Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
ПРОДОЛЖАЕМ знакомить наших читателей с научной статьёй И.Ф. Малова и В.А. Фролова. Игорь Фёдорович МАЛОВ — доктор физико-математических наук, профессор Пущинского университета, гл. научный сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории Физического института им. Лебедева РАН, член Правления Международного астрономического сообщества. Валерий Афанасьевич ФРОЛОВ — кандидат физико-математических наук, зам. директора Института ноосферного естествознания (г. Москва).
Начало в «С» №3 (83)'2009 БИОСФЕРА В КОСМОПЛАНЕТАРНОЙ СРЕДЕ И НОВАЯ ПАРАДИГМА МИРОВИДЕНИЯФАКТИЧЕСКИ мы подошли к пониманию сокровенной сути древнего понятия «иерархия», означающего «священная власть». Именно иерархический принцип обеспечивает власть как передачу творческого и творящего импульса управления Абсолюта по звеньям проявленного Мироздания. В близком соответствии с Древним Знанием и главной идеей всех мировых религий мы можем сказать в рамках нашей концепции, что вся Проявленная Вселенная есть, по сути, иерархическое проявление (воплощение / отображение / восстановление) Воли и Энергии Творца (Абсолюта) в Своём пространственно-временном информационно-энергетически-вещественном Теле, т.е. Проявленной Вселенной. Это можно отобразить в простой по форме и глубокой по содержанию эвристической формуле:
В этой формуле свёрнута главная суть наших системно-кибернетических и математической моделей – и наоборот: наши модели иерархических цепей являются подробной развёрткой формулы (1). Напомним, что понятие «кибернетика» определяется как «связь и управление в живой и неживой природе, живых и технических системах». Что касается конкретных особенностей воплощения иерархического принципа в КИЦ, ГИЦ и БИЦ, то во всех трёх цепях тип иерархических отношений подчёркивает два эвристических момента модели организованности. С одной стороны – пространственно-временную иерархию размеров выделенных звеньев, связанную с их спектральным представлением, и с другой – плотность упаковки материи (информации—энергии—вещества) по иерархии выделенных звеньев. Стрелки в формуле-схеме (1), в последующих схемах и на рис. 1—3 (см. «С» №3, 2009. — Прим. ред.) означают комплекс прямых и обратных связей, отображающих информационные, энергетические и вещественные взаимодействия или, точнее, тройственный обмен каждого звена между собой и со всей структурой цепей в целом.
Схемы построены в виде векторов-стрел, отражающих иерархический принцип, при котором обеспечивается автономно-соподчинённый статус каждого звена цепи при общем управляющем воздействии сверху вниз, последовательно от высших звеньев к низшим. При этом сами звенья представляют собой тоже целостные образования, своего рода микрокосм в Макрокосме целого цепи и всей триединой структуры цепей, в которой воплощён принцип: «целое нормирует параметры частей». Неразрывная целостность полученной системы подчёркивается тем фактом, что каждая цепь является расшифровкой, развёрткой или, наоборот, свёрткой отдельных звеньев другой цепи. Так, вся Геосферная цепь есть развёртка последнего, 7-го звена Космической цепи «система планеты», а вся Биосферная цепь является развёрткой одного из звеньев — «биосфера» — Геосферной цепи. В то же время вся Космическая цепь свёрнута в первичном звене Геосферной цепи — звене «Космос». При этом первичным звеном всей триединой структуры цепей является первичное звено КИЦ — «Абсолют». Под Метагалактикой в Космической цепи мы понимаем видимую часть нашей Вселенной. Существуют ли другие вселенные, развивающиеся из своих локальных «пузырей» и находящиеся на стадиях эволюции, отличных от состояния наблюдаемой нами в настоящее время, – это вопрос дальнейших исследований. Такие части большой Вселенной могут отличаться также и своей топологией и быть связанными как между собой, так и с нашей Метагалактикой. Проекты, направленные на поиск подобных связей, в настоящее время достаточно широко обсуждаются научной общественностью. Относительно взаимных связей в Геосферной цепи отметим, например, что структура магнитосферы и процессы в ней определяются токами в жидком ядре Земли, доменными структурами в коре, токами в ионосфере и процессами в радиационных поясах, а также космическими возмущениями. Наиболее известными из них можно считать ударные волны и релятивистские частицы от Солнца, вызывающие целый ряд последствий в оболочках и внутренних слоях Земли. Возможно, что внешние факторы играют роль и в переполюсовке земного магнитного поля.
IV. Абсолют. Всемирная взаимозависимость и взаимосвязь В названии «Абсолют» отражены понятия современной и древней космологии — «Начальная Сингулярность», «Прототело», «Праяйцо» и пр. Они предполагают наличие в Первооснове мира некоего сверхплотного и сверхкомпактного образования, которое по неизвестным причинам миллиарды лет назад взорвалось – и в настоящее время вся наблюдаемая Вселенная находится в состоянии расширения (раздувания, инфляции) после этого вероятного Большого Взрыва [28]. Что и почему было и будет «до» и «после» — неизвестно. Оставаясь в рамках принятой нами методологии исследования, с доверием обратимся к Древнему Знанию, отображающему в себе, как мы уже говорили, фрагменты Высшего Знания, сообщённого человечеству в прошедшие эпохи [10—13]. Там мы находим простой и более убедительный ответ на космологические «что» и «почему». В частности, существуют ответы и на вопросы о «всюдности, вечности и безначальности жизни, тесно связанные с её организованностью», — положение учения Вернадского, которое является ключевым в наших моделях и нашей концепции Живого Мироздания. Главный ответ лежит в русле уже используемой и обговоренной выше аксиоматики нашей концепции. Высшее Знание говорит о том, что мы живём в колебательном мире, и эволюция или развитие всего и вся в этом колебательном, пульсирующем Мироздании совершается по большим и малым циклам эволюционных спиралей движения духо-материи (см. далее). В Восточной мудрости, составляющей важную часть Древнего Знания, существуют подробные описания пульсирующего, колебательного, «дышащего» («вдох» — расширение, «выдох» — сжатие) Мироздания, включающего множество вселенных. При этом активная фаза Великого Существования сменяется пассивной — «День Брамы» (Бога, Создателя, Абсолюта) сменяется «Ночью Брамы»; период Манвантары («проявленная», активная фаза) приходит на смену периоду Пралайи (непроявленная, «спящая», пассивная фаза). Сам Импульс Проявления Активности имеет три фазы, с которыми соотносятся Брахма-Созидатель, Вишну-Охранитель, Шива-Разрушитель. «Как вверху, так и внизу» — подобная пульсация пронизывает всё Мироздание сверху донизу, всё и вся в Макро- и микрокосмосе. Говорится о том, что в микрокосме человека отображением подобной макропульсации является сердечный ритм, сердцебиение, которое наряду с ритмами мозга нормализует, синхронизирует внутреннюю жизнь всех систем организма. К этим вопросам мы будем обращаться неоднократно в дальнейшем. Сейчас же подчеркнём, что новый, а на самом деле «основательно забытый старый» подход к основаниям космологии позволяет перейти от умозрительных представлений современной науки к древнейшему представлению о нашем «теле как подобии Мироздания» в соответствии с вышеприведёнными в разделе «Спираль познания» древними формулами. Мироздание, в свою очередь, является проявлением во всём Ауры (Спектра Жизнедеятельности) «Бога Живаго» (Библия), Создателя, Первоисточника, Перводвигателя Вселенной (Анаксагор), или «оживотворением», напитыванием Аурой Бога Живого, Абсолюта всего своего Творения. Последнее является «объективным мирозданием» для научного представления, «предметом изучения объективной науки». Нет хладных безжизненных просторов Космоса, нет этой безжизненной «ледяной синевы», а есть Живая Вселенная, «Оживотворённый» Макрокосм, в Котором должен сознательно и ответственно жить, существовать живой микрокосм, чело-век («дух-вечный»), сокровенно-интимно составляющий с живым Макрокосмом Единое Целое. Напомним, что именно это положение является основным в упомянутой ранее школе русского космизма. И в этом смысле рассматриваемая далее проблема SETI / CETI всё более становится не столько внешней, сколько внутренней, касающейся вопросов сознания и познания. Познания древних сокровений всех мировых религий, сообщаемых нам современным языком: «Весь мир — тело Господне, и воля наша несёт приказ наилучшего выражения Воли Всевышнего. Слуга служит Господу...» [10, «Листы сада Мории. Зов», 23.11.21]. Заметим при этом, что гипотеза Большого Взрыва и последующего расширения, инфляции Вселенной вполне согласуется с описанным углублённым представлением о колебательном Мироздании, пульсирующей Вселенной. То, что называется «Большим Взрывом» и «Расширением», в колебательной модели может рассматриваться как точка перехода от пассивной фазы бытия Вселенной к активной, а сам процесс расширения соответствует активной фазе «бодрствующего Мироздания», его «вдоху». Впоследствии полярность фазы эволюции меняется на противоположную — и так до исчерпания каких-то сокровенных моментов эволюции. Подробные описания этих сокровенных процессов приводятся, например, в «Тайной Доктрине» [12], и непредвзятому взгляду исследователя могут открыться удивительные возможности познания и Мироздания, и себя в этом Мироздании — в переводе содержащихся древних сведений и комментариев к ним на современный научный язык. Одна из очевидных возможностей — основания подходов к поискам «теории мирового спектра». Абсолют как первичное звено пространственно-временной и информационно-энергетической и вещественной организованности Мироздания, отображённой в эвристической целостной системно-кибернетической модели (рис. 1) является аккумулятором и источником информации, энергии и вещества (в трансмутированном виде) всей проявленной Вселенной. На рис. 1—3 это подчёркнуто большими стрелами-линиями прямых и обратных связей, с которыми соединены прямые и обратные стрелки каждого звена. Информация и энергия Абсолюта проявляются в пространстве и времени больших и малых циклов ритмики Вселенной, отображаются и восстанавливаются по линии иерархии в соответствии с пространственно-временными и связанными с ними информационно-энергетическими и вещественными параметрами звеньев цепей. Такое представление позволяет говорить о единых основаниях универсальной взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов в известной нам Природе — или, другими словами, о пространственно-временной когерентности всех процессов во Вселенной. При этом в качестве опорного луча такой «Всемирной Динамической Голограммы» может выступать энерго-информационный импульс первичного звена — Абсолюта, в качестве инварианта представительствующего во всех звеньях системы цепей. Основное свойство голограммы — сохранение информации о целом в любом её фрагменте. В этом смысле голографичность подобна инвариантности. В иерархической структуре (1) управляющие, формирующие, нормирующие воздействия Абсолюта являются тем агентом, который определяет голографическую, инвариантную целостность проявленного Мироздания, отображённую в каждом его фрагменте. Именно об этом говорится в дошедших до нас древних формулах, которые приведены ранее. Их можно свести к известному библейскому изречению: «Мир и человек в нём созданы по Образу и Подобию Божию». «Абсолют», «Единый», «Бог», «Творец» — всё это разные наименования Великого Творческого Принципа проявленной Вселенной, придающего последней пространственно-временную и информационно-энергетически-вещественную целостность и ритмическую закономерность, которые мы называем «законами эволюции». Это находит своё отображение в понятии «космос» как структурно организованном и упорядоченном целом [8]. Уместно вспомнить здесь слова Платона: «…небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность и высшая справедливость; по этой причине… и зовут нашу Вселенную «космосом», а не «беспорядком» и не бесчинством» [29]. Наука ищет свои ключи расшифровки насквозь космологического Древнего Знания, дошедшего до нас в виде мифов, сказаний, учений, мировых религий. Одним из возможных оснований для этого благотворного процесса может оказаться представленная в данной работе эвристическая модель, базирующаяся на развитии космобиосферных идей учений В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского. В частности, важный принцип голографичности и инвариантности встречается в метанаучной литературе под наименованием «Закона Аналогий», герметического закона «Как вверху, так и внизу». Этот принцип всё чаще называют «законом Вернадского», в соответствии с которым в своём микроскопическом преломлении «каждая песчинка или капля воды содержит весь состав Космоса» [30]. «…Как вы представляете себе Мироздание? – Как каплю воды» [10, «Озарение», ч. 3, IV, 5]. Рассматривая взаимосвязь всех звеньев иерархических цепей, мы должны поставить вопрос о том, где прекращается (и прекращается ли?) дробление на всё более мелкие и более глубинные части вещества. Заметим, что продвижение к этим глубинам материи связано со всё большими количествами энергии. Действительно, переходя от энергии химических реакций (взаимодействия молекул и атомов) к атомной энергии и энергии ядерных реакций, мы наблюдаем рост энергии от долей электронвольта до миллиардов электронвольт. Если «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (В.И. Ленин), можно предположить, что при взаимодействии пока неизвестных фундаментальных частиц материи («эфира») энергия достигнет космических масштабов, и при их образовании и взаимодействии могут рождаться новые вселенные. В этом случае могут появляться новые цепи, и все они могут быть замкнуты в единую цепь (рис. 4), которая, вероятно, и иллюстрирует древний символ змеи, кусающей себя за хвост.
«Неисчерпаемость» (огромная по обычным представлениям величина) эфирной энергии, заключённой в объёме человека, делает его потенциально способным к творению в космических масштабах, если он может воспользоваться этой энергией. По-видимому, богочеловек типа Будды или Христа и был тем Существом, которое управляло этой тонкой энергией, представлявшей часть энергии Абсолюта, воплотившего её, как уже говорилось, во всех звеньях иерархических цепей. V. Космогеобиоритмика Одной из древних идей, возвращающихся к нам на новом витке познания, является идея о спирально-циклическом характере развития Мироздания и самого процесса познания закономерностей проявленной Вселенной. В этом скрывается один из понятийных смыслов спирали, охватывающей звенья цепей на рис. 1—3. Древняя идея о спирально-циклическом принципе, внедрённом в пространственно-временную структуру Мироздания, выступает в современной науке во всё более осознаваемом представлении о колебательности, ритмичности всех природных процессов, включая и непериодические, импульсные процессы, которые всегда могут быть представлены суммой элементарных колебаний — пакетом фурье-компонент или спектром пространственных и временных частот. Свидетельством и следствием такого эмпирического обобщения о всеобщности колебательного принципа, присущего природе, является появление специальных понятий космических, геологических, биологических и других ритмов-часов, охватывающих диапазон колебаний от пульсации Вселенной до атомных стандартов частоты и времени. Эта терминология близко соответствует обозначениям как самих наших иерархических цепей, так и их звеньев. В развитие представлений В.И. Вернадского о динамическом процессе организованности можно сказать, что спираль, охватывающая все звенья иерархических цепей, отображает в себе понятие ритмической пространственно-временной организованности структур проявленного Мироздания от «А» Большого» — Абсолюта, до «а» малого» — атома. В последовательной иерархической развёртке организованность выступает как единый взаимосогласованный спиралевидный процесс, трансформирующийся в плане фурье-отображений в единый спектр пространственно-временной космогеобиоритмики. Таким образом, все три цепи, которые, по сути, свёрнуты друг в друге с разными масштабными пространственно-временными и информационно-энергетически-вещественными коэффициентами, объединены в целостном колебательном, пульсирующем континууме с едиными основаниями пространственно-временной когерентности, исходящими из высшего звена всей системы — Абсолюта. Эти принципы отражены в математической модели, обоснование которой содержится работе [31]. Обобщим всё сказанное об эвристической модели, воплощённой в иерархических структурах на рисунках 1—3, в следующих 8 положениях, или принципах концепции космогеобиоритмики.
1. Целостность. Вся система иерархических цепей представляет собой единое организованное целое, охваченное системой прямых и обратных связей. 2. Иерархия. Главная линия управляющего воздействия, линия нормирования целым своих частей, осуществляется по нисходящей линии иерархии от высших звеньев к нижележащим. Это находит отражение в общем построении схем в виде направленного вектора-стрелы. 3. Взаимообмен. Каждое звено цепи обладает автономно-соподчинённым статусом и является открытой системой, обменивающейся со всеми выше- и нижележащими звеньями посредством прямых и обратных связей информацией, энергией и веществом. При этом обмене между тремя его компонентами может происходить взаимопревращение при подчинении законам сохранения. 4. Спектр космогеобиоритмики. Функционирование системы взаимодействующих цепей характеризуется единым спектром космогеобиоритмики, который проявляется иерархически в конкретных условиях каждого звена цепи в соответствии с его пространственно-временными масштабами. 5. Всеобщая когерентность. Вся система иерархических структур функционирует когерентно, согласованно в пространстве и времени. Единым «дирижёром», источником такой пространственно-временной когерентности, объединяющим разномасштабные пространственно-временные параметры звеньев в единый колебательный ансамбль, ритмический континуум, является Абсолют – Высшее, Первичное Звено всей системы цепей, в качестве инварианта присутствующее во всех звеньях. 6. Иерархическая голограмма. В информационно-энергетическом, полевом смысле вся система цепей может рассматриваться как большая динамическая голограмма, в которой каждый фрагмент (звено) содержит сведения о целом (цепи, системе цепей). При исследовании любого звена можно получить данные о самых общих принципах организованности информации, энергии и вещества в пространственно-временных масштабах всей цепи или системы цепей. 7. Эволюционный гомеорез. Основой нормального функционирования каждого звена, цепей и всей системы в целом является поддержание иерархического динамического баланса, эволюционного гомеореза, системы подвижных равновесий по Вернадскому. (Сам термин «гомеорез» впервые предложил в 1957 г. английский биолог Конрад Хэл Уоддингтон. Обозначает поддержание постоянства в развивающихся системах.) 8. Универсальный код. Исходя из принципов целостности, единства и аналогии (подобия, инвариантности, голографичности), иерархически воплощённых в ритмическую организованность проявленной Вселенной, можно выдвинуть эвристическую гипотезу о существовании в спектре космогеобиоритмики универсального Единого Космического Кода (ЕКК), представляющего собой комплекс информационных программ, управляющих развёртыванием и функционированием в пространстве-времени проявленной Вселенной всех её структур, соответствующих звеньям системы иерархических цепей, т.е. управляющих эволюцией проявленного мира.
VI. Единый Космический Код Утверждение о существовании Единого Космического Кода можно считать главным эмпирическим обобщением, сделанным в рамках концепции космогеобиоритмики, воплотившим в себе все остальные её положения, эмпирическим обобщением всех существовавших и существующих представлений о панспермии. Жизнь может переноситься в виде находящихся в анабиозе зёрен с единым генетическим кодом, но может распространяться как полевая матрица с запрограммированным планом развития. Ввиду особой важности этого утверждения в контексте мировоззренческой парадигмы остановимся на нём более подробно. Мир един, целостен и иерархически аналогичен, подобен по сути и управляется едиными законами сверху донизу: «Как вверху, так и внизу». В естественно-природном смысле верно и обратное утверждение: «Как внизу, так и вверху» (в идеале это должно быть верным и для искусственной среды, создаваемой популяцией человечества на планете). Так же, как «внизу» единый биологический код обеспечивает управление, связь и единство в многообразии формопроявлений жизни на планете — так же и «вверху» Единый Космический Код должен обеспечивать единство в многообразии пространственно-временных структурных образований всей проявленной Вселенной. Более того, логично утверждение, что именно существованием Единого Космического Кода можно объяснить существование единого биосферного кода — как отображение общего принципа целого всей системы в его части. С этих же позиций можно объяснить существование закона гомологических рядов Н.И. Вавилова, системно-генетического закона Геккеля—Мюллера и др. Согласно последнему, любая целая часть системы в свёрнутом виде повторяет законы развития своей системы. Это близко соответствует принципу голографичности или инвариантности, воплощённому в рассматриваемых схемах, и последовательно утверждает второй важнейший принцип природы — принцип иерархичности, поскольку каждое звено является частью для всех вышестоящих и системой — для нижестоящих звеньев цепи. С другой стороны, этот принцип воплощён в системно-кибернетическом подходе, поскольку иерархическая цепь — это вертикальная система элементарных кибернетических модулей, где каждое звено является управляющим для всех нижележащих и управляемым, исполнительным для всех вышележащих звеньев. Общей основой понятий «иерархия», «система», «кибернетика» являются ключевые идеи связи и управления. Эти же идеи связи, единения и управления лежат в основе таких, казалось бы, далёких от рассматриваемых понятий ёмких терминов, как «религия» и «йога». В историко-этимологическом смысле «иерархия» означает «священную власть, управление». Очевидно, единый универсальный код Мироздания можно соотнести с таким важнейшим понятием Древнего Знания (в частности, с основой религиозных представлений), как Творящая Воля Абсолюта, Бога, Отца Небесного — Творца видимого и невидимого миров. Таким образом, рассматриваемая нами эвристическая модель в некоторых аспектах может быть хорошей основой для плодотворного диалога между естественно-научными и религиозно-философскими представлениями о Мироздании. Результатом диалога может быть подтверждение прекрасного образа известного математика Г. Вейля об учёных, в муках дошедших до своей вершины и с удивлением обнаруживших там давно и удобно устроившихся богословов. Диалог может быть неполным, если исключить третью форму познания — искусство. Действительно, религия, наука и искусство — три формы познания себя в окружающем мире, взаимодополняющие друг друга, в единении, синтезе способные дать целостность и полноту сознания и, по возможности, бытия. Философию как одну из форм познания мы тоже относим к наукам. Её законы основываются на человеческом опыте и дают предсказания, которые могут быть проверены путём конкретных исследований и наблюдений. Соотношение философии и конкретных наук аналогично соотношению конституции государства и конкретных сводов законов (трудовой кодекс, земельный кодекс, уголовный кодекс и т.д.). Любое ущемление, ограничение одной из форм познания ущемляет и ограничивает полноту мироощущения. Снова, уже на ином уровне рассмотрения, мы приходим к тем же важнейшим идеям единства, целостности и полноты, которые должны составлять основу новой парадигмы мировидения. Новая парадигма требует переосмысления сложившихся стереотипов понимания сути и содержания многих терминов и определений, относящихся к трём формам познания с точки зрения их взаимосогласования и взаимодополнения, ибо по одной из формул Древнего Знания — «Смута жизни — от смуты понятий». Может оказаться, что и наука, и религия, и искусство на своём языке говорят об одних и тех же общих и глубинных закономерностях, которым подчинено бытие человека в окружающей жизни Великой Природы, человека как микрокосма, во всей полноте отображающего Макрокосм. Возможно, сокровенным смыслом появления в последние столетия точного научного метода является определение числа и меры в формопроявлениях универсального Космического Кода в таких древних формах бытия, познания и сознания, каковыми являются религия и искусство. Тогда, действительно, последние окажутся поверенными мерой и числом, образовав при этом нераздельную триаду:
Та же идея отображена в символе Знамени Мира, привезённом с Востока одним из представителей русского космизма Н.К. Рерихом. Равноправное триединство путей познания посредством религии, искусства и науки — таково одно из толкований этого многозначного символа: три малых круга в одном большом. Подробные толкования даны в трудах семьи Рерихов, в частности в книгах «Учения Живой Этики» («Агни-Йога»), переданных человечеству через эту семью Учителями Востока [10]. Одна из книг называется «Иерархия». Идеи нашей работы во многом пересекаются с идеями из этой книги. Очень важно отметить, что иерархия есть закон Мироздания и что придание этому закону первостепенного значения в сознании и бытии человечества становится одной из основных задач нашего времени. Подчеркнём ещё раз, что именно в этом древнем значении мы рассматриваем термин «религия», хорошо отображённом в латинском «Re-Liga’re» — «воссоединение, восстановление единения, линии связи, линии — цепи иерархии». Воссоединение в микрокосме человека образных, эмоциональных («правополушарных») и логических, рассудочных («левополушарных») представлений о действительности — в том, что в Учении ЖЭ названо чувствознанием, или интуицией. Воссоединение микрокосма с Макрокосмом, внутренней иерархии с внешней иерархией Мироздания в сознании и социуме, воссоединение земного и космического — ибо в естественно-природной основе их неразрывность существует изначально. Такова многозначная суть того, что отображено в синтезе (3) и что должно составить основу новой парадигмы мировидения. Рассматриваемый нами подход может быть одним из путей осознания и реализации такого синтеза – он наводит мосты со стороны науки по направлению к религии и искусству с помощью присущего ей арсенала средств и методов познания. С точки зрения концепции космогеобиоритмики и универсального Кода Вселенной все виды искусства в идеале представляют собой систему мировых закономерностей, закодированную в ритмике мозаики звука, цвета, слова, формы, движения и пр. Так же как древние ритуалы, мистерии, гимны, священные тексты, молитвы, символика икон и храмовых построек, система религиозных праздников и соответствующая им регламентация бытовой жизни — всё это мозаика воплощения и развёртывания Единого Космического Кода в конкретных пространственно-временных условиях: на планете Земля, вместе с человечеством проходящей определённый этап эволюционного пути. Для дальнейшего уяснения сути Космического Кода в качестве иллюстраций его проявления можно привести несколько аналогий из конкретных областей искусства, науки и религии. Всё Мироздание можно уподобить слаженно звучащему оркестру. Вспомним «музыку сфер» древних. «Сферами» в нашем понимании могут быть звенья иерархических цепей, и тогда «музыка сфер» — «озвученный» спектр космогеобиоритмики. В данном случае Космический Код подобен партитуре оркестра, в которой символически, в закодированной форме отражены все требования теории музыки, обеспечивающие стройное, согласованное звучание множества разнородных инструментов оркестра — лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, инструментовка. Аналогию можно распространить на «застывшую музыку» — архитектуру. Здесь Космический Код предстаёт в архитектурном плане в виде комплекса изобразительных средств — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов. Хорошей аналогией являются принципы кодирования и декодирования, обеспечивающие сохранение когерентности при формировании, передаче, приёме и воспроизведении служебной информации, радио- и телевизионных программ. Мы живём в насыщенном подобной закодированной информацией электромагнитном поле, не ощущаемом нашим сознанием, но оказывающим на нас воздействие через тонкие и ещё не до конца изученные рецепторы (вполне возможно, например, через систему точек акупунктуры). Важным является и то обстоятельство, что вся отмеченная выше технологическая цепочка начинается с авторского замысла и последующего сценария, который переводится с помощью технических средств в информационно-полевый образ, распространяющийся в виде волнового пакета в пространстве, и который, доходя до нас, опять же с помощью технических средств трансформируется в зрительные, звуковые и другие образы, доводящие до нас авторский замысел. Расширяя и углубляя осмысление этих аналогий из областей, составляющих важную часть нашей цивилизации на планете, можно подойти к пониманию информационного поля Мироздания, охватывающего весь диапазон вибраций космогеобиоритмики и насыщенного закодированными программами сценариев развёртывания эволюции в разных участках проявленной Вселенной, представленной нашими иерархическими структурами. Снова можно указать на первоисточник таких «программ» — Абсолют. Близкая к такому пониманию аналогия — аллегория из области религиозных представлений: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть... В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков...» [32]. В книгах «Живой Этики», вобравших в себя всю древнюю мудрость, часто говорится о том, что Природу можно рассматривать как систему проводников, в которой распространяется творческий импульс первоисточника — Абсолюта. Это почти в точности соответствует структурным построениям, изображённым на наших рисунках, и обоснованиям выбора математической модели, описывающей принципы их функционирования (будет приведена в заключительной части публикации. – Прим. ред.). Близкое соответствие нашим представлениям о Космическом Коде содержится в трудах Х. Аргуэльеса [33, 34]. Он более полувека исследует космологические учения древних майя, которые считали, что эволюция целостного Мироздания определяется Галактическим Лучом, исходящим из ядра Галактики и несущим излучения, которые резонансно формируют и синхронно управляют всей её пространственно-временной структурой. При этом майя владели математически и символически кодом Галактического Луча, умели на него резонансно настраиваться и, таким образом, без телесной оболочки путешествовать по Галактике. Подробные космогонические проявления Галактического, или Творящего Луча в его соответствии с Космическим Лучом «Агни-Йоги» исследуются в книге Н.Н. Якимовой [18]. Понятия о числовой метрике циклической Вселенной и о «Луче Творчества» являются основными в учении Г. Гурджиева – П. Успенского [35]. Близкой аналогией информационного поля Мироздания является «гипотеза формативной причинности» Р. Шелдрейка [36]. Суть гипотезы состоит в предположении о существовании «морфогенетических полей» («М-полей»), в которых посредством «морфического резонанса» формы ранее существовавших систем влияют на морфогенез последующих. Таким образом, осуществляется новый тип причинности — тип «трансвременных причинных связей». Заметим, что это может быть интересным для нашей математической модели, связанной с принципом причинности. Справедливости ради скажем, что идею о существовании морфогенетических полей — в более общем плане: теорию биологического поля — выдвинул в 40-х годах прошлого века наш соотечественник А.Г. Гурвич [37]. В последние десятилетия всё больший акцент делается на рассмотрение электромагнетизма как основы морфических полей с точки зрения нетеплового, информационного воздействия электромагнитных полей (ЭМП) на живое вещество (подробный обзор дан Е.М. Егоровой [19] с использованием источников [10—13]). А.С. Пресман давно и подробно исследовал ЭМП в живой природе. В [6] опубликована его статья «Организация биосферы и космические связи», идейно и фактологически близкая к нашей концепции: «Биосферу следует рассматривать как иерархически организованную кибернетическую систему, являющуюся закономерной частью космической организованности. Носителями информации на всех уровнях организации биосферы, а также и информации, воспринимаемой биосферой из её космического окружения, являются электромагнитные поля». О наших представлениях по поводу «лепки лика Земли» узкополосными и широкополосными космическими ЭМП см. далее. В последней четверти ХХ века появилась «теория суперструн» (Грин, Шварц, США), основанная на представлениях о «вибрирующих струнах пространства-времени как единой основы, сущности всех частиц, их свойств и их сил взаимодействий» [38]. Главные идеи и аксиоматика этой гипотезы (целостный подход, вибрирующее Мироздание, спектральные представления — вплоть до «музыки сфер») находятся в близком соответствии с основаниями нашей концепции. Мироздание есть колебательный континуум, вибрирующее целое, представляющее собой совокупность различным образом взаимосвязанных и взаимодействующих вибраций. Частицы, атомы, молекулы нижних этажей иерархии Мироздания являются стоячими или резонансными «волновыми пакетами» в этом колебательном континууме Проявленной Вселенной. Получаем обратимый принцип Де Бройля: каждой частице (материальному объекту, телу) соответствует своя волна (спектр, волновой пакет) — и наоборот: каждой волне, волновому пакету, моде, спектру соответствует своя материальная частица, объект, тело. Подобные представления перекликаются с мнениями, высказанными в работе Н.Н. Якимовой [18]. Любые формы — это «волновые структуры, которым присущи голографические, квантово-механические качества, как и всей Вселенной в целом; любая форма есть полевая структура — стоячая волна, контуры которой совпадают с пространственными особенностями объекта… каждое тело являет собой некую стоячую волну… «овеществление физических систем, по-видимому, происходит в узловых точках их «полевых» спиральных каркасов в результате эффекта интерференции». Всё чаще привлекаются понятия о «Материи Люциде», «Фохате» [10—13] — формах космического электричества как пластической основы для проявления морфического резонанса во всём спектре формопроявлений наблюдаемой Вселенной — и, с другой стороны, как основы того, что в цитируемых источниках называется «психической энергией», пульсация, трепет которой во всём спектре космогеобиоритмики в рамках нашей эвристической концепции является Живой Тканью Мироздания. В этой связи интересные результаты получены С.Э. Шнолем, который много лет исследует макроскопические флуктуации параметров процессов в разных средах — от радиоактивного распада до разнообразных химических реакций и биосферных ритмов [6]. Возможно, наблюдаемое фундаментальное единообразие формопроявлений получаемых гистограмм (распределений) флуктуаций является свидетельством фоновой пульсации единой начальной («психической») энергии, которая разлита во всех формах и процессах эволюционирующей и пульсирующей Вселенной. Эти исследования могут служить иллюстрацией в разрабатываемой нами концепции колебательного Мироздания. «Как внизу, так и наверху, и как наверху, так и внизу», — в который раз проговорим древнюю истину. (Продолжение следует) Литература
28. Пиблс Ф. Дж. Э. Структура
Вселенной в больших масштабах. – М.: Мир, 1983. — 408 с.
29. Платон. Собрание сочинений. – М.: Мысль, 1990. — Т. 1. 30. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. — М.: Наука, 1975. — 72 с. 31. Косарев И.Г., Малов И.Ф., Фролов В.А. О восстановлении распределения радиояркости с помощью преобразований Гильберта. – М.: Препринт ФИАН, 1980. — №90. 32. Евангелие от Иоанна. Гл. 1. — С. 1-4. 33. Аргуэльес Х. Фактор майя. Внетехнологический путь. — Томск: Зодиак, 1994. — С. 240. 34. Аргуэльес Х. Скользящие по волнам Зувуйи. Рассказы о путешествиях в другие измерения. — М.: София, 1999. С. 192.< 35. Успенский П.Д. Tercium Organum или Третий Путь. — М: Сфера, 1992. 36. Шелдрейк Р. Новая теория жизни. — М., 2005. 37. Гурвич А.Г. Теория биологического поля. — М., 1944. 38. Хван М.П. Неистовая Вселенная. От Большого Взрыва до ускоренного расширения. От кварков до суперструн. — М.: ЛЕНАНД, 2006. — 408 с. |