Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке


И.Ф. Малов

Заканчиваем знакомить наших читателей с научной статьёй Игоря Фёдоровича МАЛОВА, доктора физико-математических наук, профессора Пущинского университета, гл. научного сотрудника Пущинской радиоастрономической обсерватории Физического института им. Лебедева РАН, члена Правления Международного астрономического сообщества, и Валерия Афанасьевича ФРОЛОВА, кандидата физико-математических наук, зам. директора Института ноосферного естествознания (Москва).

Окончание. Начало в «С» №3-5'2009

Биосфера в космопланетарной среде и новая парадигма мировидения 

    XIX. Живое Мироздание

    Развитие подобных представлений приближает нас к древней идее о ЦЕЛОСТНОМ ЖИВОМ ОРГАНИЗОВАННОМ МИРОЗДАНИИ [10-13], наполненном разными формами жизнепроявлений и сознания как в плотно-материальных, вещественных, так и в тонких, полевых оболочках (вспомним «лучистое человечество» Циолковского в «великой электромагнитной жизни Вселенной» Чижевского). Это сразу переводит, по сути, всё наше мировоззрение на совершенно иные уровни осмысления и понимания, которые приводят к новым способам и методам — даже не исследований в старом и неуспешном смысле, а установлению истинных контактов с разными формами разума как в Макро-, так и в собственном микрокосме человека. Проблема SETI («поиска») становится не столько внешней, сколько внутренней: «Познай себя — познаешь мир».

    В микрокосме человека имеется всё необходимое, все тонкие «аппараты», органы, устройства — вся необходимая особая организованность для контактов с Макрокосмом, для «поиска» (SETI) и «связи» (CETI) и с «внеземными цивилизациями» и с формами Высшего Разума, издревле присутствующего на планете в тонких формах её организованности [10-13]. Осознание этого и последовательная работа в данном направлении и будет преодолением невежества как в научном, так и в общемировоззренческом смысле. Это и есть воплощение и развитие пророчеств В.И. Вернадского, который задолго до появления радиоастрономии и последующего оформления внутри неё проблемы поиска и контакта с внеземными жизнью и разумом писал, повторим, о том, что идеи «всюдности», вечности и  безначальности жизни, тесно связанные с её организованностью, будут составлять основания нового научного мировоззрения. Это мировоззрение должно стать базисом для рассмотрения проблемы SETI, для поиска новых, более корректных и приближённых к жизни и её космическим основаниям представлений, которые способствовали бы возможности постановки и путей решения проблемы.

    Напомним, что В.И. Вернадский тщательно проследил исторический спиралевидный возврат к человечеству идеи космических основ жизни — от древнеэллинских представлений (Пифагор, Анаксагор, Эпикур и др.) через Средние века и науку XVII-XIX веков до современных ему научных положений, следующих, например, из основанной им геохимии: «В её проблемах мы приходим к необходимости признания существования космической жизни» [42]. Он высоко ценил труд Х. Гюйгенса «Космотеорос», назвав «принципом Гюйгенса» авторское «научное обобщение, что жизнь есть космическое явление, в чём-то резко отличное от косной материи» [23]; важно отметить, что это писалось В.И. Вернадским в 1944 году в последней прижизненной, обобщающей, итоговой статье «Несколько слов о ноосфере»; там же: «...мы поставили проблему  о  к о с м и ч е с к о й   ж и з н и  ещё в 1940 г. как научную задачу...» [23].

    Как показывают астрофизические исследования, видимая часть Вселенной не остаётся в застывшем состоянии. Она родилась из сверхплотного ядра и в течение длительного времени непрерывно расширяется. При этом в ней постоянно рождаются и умирают звёзды и галактики, происходят взрывы и коллапсы, т.е. она живёт. В ней не видно признаков «тепловой смерти», нет накопления энтропии, а наличие негэнтропии – признак живого, жизни. В этом свете становятся более понятными утверждения древних философов о том, что «Вселенная – живое существо, обладающее разумом, данным ей тем, кто изначально её построил» [30].

    Само развитие науки (как бы в углубление и решение поставленной В.И. Вернадским «проблемы о космической жизни как научной задачи») привело к появлению в ней упомянутых новых направлений. В этом ряду возникла и сама проблема SETI, в которой «передовая научная мысль» человечества сделала попытку практического, «в лоб», решения задачи о наличии внеземной, космической жизни земными техническими средствами и исходя из уровня понимания этой задачи и общего мировоззрения.

    Надо признать, что достигнутые на этом пути успехи пока весьма скромны, в то же время постоянный интерес к проблеме способствует распространению космического мышления, нравственным сдвигам в человеческом сознании и развитию технических средств, которые оказываются полезными в повседневной человеческой деятельности.

    Однако пора и уместно задать резонный вопрос: «Так ли и там ли мы ищем то, что называется «жизнью, живым»?» Действительно, что и как мы можем найти, зафиксировать в качестве каких-то следовых, знаковых электромагнитных сигналов, принимаемых радиотелескопами, находясь, например, внутри Большого Животного, каковым, по образному представлению древних, является Космос, Живое Мироздание (или, по более современной аналогии, находясь внутри Большого Компьютера, ибо суть остаётся той же)? Мы можем надеяться только на регистрацию сигналов таких же или подобных существ, находящихся, как и мы, внутри «Большого Животного» или «Большого Компьютера». Да и то, если эти существа намеренно тратят энергию на посылку какой-либо информации к себе подобным. Сразу же вспоминается древняя притча о слепых вопрошавших (исследователях), подошедших к слону, ощупывающих его и делающих свои выводы в зависимости от того, кто и как подошёл к нему: спереди, сзади, сбоку или снизу. В нашем случае «вопрошающих исследователей» следует перевести снаружи внутрь — эффект от «учёных выводов» при этом «ощупывании изнутри» Большого Животного или Большого Компьютера Организованной Вселенной будет аналогичен. Более того, если бы не было этого Большого Дома Организованной Вселенной, Макрокосма, и теснейшим образом взаимосвязанного с ним организованного микрокосма, человека и человечества, а вокруг и в нас царили бы хаос и случайность — нечего и некому было бы исследовать, «ощупывать». 

    Полное осознание этого факта становится настоятельной необходимостью. Представления, исходящие не из Идеи Космоса в его древнем понимании как Порядка ~ Закона ~ Целесообразности ~ Гармонии ~ Красоты, как Организованного Целого, отображающего («от Образа») Себя в Своих частях, а из идей хаоса, случайности, несвязанности, разобщённости событий и процессов друг с другом — такие представления порождают хаос в сознании, в мышлении и, как неизбежное следствие, в морали, в нравственности. Каково наше сознание – таковы его проявления во внутреннем и внешнем бытии, в наших действиях во внутреннем и внешнем мире. Хаос в сознании, мышлении и нравственности порождает хаос и безответственность в действиях. К сожалению, свидетельства и последствия такого подхода всё больше проявляются как в российской действительности, так и глобально.

    Именно отсюда возникает весь сложный комплекс проблем перехода биосферы в ноосферу, который уже сейчас во многом сводится к охране окружающей и внутренней среды человека от самого себя, от своего невежества, от хищнически-невежественного хозяйствования на планете. Ещё раз повторим, что сознание есть фундамент ноосферы [49-50].

 

    XX. Трепет Вечной Жизни

    Ключевым в рассматриваемой концепции является определение «жизни», «живого». Описанные выше представления позволяют теперь обратиться к нашему пониманию этих определений.

     «Дыхание Творца» как Пульсация Абсолюта во всём, всегда и везде, во всём Мироздании, модельно-эвристически представленном нашими иерархическими структурно-функциональными схемами, по сути, и есть образное, символическое представление того, что мы называем жизнью, живым — «оживотворением». В нас и «вокруг трепещет Пульс Вселенной!» (А.Л. Чижевский) — вокруг и в нас трепещет Жизнь!

В переводе на язык наших моделей это звучит так:

— вся иерархия Мироздания от Абсолюта («Бога Живаго») до атома представляет собой Единую Живую Систему;

— под терминами «живое», «жизнь» на данной стадии рассмотрения понимаются взаимосвязанные когерентные колебательные обменные процессы в Едином Информационном Поле Вселенной, пронизывающем как Макро-, так и микрокосмос;

— можно говорить о степени жизни, «оживотворённости», определяемой местом звена в иерархической цепи;

— степень жизни характеризуется сложностью комплексной функции пространственно-временной когерентности n-й степени и богатством связанного с ней через преобразование Фурье пространственно-временного спектра колебаний электромагнитного поля (при более глубоком рассмотрении — «эфира», «психической энергии»); оба взаимных фурье-образа определяются формой (in-form`ation!) пространственно-временной организованности звена;

— полевая форма жизни является причинной основой, матрицей жизненных процессов в «плоти», в вещественных, плотных образованиях, телах;

— «жизнь» на Земле есть синтезированный способ совместного функционирования (функционального существования) тонкого, полевого и плотного, физического, тел; при этом полевая матрица внутри физического тела, очевидно, есть то, что называют «душой» или сознанием;

— «смерть» есть разделение тонкого и плотного тел, выделение тонкого тела («души») из плотного и переход разделённых структур к иным формам организованности и иным диапазонам и спектрам вибраций, соответствующих звеньям иерархии Мироздания и означенных на схемах КИЦ, ГИЦ, БИЦ (рис. 1-3, см. «С» №3'2009. — Ред.); например, физическое тело в процессе разложения переходит в Биосферной цепи с уровня «организм» на уровень организованности и соответственных вибрационных характеристик звеньев «молекула» и «атом». Это тоже проявление единого жизненного процесса, который всегда содержит фазы созидания, сохранения и разрушения. При этом тонкое тело, освободившись от плотного, переходит на полевую форму жизни.

    В самом общем плане, эвристически рассматриваемом нами, смерти, как таковой, нет. А есть вечный круговой, а вернее, спирально-возвратный процесс соединения («жизнь») и разъединения («смерть») разных пространственно-временных, информационных, энергетических и вещественных структур и переход соединённых или разделённых структур вверх и вниз по звеньям или виткам спирали Единой Цепи Иерархии Жизни к иным формам Её организованности, характеризующимся разными функциями когерентности и спектрами колебаний, вибраций, трепета Той же Самой Великой и Вечной Жизни, Которая Всегда, Везде, во Всём.  

    Реинкарнация. Карма. Бессмертие. Этот вечный спирально-возвратный круговорот процессов эволюции применительно к процессам соединения/разъединения разных структурно-функциональных образований или форм организованности в разных диапазонах пространственно-временных колебаний близко соответствует тому, что в Древнем Знании называлось «реинкарнацией», «перевоплощением» и что является основой и механизмом реального бессмертия, странствующего по эонам эволюции человеческого сознания, бессмертия души человеческой.

    Закон перевоплощения тесно связан ещё с одним важным общекосмическим законом, пришедшим из Древнего Знания, — законом причинно-следственных связей, законом кармы [10], который наряду с законом свободы воли управляет всем бытием человека и процессами реинкарнации, соединяя или разъединяя разновибрационные структуры, «тела» в зависимости от положения их на шкале эволюции. Это положение в конечном итоге определяется тем, как, переходя из тела в тело в процессе перевоплощения, душа человеческая прорабатывает в себе законы космической и планетной эволюции — прорабатывает в мысли, слове, чувстве, действии, что по системе прямых и обратных связей воздействует на все звенья иерархии Мироздания, поддерживая или нарушая закономерности их пространственно-временной организованности, — чем, собственно, и выстраивается цепь причинно-следственных связей или карма ответственности за все свои мысли, слова, эмоции и действия. Таким образом, на уроках кармы и реинкарнации человек проходит космопланетарную эволюционную школу воспитания и образования в бесконечной череде своих жизней в разные эпохи, в разных телах и разных обстоятельствах, в которых исчерпывается опыт, предоставляемый данной планетой, чтобы перейти на следующую, и т.д.

    Отметим глубокий интерес В.И. Вернадского к этим вопросам, составляющим самую суть Древнего Знания, которая сохранилась в восточных учениях. Известно, какое сильное впечатление произвели на него личности и труды «великих индусов» Рамакришны, Вивекананды, Ганди, Ауробиндо Гхоша и др. Книга Р. Роллана о Рамакришне «...мне дала так много, как давно ни одна книга. Заставила глубоко думать и вызвала порыв писать по вечным вопросам бытия. Не философский, не религиозный порыв — но форму научной исповеди... мы живём в эпоху, когда современниками являются великие индусы — Рамакришна, Ганди, Вивекананда!»... «И в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке, как, например, некоторые системы, связанные с Адвайтой-Ведантой, или даже религиозно-философские искания... современного крупного религиозного мыслителя — Ауробинда Гхоша» [9].     

    Таким образом, наше эвристическое исследование приводит к положениям, которые могут помочь возвращению в сознание человека важнейшего факта Древнего Знания — факта реального бессмертия человека в тонких структурах, сохраняющих сознание после освобождения от «одежд» плотных оболочек. Великая триада «Бессмертие—Карма—Реинкарнация», лежащая в основании Древнего Знания о Чело—Веке, возродившись в сознании, вызовет благодатный радостный отклик и великое чувство ответственности за все свои проявления в микро- («нравственный закон внутри нас») и Макрокосме («красота звёздного неба над нами»), теснейшим образом взаимосвязанных и взаимообусловленных.                                                                   

    Это и будет ответом на разрешение нравственных императивов И. Канта и Ф.М. Достоевского («Без бессмертия нет нравственности») и ответом на пожелание В.И. Вернадского преобразовать стихийный процесс строительства ноосферы в сознательный, т.е. ответственный за всё своё бытие.

    Таким образом, восстановление в правах основ Древнего Знания, в значительной степени сохранённых в восточных учениях и философии и ничем, по мнению В.И. Вернадского, «не противоречащих нашей современной науке», — и проговоренных языком современной науки, помогло бы вернуть человеку нравственно-этический императив.

 

    XXI. Проблема SETI

    Единообразие законов организованности сверху донизу, Макро- и микрокосмоса, Вселенной и человека позволяет ещё раз обратиться к переосмыслению и уточнению понятий «жизнь», «живое». К необходимости этого пришёл и В.И. Вернадский в позднем периоде своего научного творчества в размышлениях о существе и происхождении жизни на Земле. Вопросы об отсутствии «непроходимых отличий между живыми и косными естественными телами биосферы», вопросы био- или «абиогенеза монолита жизни... требуют иного понимания жизни... Два противоположных научных вывода остаются, не соприкасаясь, рядом. Конечно, долго так продолжаться не может» [51].

    «Иного понимания жизни», пересмотра сущности живого требует и проблема SETI, которая, несмотря на вдохновенный романтизм её основателей, носит на себе печать мировоззренческой пропасти, образовавшейся в западном научном мышлении между представлениями о хладных неживых пространствах Вселенной и понятиями о живом, о человеке («два синтеза космоса» Вернадского), — что, в конце концов, и привело к личной мировоззренческой и научной драме самого яркого романтика SETI И.С. Шкловского, пришедшего к выводу о том, что «мы одиноки, если не во всей Вселенной, то во всяком случае в нашей Галактике или даже в Местной системе галактик» и о том, что разум представляет собой тупиковую ветвь эволюции живого [52].

    Здесь уместно заметить, что мы пока ещё слишком мало знаем о наших глубинных связях с разными планами окружающего мира, Макрокосма, о тайнах организованности нашего внутреннего микрокосма, сознания, мышления, творчества, о реальной истории планеты и человечества, слишком примитивны наши первые потуги, первые шаги в освоении даже не Космоса, а ближайшей околицы своей планеты — чтобы заявлять о том, что наука всё более подтверждает высокомерную, абсурдную и унылую идею о нашей исключительности или даже единственности и одинокости в великих творческих просторах Космоса. Вполне возможно, что мы действительно одиноки и исключительны во Вселенной, насыщенной жизнью и разумом, но совсем в ином смысле — в смысле космической идиотии.

    Ещё в 1965 году И.С. Шкловский [53] на основе работ А.А. Ляпунова и А.Н. Колмогорова пришёл к мысли о необходимости введения в определение понятия живого, жизни иерархических, структурно-функциональных и системно-кибернетических представлений – по сути, принципов системной организованности, когерентности, управления, прямых и обратных связей. Наш эвристический подход, наши модели объединяют представления А.А. Ляпунова и А.Н. Колмогорова с представлениями В.И. Вернадского об особой важности и близости понятия «организованность» к определениям сущности жизни и таким её качествам, как всюдность, вечность и безначальность. Можно предполагать, что для живого наиболее характерно активное, творческое восприятие космической информации в доступных диапазонах энергетического спектра и в виде вещественных носителей, переработка этой информации и посылка ответной информации во внешний мир.

    В этой связи уместно упомянуть, что в квантовой физике давно известно влияние прибора на результаты эксперимента (на характер полученной информации). Насколько богаче живой организм, чем любое физическое устройство, настолько должно быть интенсивнее его ответное воздействие, т.е. живое не только воспринимает поступающую информацию, но творчески изменяет её и преобразует окружающий мир.

    В связи с возможным решением обсуждаемой проблемы SETI/CETI ещё раз обратимся к результатам исследований д-ра философии Х. Аргуэльеса (США) [33-34]. Полувековые исследования цивилизации древних майя привели его к раскрытию другой ипостаси Древнего Знания, сохранившейся в закодированном виде в Новом Свете в самых точных из дошедших до нас календарях майя, подробно детализирующих прошедшие эпохи с древнейших времён до 21 декабря 2012 года. Эта дата, окрестности которой так или иначе отражаются в современных исследованиях, имеет особое значение для нашей цивилизации. 21.12.2012 — дата окончания цикла-луча, начавшегося 13.08.3113 г. до н.э., т.е. 5125 лет назад. Это близко к длительности кали-юги, которой мы неоднократно касались выше. Согласно Древнему Знанию и Старого и Нового Света, смена большого цикла-эпохи всегда связана с процессами острой трансформации качеств уходящего цикла в качества новой эпохи, нового цикла. «...Вы воочию увидите, что натворили, и удар окажется страшным. Дни вашей индустриальной цивилизации сочтены» [34].  Даётся образ: «Времена очищения бананов». В шкурке банана, которая сдирается, содержится «вся та изобретённая нами ерунда, которая больше не нужна, — а внутри просто свежий банан!»

    Предлагаемая нами концепция целостного мировидения близка к представлениям древних майя, которые Х. Аргуэльес переводит на современный научный язык. Этот язык близок к используемому нами — вплоть до конкретной научной терминологии наших моделей: волны, спектры, резонанс, синхронизация, когерентность, кодирование, иерархия, «гармонический модуль», галактический код, программа, передаваемая в лучах, синхронизированных во всей Вселенной, — и: «изменение в частоте луча соответствует изменению в природе различных жизненных форм» [34]. Фактически мы говорим об одном и том же, о тех же главных идеях и принципах организованности Мироздания, используем одну и ту же научную терминологию, но исходим при этом из разных фактологических баз. Это само по себе знаменательно, поскольку то, что разные базы приводят к близкому мировидению, является свидетельством глубинного единства двух ипостасей Древнего Знания, соотносимых со Старым и Новым Светом, евразийским и американским континентами.

    Из результатов, полученных Аргуэльесом, кратко отметим следующие [33]:

    1. Человеческая история в значительной мере формируется Галактическим излучением, и великий момент трансформации ожидает нас в 2012 году.

    2. Деятельность и мировоззрение культур и цивилизаций следуют природе «Галактических сезонов», кодом которых майя владели как математически, так и символически.

    3. Каждый человек обладает способностью резонансно подключаться к энергоинформационному полю этого излучения («Галактическому Лучу», содержащему информационные программы организованности Мироздания), исходящего из Галактического ядра, и тем самым резонансно пробудить в себе Высший Разум, единый для всей проявленной живой Вселенной. Это позволяет резонансно настроиться на интересующие нас область или эпоху в настоящем, прошлом или будущем и тем самым как бы «посетить» любую точку в пространстве-времени Вселенной без затраты времени и энергии в общепринятом смысле. 

    Отметим при этом, что майя рассматривают Мироздание не как дифференцированный мир пространства и времени, расстояния и разъединения, а как целостный колебательный континуум, как иерархическую резонансную матрицу, внутри которой передача информации происходит, по сути, мгновенно по принципу «гармонического резонанса» (у нас «программного резонанса», см. выше).

    Это близко соответствует самым современным научным представлениям о возможности реализации «принципа дальнодействия», связанного с парадоксом Эйнштейна—Подольского—Розена, экспериментами Ву, Пфлигора и Манделя, В.К. Аблекова (создателя первого лазера) и др. [54]. Речь идёт о мгновенной передаче волновой информации между квантово-механическими объектами, разнесёнными на любое расстояние. Разрабатываются аппараты для мгновенной транскосмической связи. Один из них под названием «устройство квантово-механической коммуникации «Панком» (автор В.И. Скурлатов) в настоящее время проходит патентную экспертизу. Заметим при этом, что при обосновании принципа дальнодействия приводится тот же главный аргумент, что и у майя и у нас: мир рассматривается как единая колебательная система. Более того, подчёркивается, что если бы не было дальнодействия, не было бы ни единства мира, ни его познаваемости.    

    Особые отношения в системе знания майя с понятием времени. Майя оперировали нелинейным циклическим временем в двух ипостасях: горизонтальной и вертикальной. Это связано со спиральной структурой колебаний и вводит ещё один важный эвристический момент в понимание сущности спирали, изображённой на наших рисунках иерархических моделей Мироздания. Горизонтальное время связано с витками спирали, вертикальное — с её осью.     

    Описанный подход переводит проблему SETI/CETI на совершенно иные уровни осмысления и понимания, которые приводят к новым способам и методам — даже не исследований в старом и неуспешном смысле, а установления истинных контактов с разными формами разума как в Макрокосме, так и в микрокосме человека. Как отмечалось выше, проблема SETI становится не столько внешней, сколько внутренней и связана с проблемами углубления и расширения нашего сознания, преодоления неведения, невежества по самым насущным вопросам осмысления своего бытия в себе самом как микрокосме, и в окружающем мире, Макрокосме.

    Единство законов организованности Макро- и микрокосмоса, Вселенной и человека позволяет утверждать, что в микрокосме человека, отображающем в себе Макрокосм или являющемся свернутым Макрокосмом, имеются все необходимые тонкие средства, «аппараты» для контактов с разумным Макрокосмом, для «поиска» внеземных форм разумной жизни (SETI) и «связи» (CETI) и с ними, и с формами Высшего Разума, издревле присутствующего на планете в тонких формах её организованности. Существует древний способ решения проблемы SETI/CETI: оставить плотную оболочку («тело», возлюбленную «плоть») на Земле и путешествовать к дальним мирам в тонких телах, полностью сохраняющих сознание. Можно вступить в контакт с тонкими формами Разумного Космоса, вовсе не покидая планету, — с помощью особым образом организованной психической энергии, тонких и мощных энергий мысли и чувства. Об этой возможности неоднократно говорится в книгах Живой Этики [10, «Аум», 237], [12, «Надземное»], которые закономерно, учитывая смену космической циклической эпохи (в творчестве И.А. Ефремова [55] — Эра Разобщённого Мира сменяется Эрой Встретившихся Рук), возвращают человечеству основы Древнего Знания, сказанные современным языком. В определённом смысле Живая Этика может быть пособием и по SETI на первом этапе познания и по CETI — на втором.

    «Смятение умов не допускает человечество до мысли об Огненном Мире. Явление извращённого материализма именно отвратило мышление от материи как источника Света. Дух отринут, и материя забыта — остался базар!» [10, «Мир огненный», ч. 1, 182]. Добавим, базар цивилизации «купи-продай-обмани-наживись», куда усиленно тянут пока глухо сопротивляющуюся Россию. По этому поводу сказано: «Преступную спекуляцию надо преследовать неуклонно, ибо Земля больна спекуляцией. Каждая эпоха имеет свою болезнь — теперь болезнь спекуляций. Не надо думать, что человечество всегда было подвержено этой болезни. Но она — признак существенной перемены, ибо постепенно пройти не может, и нужен пароксизм эволюции, чтоб разбить заразу» [10, «Листы Сада Мории. Озарение», ч. 3, III, 15]. «Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направлять наше сознание? — Юпитер и Венера... Можно ли сказать на Юпитере о биржевой спекуляции или на Венере о домах терпимости? Есть понятия просто непристойные» [10, «Община», 32, 36]. «Земная материя очень плотная. На планетах, стоящих ниже Земли, материя очень груба, на стоящих выше Земли материя гармонизируется с духом, потому Земля является поворотным пунктом. На высших планетах есть несовершенства, но нет упорства материи. Там легче искать, не теряя сил на ненужную борьбу. Материя там становится неразрывна с духом без противоположения. Никто не отрицает ценность материи, но нельзя понять, зачем колёса и паровой котёл должны спорить в паровозе? ...Колеса без двигателя могут катиться лишь под гору. Построение материи и духа не заключает в основе вражды» [10, «Листы Сада Мории. Озарение», ч. 2, V, 13].

    «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне Сущего. Из этого истекает отсутствие сотрудничества. Невозможно объяснить стоящему вне, что он ответственен за происходящее внутри без него. Явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение, чтоб отрезать провод с хранилищем Света. Никто не хочет представить себе, что Свет есть следствие мысли, но множества населяющих междупланетные пространства подтвердят охотно мощь мысленного сотрудничества. Они знают сотрудничество и понимают ответственность. Можно внедрить себя в мировую мысль и тем явить себе крылья в небе и в основании, на Земле. Много ценных напоминаний о связи с дальними мирами разбросано повсюду!» [10, «Иерархия», 99]. В книгах Живой Этики приводятся свидетельские описания полётов в тонких телах к дальним мирам. Более того, говорится, что Космическая Колонна Человечества представлена в основном тонкими, полевыми формами, «телами» и что плотные оболочки человека существуют лишь на редких планетах. Возможно, на заре Новой Эпохи нам приоткрывается одна из тайн уходящей кали-цивилизации, пронзённой «Стрелой Аримана», «Стрелой Зла», — тайна, которую пытался раскрыть И.А. Ефремов [55]. 

 

    XXII. Космоноосфера

    Объективный ход эволюционного процесса на Земле, являющийся отображением Космической Эволюции (по законам отображения Целого в частном), требует изменения нашего сознания и мышления. «Будем иметь космический взгляд на вещи!» – призывал К.Э. Циолковский. Такой взгляд подготавливает сознание человечества к более высоким, глубоким, широким и тонким восприятиям и осмыслениям своего внутреннего и внешнего мира — что прямо отражается на созидании оснований корректной ноосферной цивилизации на планете.

    Очевидно, неслучайно концепция ноосферы и пневматосферы (П. Флоренский) произросла и развилась именно в России на почве духовно-нравственных накоплений её богатой культуры в трудах русских космистов и активно развивается многими учёными в настоящее время. Это даёт шанс России, наполнив конкретным ноосферологическим содержанием понятие «русской идеи», предложить её миру, входящему в Новую Эпоху, — и сразу выйти в её идеологические лидеры. Здесь могут быть использованы приложения наших разработок в социальной сфере, где вводится понятие «модуля организованности», соответствующего информационно-энергетически-вещественной организованности в естественно-природных структурах, подобных изображённым на рис. 1-3 [56]. Многие в мире считают, что в области идей, творчества и духовно-нравственных аспектов и красоты (греч. «космоса») своей культуры, как и по богатству и разнообразию природных и человеческих ресурсов, Россия всегда была вне конкуренции.

    В этом смысле все неудачи по внедрению в культурный космос России хаоса «цивилизованных» денежно-рыночных отношений, подводящих обособившуюся от космических корней, земную кали-цивилизацию «космических манкуртов», цивилизацию хищнического, потребительского гедонизма ко краху, могут обернуться преимуществами в новом веке, новой парадигмой которого должна стать Парадигма Космоноосферы, базирующаяся на главной идее древней мудрости и русского космизма о Едином, Целостном Живом Мироздании. Подчеркнём и выделим духовно-научную суть понятия Космоноосферы: Космос не только живой, но и разумный. Ибо проявлен, исходит из Абсолюта, «Сущего на Небесех» — Первоисточника и Жизни и Разума. И все мы, «всё сущее», находимся не вне Сущего, а внутри Него. «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне Сущего» [10, «Иерархия», 99] — повторим сказанное нам из Живой Иерархии Космоноосферы.

    Парадигма Космоноосферы после длительного забвения возвращает здравый смысл, разум во взгляде на решение проблем и SETI и CETI, на место человека в окружающем мире, на его роль в настоящем и его эволюцию в будущем. «Нужно в каждой былинке беречь Космос, если мы готовы стать Вселенскими Гражданами» [10, «Община», 92] — это положение можно считать основным постулатом истинной Космоноосферы, как проявления земным человечеством Космического Со-Знания. 

    В заключение авторы хотели бы поблагодарить Л.М. Гиндилиса, А.Д. Панова и О.М. Тенякову за полезные замечания.

                    

Литература

49. Фролов В.А. Вернадский: всюдность, вечность, безначальность жизни и проблема SETI. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI в. — СПб., 2003. — С. 257-276.

50. Фролов В.А. Функциональная модель сознания // Тез. докл. Всесоюз. конф. «Русский космизм и ноосфера». — М., 1989. — Ч. 2. — С. 102-104.

51. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. — М.: Наука, 1996. — 224 с.

52. Шкловский И.С. О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной // Вопросы философии. — 1976. — №9. — С. 80-93.

53. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. — М.: Наука, 1965. — 284 с.

54. Скурлатов В.И. Поверх времени и пространства. — Http://veinik.ru/science/602/1/375.html.

55. Ефремов И.А. Собр. соч. — М.: Соврем. писатель, 1993. — Т. 1-6.

56. Фролов В.А. Модуль организованности и устойчивое развитие // Сб. «Открытое Общество и Устойчивое Развитие». — М., 2002. — XI. — С. 156-159.

57. Аблеков В.К., Зубков П.И., Фролов А.В. Оптическая и оптоэлектронная обработка информации. — М.: Машиностроение, 1976. — 255 с.

58. Аблеков В.К., Колядин С.А., Фролов А.В. Высокоразрешающие оптические системы. — М.: Машиностроение, 1985. — 267 с.

59. Фролов В.А., Володин Ю.В. О сохранении информации о фазе в интерферометре интенсивностей // Тез. докл. 8 Всесоюз. конф. по радиоастрономии. — Пущино, 1975. — С. 163.

61. Малов И.Ф., Фролов В.А. Минимально-фазовый пространственно-временной интерферометр // Краткие сообщения по физике. — ФИАН, 1985. — Т. 7. — С. 8.

62. Малов И.Ф., Фролов В.А. О возможности получения стрип-распределения яркости радиоисточников минимально-фазовым методом // Астрофизика. — 1987. — Т. 26, №2.

63. Виткевич В.В., Добыш Г.И., Артюх В.С., Дагкесаманский Р.Д., Извеков Б.К., Суходольский С.А., Фролов В.А. Первые результаты измерений на радиоинтерферометре с ретрансляцией метрового диапазона 3,5 м // Радиофизика. — 1973. — Т. 16. — С. 1320.

64. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1973. — С. 30.

65. Есепкина Н.А., Корольков Д.В., Парийский Ю.Н. Радиотелескопы и радиометры. — М.: Наука, 1972. — С. 14.

66. Борн М., Вольф Э. Основы оптики. — М.: Наука, 1973. — С. 494. 

 

Приложение

Математическая модель  

    Краткое обоснование выбора математической модели дано в разделе V. Здесь подчеркнём, что идея такого выбора связана с пространственно-временными, или структурно-функциональными, особенностями построения нашей эвристической концепции — всеобщая колебательность целостного, иерархически организованного Мироздания, представленная в виде трёх системно-кибернетических моделей. Подходы к постановке и решению этой воистину «цивилизационной задачи», описанию разных аспектов которой уделено много внимания в нашей работе, представлены в двух взаимосвязанных моделях — а по сути, в одной, совмещающей системно-кибернетическую и математическую части. Это отражено на рис. 1-3.

    Системно-кибернетическая часть описана достаточно подробно выше. Математическая часть отражает колебательный принцип Мироздания. Известно, что основным методом исследования колебательных процессов является гармонический анализ, основанный на фурье-спектроскопии, и математические символы на рис. 1-3 представляют собой иерархически расписанный алгоритм гармонического анализа — пространственно-временной фурье-спектроскопии...

 От редакции:

Тем читателям, кто заинтересовался полным вариантом «Математической модели» (сугубо научные выкладки), — редакция «С» вышлет его на эл. адрес по индивидуальному запросу.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"