Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

…ПОСТИГАЯ ДРЕВНИЙ ШИФР ЖИВОПИСНОЙ ТХАНКИ


Дакини Мандарава

ТХАНКА, или свиток, — особое религиозно-художественное искусство тибетского буддизма. Это своеобразная иконопись, где художник – не просто мастер, а мудрец, по-восточному лама, сведущий в священных буддийских текстах.

Тханка наполнена символизмом – иконы-свитки содержат изображения не людей, на них отражены величайшие инобытийные Существа, Высшие тонко-духовные Субстанции, не имеющие привычных для нас физических тел, но обладающие божественными качествами, которые и передаются во всех мельчайших деталях, – здесь каждый жест рук (мудра), поза (асана), атрибут, оттенок цвета, форма имеют конкретное значение.

Чтобы быть художником – живописцем тханки, надо заслужить особое разрешение стать таковым. Здесь мало иметь одно желание. Поэтому знакомство с подобным художником – это соприкосновение с неким проводником, через которого вы сможете попробовать открыть загадочный древний шифр прекрасной и многоликой тханки.

…Его тханки вызывают восхищение


Николай Дудко в мастерской

Наша последняя поездка в Уран-Удэ, столицу Бурятии, помогла познакомиться с творчеством талантливого художника Николая ДУДКО, которого специалисты называют лучшим в мире живописцем, работающим в жанре тханки. Вы можете сами убедиться в этом, взглянув на первую страницу обложки этого номера «Светограда». Там изображено Божество Манжушри – Бодхисаттвы Великой Мудрости. Он является символом ума всех Будд, Просветлённых. Для спасения живых существ, то есть людей, он проявляется в пяти мирных и гневных формах (их художник также отразил в работе). В правой руке Манжушри держит огненный меч, олицетворяющий разящую силу Знания, рассекающую невежество, а в правой – стебель лотоса, священного на Востоке цветка, на котором покоится книга – Сутра Запредельной Мудрости (Праджняпарамита Сутра). Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.


Манжушри

Чтобы отразить на полотне – безошибочно – весь необъятный символизм буддийского религиозного канона, надо прекрасно разбираться в философии буддизма. В этом плане особо показателен жизненный и творческий путь современного российского художника Н.Н. Дудко. Николай Николаевич родился в 1962 году в г. Дессау (Германия), а обучался европейской школе живописи на художественно-графическом отделении Педучилища Улан-Удэ, затем в Киевском художественном институте.


Чогьял Намкхай Норбу Римпоче

В 1986 году произошло его первое посвящение в сложную науку буддийского искусства. Постичь философию буддизма помогли его первые духовные учителя: лама Иволгинского дацана (монастыря) Дармадодди и настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов. Позднее произошла встреча с его главным духовным Учителем – Чогьялом Намкхаем Норбу Римпоче.

Однако как получилось, что европейски образованный художник, писавший портреты, натюрморты, жанровые картины, увлекающийся сюрреализмом, успешно устраивающий свои персональные выставки, вдруг отрёкся от западного стиля? Оказалось, его всегда манил Восток – своей необычной космогонической философией, погружениями в медитацию. Художник видел во всём этом важность своего духовного развития. А если человек встаёт на высокий Путь самосовершенствования – он непременно встречает духовных Учителей. Они открыли для Николая Дудко притягательную, космичную по своей природе мудрость философии и искусства буддизма, ввели в сложный мир буддийских образов и символов. Ведь на тханках обычно изображают Будд, Бодхисаттв, Тар, иллюстрируют жития святых и Великих Учителей Востока. И процесс создания их аллегоричных бестелесных форм достаточно трудоёмок.

Для тханки требуется особая ткань – льняная или хлопчатобумажная, иногда берётся шёлк для особо важных изображений (пошла эта традиция со времени, когда для целей искусства использовалась ткань верхней одежды монаха). Материал натягивается на деревянный подрамник, грунтуется специальной пастой, смесью животного клея и измельчённого мела. После высыхания поверхность тщательно полируется с обеих сторон. Затем художник начинает работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. Потом – живописание. Краски мастер изготавливает сам, растирая непрозрачные минералы, например малахит, бирюзу, коралл, киноварь и т.д., используется для красок и растительное сырьё. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать тханку более стойкой. Последней и самой, пожалуй, ответственной частью работы становится живописание золотом. Затем изображение вшивается в специальное парчовое обрамление. Обязательно по окончании над тханкой совершается обряд освящения, который проводит опытный лама.

Если художник, подобно Николаю Дудко, встал на духовный путь обновления, его поиски приводят к важным встречам, событиям и местам. Так, Николай Николаевич познакомился с немногими мастерами Бурятии, сохранившими секреты традиционного искусства, очень много дали ему поездки в Индию, Монголию, Непал. Всего за один год учёбы в Библиотеке тибетских рукописей и архивов в г. Дхарамсале (Индия) у преподобного Ген Сансей Еше – личного художника Далай Ламы XIV, живописец освоил то, на что уходят пять лет обучения. Результатом стал диплом художника тханка тибетского стиля «менри» с правом преподавания.

...Давайте заглянем в мастерскую тибетского живописца. Мы уже знаем, что художник обязан хорошо разбираться в священных текстах. Свою работу сопровождает постоянным чтением молитв. Предписания для такого мастера указывают – он должен быть священнослужителем хорошего поведения и сдержанных манер. Священный образ тханки может быть написан только в чистом месте, сам живописец обычно сидит на полу.

Работа продвигается очень медленно, так как сделать ошибку в пропорциях тел, которые указаны в иконографических руководствах, считается великим грехом. Иногда в мастерской присутствует другой лама, он читает вслух молитвы, пока художник работает. Столь насыщена, намолена атмосфера творческого процесса создания картины, что лики святых предпочитают рисовать по определённым священным дням.

Большого мастерства требует живописание – раскрашивание законченного рисунка тханки. А её богатство цветов и декоративные возможности поистине волшебно удивительны! Поэтому в завершение, чтобы картина-икона не теряла свои изумительные цвета, не выцветала, сверху пришивается кусок шёлка, который по мере надобности или закрывает тханку спереди, или откидывается на неё.

Ещё надо добавить, художник творит согласно твёрдо установленным каноническим правилам: сначала главные фигуры, затем окружение, небо, холмы, деревья и т.д. И тут возникает вопрос: а остаётся ли какая-нибудь свобода для самобытного творчества?

Сейчас Н.Н. Дудко на базе Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств
г. Улан-Удэ преподаёт мастерство живописи тханка стиля «менри». Мастер показывает своим ученикам, что в тибетском религиозном искусстве таятся огромные творческие возможности. Поистине немыслимо количество персонажей и сюжетов и их вариаций – чтобы их воплотить, не хватит одной жизни. И сама композиция тханки выстраивается художником. Взять, например, так почитаемую в Азии Зелёную Тару – обычно её изображают прекрасной богиней зелёного цвета, правая нога которой спущена с «лотосового трона» и опирается на цветок лотоса небольшого размера, — богиня спешит на помощь страждущим людям. На посвящённой этому божеству тханке можно нарисовать одну Тару, а можно вместе с одним из Будд; можно включить сюда Белую и Жёлтую Тары. Фантастический пейзаж также создаётся самим автором. И суть творчества – а это наиважнейшее – заключается в том, что если художник хотя бы немного занимается буддийской практикой и понимает Учение Будды Шакьямуни, он может на энергетическом уровне, через своё чувственное проживание во время работы над картиной передать зрителю нежность и сострадание Тары, святость этого высокого Облика.

А если божество гневное, то и пейзаж более суровый. Гневное божество – не для того, чтобы напугать зрителя, — оно является защитником веры, так же как и защитником верующего.

Пейзажи Николая Дудко – это сказочно прекрасная страна Вечного Блаженства Тушита, где обитают Небесные Божества, их окружают изысканные водопады, горы со снежными вершинами, а переливчато-жемчужные облака – как бурливые реки…

 О шифре…

С непривычки крайне сложно разобраться в пантеоне северного буддизма. Глаза разбегаются при общем взгляде на этот бесконечный сонм многоруких и многоглавых божеств, вооружённых целым арсеналом воинских атрибутов, колокольчиками, чётками, культовыми предметами, такими как ваджра («молния»), колесо, магический скипетр и др. Часто бесчисленные фигуры святых лам, настоятелей монастырей показаны на картинах рядом со своими предыдущими воплощениями. Здесь множество религиозных символов, каждый из которых имеет особое значение. Но чем пристальнее мы всматриваемся в тханку, тем понятнее и ближе становится её смысл – нам начинают открываться некие мистические связи, существующие между формой и её содержанием, и соподчинены они некому Высшему Фокусу, составляя единое целое, выраженное в главных буддийских магических диаграммах, называемых мандалами.

К изображению мандалы, аллегоричной схеме Вселенной, на Востоке особо трепетно-священное отношение. Вот что пишет в своей автобиографии Его Святейшество Далай-Лама XIV:

«Летом 1953 года, насколько я помню, я получил от Линга Римпоче (учитель Далай-Ламы XIV. – Прим. ред.) посвящение Калачакры. Это одно из самых значительных посвящений в тантрической традиции, которое имеет особую важность для мира на Земле… Посвящение Калачакры очень сложно, и подготовка к нему занимает от недели до десяти дней, а само посвящение длится три дня. Одним из его элементов является сооружение из цветных порошков большой мандалы, то есть изображение в двух измерениях трёхмерного символа. Когда я в первый раз увидел одну такую мандалу, я был просто вне себя, только взглянув на неё, — настолько потрясающе красиво она выглядела».

Буддийские художники часто изображают мандалу и на тханках.

Прекрасная и священная тханка… Те, кто собирает тибетскую живопись, знают, как тяжело получить хороший образец. Его владелец никогда не расстанется с тханкой, тем более если она освящена высоким ламой и имеет отпечаток его руки на обратной стороне. Убедить тибетца продать картину небуддистам («чужакам») – почти безнадёжная задача. И замечательно, что сейчас закрытый мир буддийской живописи постепенно открывается европейскому зрителю, ценителю прекрасных образов, которые надо постигать не только посредством зрения, – погружение в сакральный шифр тханки и ощущение возвышенной энергетики автора дают куда более изысканное наслаждение, чем простое созерцание.

Год от года возрастает интерес к этому виду искусства, и яркий пример тому – великолепными тханками Николая Дудко восхищались в Италии, Франции, Голландии и Аргентине, Японии, Тибете, восхищались причудливым переплетением красоты и духовности буддийского Востока.

Ольга АЛЁШИНА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"