Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ТВОРЕЦ ВОСПИТЫВАЕТ ТВОРЦОВ

Выступает О.В. Пермякова. В президиуме сидят В.М. Кононов (слева) и Ж.А. Гайдукова (справа)

«ЧТОБЫ дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» — эти слова гениального педагога Василия Сухомлинского легли в название Пятых Педагогических чтений по гуманной педагогике, они прошли 26 марта 2010 г. в конференц-зале Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.
    Работу Пятых Педагогических чтений по гуманной педагогике украсила выставка детских рисунков, составленная из лучших работ победителей Пятого Краевого конкурса детско-юношеского рисунка «Победная весть Красоты».

    На V Педчтения приехали специалисты – школьные учителя, психологи, методисты, воспитатели, директора школ, учёные, общественные деятели – из разных уголков Дальнего Востока: Хабаровска, Лесозаводска, Находки, Артёма, Новосибирска, Владивостока и других мест.

    Поздравили собравшихся с началом работы юбилейных Чтений профессор В.М. Кононов, директор Института социально-политических проблем управления МГУ имени Невельского; О.В. Пермякова, начальник отдела высшего профессионального образования Департамента образования и науки Приморского края; Л.Г. Шишмарёва, специалист Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации города Владивостока.

    Что такое Свет? Что такое море Света? С этих вопросов и должно начинаться воспитание детей, весь образовательно-воспитательный процесс. Чтобы ребята, заканчивающие школу, с благодарностью вспоминали своих наставников и выходили в жизнь с большим багажом человечности и осознанием себя соработником у Бога-Творца, творческой личностью, открывшей свою жизненную задачу.

    С каждым годом растёт число педагогов — приверженцев гуманной педагогики, основателем которой стал Ш.А. Амонашвили, академик Российской Академии образования, доктор психологии, руководитель Всероссийского Центра гуманной педагогики, главная её цель – принимать ребёнка как духовную сущность, как носителя своей миссии, обладающего энергией для её осуществления. Гуманная педагогика – это четвёртое измерение, формируюшееся благодаря великим педагогам-новаторам, в том числе В. Сухомлинскому.

    Шалва Александрович прислал во Владивосток сердечное поздравление с открытием V Педчтений и незримо присутствовал в зале. С большим вниманием собравшиеся прослушали видеозапись с его выступлением на IX Международных педагогических чтениях, состоявшихся в январе с.г. в Москве. В частности, он поделился своими ощущениями, когда много лет назад прочитал книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям» — она всё перевернула в душе Ш.А. Амонашвили. И такой переворот должен произойти в душе каждого учителя. Только педагог, который постоянно очищает своё сердце, чтобы оно стало светоносным, может приблизить себя к работе с детьми. Шалва Александрович назвал такую педагогику космической, исходя из идеи Всеединства Вл. Соловьёва и других философов-космистов.

    О IX Международных педагогических чтениях — как открытом уроке Ш.А. Амонашвили — рассказала Ж.А. Гайдукова, начальник Информационно-методического центра (ИМЦ) гуманной педагогики МГУ имени Невельского.

    На этих московских чтениях Жанна Алексеевна была удостоена почётного звания «Рыцарь Гуманной Педагогики». Она сказала, что «без поддержки энтузиастов это дело не продвинется» и что считает свою «награду большим авансом для всех педагогов Приморья и Дальнего Востока». Поэтому будем трудиться. И те направления, которые даёт нам Шалва Александрович как наш Учитель по педагогике, будем воплощать со всем устремлением к утверждению на планете лучшего общества, счастливой жизни.

    Идея самосовершенствования есть основа гуманной педагогики. Поэтому своевременность доклада «Нам нужно расширить наше педагогическое сознание» Л.А. Тертычной, гл. специалиста ИМЦ МГУ им. Невельского, оказалась очевидной, так как причина кризиса, охватившего не только Россию, но и планету в целом, гнездится в самом человеке. И может ли человек в одиночку повернуть к добру, знаниям, красоте агрессивный социум, не растворится ли он в глобализме? Однозначно, может, если займётся преображением всего своего естества, применив синергетический подход, который вносит в нас такое качество, как многомерность, что делает любую систему устойчивой. Взрастить в себе многомерность – значит разбить рамки стандарта мысли и воспитать себя как важную и активную составляющую Мироздания со своей жизненной задачей. Новое мышление – творческое, и оно должно быть характерным для российского менталитета, вобравшего синтез откровений и культур Запада и Востока, в том числе высокую этику буддизма, очищенного от религиозной обрядовости. Новое мышление с успехом накапливает свой потенциал благодаря книгам Учения Живой Этики, содержащим всеохватность идеи Всеединства и научный подход к становлению космического мышления, цель которого – создать на Земле удивительное сродство всего со всем, что приведёт к радости будущего.   

Настя Бурухина, 5 лет. «Лучший день» (ДШИ, г. Дальнереченск, препод. Т.В. Шульженко)

    Большое внимание привлёк доклад О.Ю. Кожемяко «Море Света – образ или?..» Своё сообщение автор предложила назвать другим определением: «Дайте детям мечту! Дайте им перспективу будущего!»

    — Название нынешних Чтений, — в частности сказала Ольга Юрьевна, — можно понимать с точки зрения его физического смысла. Излучения человека стали научным фактом – сейчас учёные доказали, что человек является источником света. Открытие эффекта Кирлиан произвело революцию в умах и душах людей. Под этим термином мы имеем в виду эффект газоразрядной визуализации любого объекта, или биоэлектрографию. Возникло направление в науке – кирлианография. Результаты её столь удивительны, что она приведёт к обновлению всей жизни землян.

    Но сейчас хочется привлечь внимание к вопросу: что же поможет школьному учителю впитать море Света в нынешних удручающих обстоятельствах? Не только впитать, но и засиять всеми излучениями своей ауры, фиксируемой методами биоэлектрографии. Излучения человека коррелируются его психическими качествами, в том числе нравственными, духовными… Лучшие люди имеют самые красивые излучения, поэтому святых, несущих благо всем, иконописцы всегда и везде изображали в ореолах сияющих нимбов. О том, как достичь чистых аурических излучений, не уходя от мира, трудясь в кипении житейского моря, отвечает Учение Живой Этики, или Агни Йога, к изучению которой хочется привлечь внимание педагогов. Уже многие нашли в ней могучий жизненный стержень, позволяющий выстоять в крайне тяжёлых жизненных обстоятельствах, а также опору и путеводную звезду в своей педагогической деятельности.

    По сути, Учение Живой Этики посвящено эволюционной задаче повышения светимости человека и улучшению качества его излучений, необходимых для успешной жизнедеятельности планеты в целом в качестве важнейшего экологического параметра. Напомню, что и отец русской космонавтики К.Э. Циолковский конечной фазой эволюции видел «лучистое человечество»: «Человечество как единый объект эволюции изменяется и превращается в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет космическое пространство. О том, чем дальше будет наша мысль, мы не знаем, это предел её проникновения в будущее».

    Т.Д. Лаврененко, директор института по организационно-воспитательной работе Института международного образования ДВ федерального университета (ДВФУ), прочитала доклад «Источник саморазвития ребёнка – сам учитель». У Татьяны Дмитриевны стаж работы учителем в школе более 30 лет, в своё время была директором гимназии №2 Владивостока.

    — Выявление внутренней сущности человека, — сказала Т.Д. Лаврененко, — и созидание его образа через питание духа является основным в деятельности педагога. Саморазвитие – это самосозидание целостности ребёнка, как свободный выбор жизненного смысла, как раскрытие индивидуальности. Творит человек – значит приносит в мир нечто новое. Но для сотворения ребёнком самого себя нужно присутствие взрослого, понимающего и принимающего. Им может стать учитель, тогда происходит взаимообогащение, взаимообратимость – и учитель без ученика не состоится. Успех для обоих приходит в пространстве урока, когда ребёнок попадает в резонанс с учителем, помогающим ученику раскрыться. Не давлением – педагог «провоцирует» на хорошее, мягко подталкивает детей к саморазвитию, когда каждый из них становится автором собственных идей, открытий, откровений. Тогда творец воспитывает творца.

    О том, как дети под руководством взрослых разрешают экологические проблемы, поделилась Н.Д. Гриник, зам. директора ВР СОШ №11 пос. Оленевод. В глазах ребёнка мир свеж, прекрасен и полон чудес – он удивляет и восхищает. Но чтобы дети сохранили дарованное при рождении ощущение этого чуда, им необходимо общение хотя бы с одним взрослым, с которым можно поделиться восторгом открытия мира. У учителя есть шанс стать таким наставником, утверждающим чувство ценности и удивительной многогранности жизни на земле.

    Сообщение «Знание сердца в работах Василия Рослякова» осветило духовное наследие священника, трагически погибшего в 33 года в наше агрессивное время. Рассказала о нём И.В. Банкрошкова, гл. методист Хабаровского института развития образования, председатель Регионального отделения гуманной педагогики Хабаровского края.  В. Росляков ставил во главу угла убеждение, что главное – чтобы были в человеке духовные силы. Он изумлялся красотой природы и утверждал: изумление – начало философии, благодаря ему открывается сердце, развивается любомудрие.

    О.В. Курылёва, сотрудник Культурно-этического центра «Свет» из г. Находки, поделилась своими открытиями – как можно «Учиться с увлечением». Она напомнила ещё об одном выдающемся педагоге Симоне Соловейчике и его педагогическом эксперименте.

    Почему дети не хотят учиться? Потому что неинтересно. Неинтересно – потому что не занимаешься. Получается порочный круг, и надо самому изменить ход своей порочной судьбы – пробудить интерес и всё делать с любовью, с удовольствием, с наслаждением. А начать можно с позитивного настроя на нелюбимый предмет: «Я люблю тебя, ботаника!» Свой эксперимент С. Соловейчик провёл в 70-х годах прошлого века. В ответ пришли мешки писем. «У меня получилась победа!» — писали дети.

    Интересные наблюдения за детьми, попавшими в условия первозданной природы, отметил Д.И. Вышкварцев, канд. биол. наук, Институт биологии моря ДВО РАН. Его доклад назывался «Роль обращения учителя к интуиции». Дмитрию Ивановичу невольно пришлось наблюдать за детьми 3-5 лет с явными признаками аутизма. Малышей родители пускали на каменистый берег моря, дело было под скалой, дети бегали босиком, голенькие. Проходило 4-5 дней – и они начинали смеяться! Разговаривать, делиться открытиями со всеми взрослыми. Что происходило? Если бы это случилось один раз – но тут несколько лет наблюдений!.. Дело в том, что сигналы, получаемые нами от городской среды обитания, не впечатываются в матрицу, заложенную в нас природой от рождения — соответственно постижение окружающего мира замедляется. В общении с дикой природой всё становится на свои места. Можно этот процесс использовать учителем во время обучения.

    На вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» попыталась ответить Л.Р. Лунёва, преподаватель русского языка и литературы Находкинского филиала МГУ им. Невельского, приведя методики успешных действий в этом направлении школ Санкт-Петербурга. В их основе лежит воспитание в себе уважения к мнению всех других людей.

    О том, что такое «Глубинная экология», рассказал И.М. Фёдоров, студент IV курса Академии морской биологии и биотехнологии ДВФУ, в основе такой экологической проблемы лежит выявление в себе «чувственного человека».

    У нас нет возможности рассказать о всех докладах. И они все подводят к одной великой и основополагающей истине: «Ребёнок – это чудо. Он – святой. И все взрослые должны учиться вместе с Ребёнком» — из доклада И.Н. Гоголевой, преподавателя изобразительного искусства ДШИ №2, г. Артём.

    Сердечная, доверительная, жизнеутверждающая атмосфера постепенно заполнила зал к концу работы Чтений. В завершение на круглом столе «Пути гуманизации образования» участники решили, что надо большее число учителей познакомить с результатами этих юбилейных Педчтений и постараться продолжить наращивать опыт творческого взаимообогащения через живые встречи на базе ИМЦ гуманной педагогики МГУ им. Невельского, через тесную связь посредством интернет-переписки и взаимоузнавания, чтобы постепенно «Гуманизм стал естественным состоянием ума и сердца» каждого человека на планете, создав тем самым общество счастливых людей. Эта важнейшая мысль легла в основу слайд-программы Ж.А. Гайдуковой – на такой высокой ноте завершился замечательный праздник сердца – V Педчтения по гуманной педагогике.  

Подготовила Серафима АЛЁШИНА.

Фото Марины ЗИМИНОЙ.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"