа» (также они рассказали о ценности школьных часов доверительного общения с подростками, где поднимались нравственные проблемы); О.В. Курылёвой, сотрудника Культурно-этического центра «Свет», г. Находка, — «И один в поле воин»; В.В. Шило, магистра педагогики МГУ им. Невельского, — «Школа – мастерская человечности».
На круглом столе, завершившем работу Четвёртых Педагогических Чтений «Истина Школы», «Пути продвижения идей гуманной педагогики в Приморском крае: вопросы и ответы», были подведены некоторые итоги. Доклад В.В. Шило, прозвучавший последним, завершился словами «Вера, Надежда, Любовь» — они отражают главные черты союза единомышленников. Такой Союз нужен Приморью!
Ведущая стола Людмила Анатольевна Тертычная, гл. специалист ИМЦ гуманной педагогики МГУ им. Невельского, проинформировала аудиторию: она, готовясь к выступлению, обнаружила в интернет-сети огромное число сайтов творческих объединений, лабораторий по гуманной педагогике на всей территории бывшего СССР – Москва, Петербург, Прибалтика («оттуда лучшие педагоги едут целыми автобусами на ежегодные Международные Педагогические Чтения в Москву»), этим массовым движением охвачена вся Сибирь, наши азиатские республики. Людмила Анатольевна подкрепила своё выступление интересной слайд-презентацией. Ведущая стола (а вместе с ней и мы) выразила уверенность – в ближайшем будущем консолидирующие, объединительные тенденции среди учителей, педагогов, сторонников идей Ш.А. Амонашвили в Приморье, на всём Дальнем Востоке будут неуклонно нарастать и крепнуть через мастер-классы и другие практические встречи по обмену опытом и помощи друг другу. Вопросы по организации таких встреч – союза единомышленников – решались в живой и заинтересованной беседе. Беседе о том, как сделать нашу приморскую Школу добрее, мудрее, человечнее. Подготовила Ольга АЛЁШИНА.
|