Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ЛЕТОМ 2008 года проездом в Монголию сотрудники редакции «С» посетили Иволгинский дацан под Улан-Удэ, столицей Бурятии. Как полагается, обошли его территорию по ходу солнца, любуясь ярким великолепием храмового павильона, расположившегося в самом сердце дацана… фотографировались на его фоне – и нам было невдомёк – там ведь хранится Святыня!
    Сейчас, конечно, жалеем — тогда не узнали (торопились быстрее попасть в соседнюю Монголию), и никто не подсказал, что в этом главном буддийском монастыре России находится Вечное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

ВЕЧНОЕ ТЕЛО ЛАМЫ ИТИГЭЛОВА

«Сердце» Иволгинского дацана
под Улан-Удэ

    «Отдавшись обману опасных для жизни деяний, достигнув предела в этой жизни, беззаботно шагая, подгоняемый красной энергией кармы своей, ведомый навстречу Хозяину смерти, во время ухода в очередной мир в одиночестве, всё твоё богатство, родные, любимые и близкие, оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой. Эти богатства, безумно собранные и накопленные, превратятся в особый яд и будут бесполезны», — так учили все предыдущие Будды.

    Двенадцатого главу буддистов России Даша Доржо Итигэлова буряты боготворили уже при жизни. Почтение и уважение ему высказывал русский царь Николай II. А в третьем тысячелетии нашей эры о буддистском ламе узнал весь мир. В сентябре 2002 года, через 75 лет после смерти, Пандито Хамбо Лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.

    — Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься, — поясняет глава Иволгинского дацана Дамба Аюшеев, XXIV Пандито Хамбо Лама.

    Похоронен он был в местности Хухэ Зурхэн, неподалёку от Улан-Удэ, в 1927 году. Из погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного – Тело Хамбо Ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Оно было опознано единственным свидетелем Бимбой Доржиевичем Цыбиковым, кандидатом исторических наук:

    — Когда Даша Доржо Итигэлов в 1917 году сложил с себя полномочия Хамбо Ламы, он вернулся в Янгажинский дацан. Я часто там бывал и видел его. Когда его Тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал, там останки – а он был как живой. Я сразу узнал его, он совсем не изменился – меня это поразило.

    Очевидно, в далёком 1927-м Даша Доржо Итигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнется влиянию времени и тлена. Об этом говорят обстоятельства ухода буддистского ламы и возвращение его Тела.

    — Состояние тканей таково, — говорит Виктор Звягин, специалист Российского центра судебно-медицинской экспертизы (Москва), — что оно вполне соответствует прижизненным характеристикам. Нам не известны случаи такой сохранности, какую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка.

    Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования ногтей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии. Человечество столкнулось с невиданным явлением – современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню.

    В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов Вечное Тело буддистского монаха Даша Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями – пример уникальный и единственный.

    Из акта наружного осмотра Тела специалистами судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года:

    «Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена, волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полости тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено».

    В местности Хухэ Зурхэн, где 75 лет покоилось тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, хоронили лам Янгажинского дацана. Даша Доржо Итигэлов был ширээтэ (настоятель) этого дацана. При нём здесь были построены дуганы (храмы монастырского комплекса) в честь воинов, погибших во время Русско-японской войны. Буддийский монах пожертвовал на это строительство всё своё состояние. Местные жители относились к нему, как к богу.

    Триста янгажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на Первую мировую войну и все, как один, вернулись обратно. В благодарность они слагали песни о Хамбо Ламе Итигэлове.

    В 1954 году, в середине советской эпохи, Янгажинский дацан был взорван – вся степь, по рассказам очевидцев, была белой от его обломков и страниц разлетевшихся ламских книг. Сегодня здесь гора камней и след от ограды. В память о дацане и его ламах верующие возвели субурган.

    — Именно там, в Янгажинском дацане, Итигэлов ушёл в последнюю медитацию, — говорит Буда Лама, ширээтэ Дуйнхор дугана Дацана Хамбын Хурэ. — Тело его принесли, по завещанию, в это место. В этом же завещании он попросил проверять его Тело, что и делали впоследствии ламы Иволгинского дацана, держа это в тайне. Тело его и тогда и сейчас остаётся неизменным.

    Ламы осматривали Тело Хамбо Ламы Итигэлова в 1955 и 1973 годах. После проведения необходимых обрядов его переодевали и вновь помещали в короб. Решение о последнем поднятии было принято в сентябре 2002 года.

    — Я всегда говорил землякам, что нужно поднять тело, — продолжает Буда Лама, — хотя бы для того, чтобы удостовериться в целостности короба, если надо, что-то подправить. Я был уверен, что с Телом всё нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. За этими разговорами наступил 2002 год. Так должно было случиться. Не от нас, живущих на земле, это зависит.

    В тот сентябрьский день хоронили мать Ганжур Ламы. Проводить её в последний путь пришли все ламы. После похорон они пошли к месту захоронения Даша Доржо Итигэлова. Их сопровождал старожил этого края Амгалан Дабаев, он единственный точно знал, где находится могила Хамбо Ламы Итигэлова.

    — В этом месте одна группа лам пошла чуть правее, — поясняет Буда Лама, — а Хамбо Лама Дамба Аюшеев повёл нас сюда. Подошёл дедушка Амгалан, ведя за собой остальных. Он сказал, что Итигэлов именно здесь похоронен. Спросил у Хамбо Ламы: откуда он знает о месте захоронения? – здесь был жёлоб места отвода вод с горы. Когда дедушка Амгалан ещё раз подтвердил место захоронения, Хамбо Лама улыбнулся и сказал, что не случайно пришёл именно сюда. Он прилёг на землю…

    Назавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. Читали молитвы. Приступили к работам по поднятию Тела, но завершить их в этот день не успели. Мы думали, место захоронения величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоиться человек лишь в позе лотоса. Крышку короба увидели, когда на улице стемнело. Мы положили камни обратно и поехали доложить Хамбо Ламе о ходе работ.

    По дороге в Иволгинский дацан ламы заехали попить воды в Ута Булаг. В этой местности располагается 12 целебных источников. Вода из них помогает излечиться от самых разных болезней. Пандито Хамбо Лама Итигэлов был выдающимся практикующим врачом, он создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии. Травы для своих лекарств он часто собирал именно здесь.

    — Тогда мы обнаружили вот это чудо – одновременно в одном месте вместе растут шиповник, смородина и черёмуха, — Буда Лама показывает на клочок земли метр на метр, заботливо обнесённый заборчиком. — Нас сразу посетила мысль, что это открытие как раз совпало с такой серьёзной миссией. Это выглядело, как знак!

    Возвращению Тела Хамбо Ламы Итигэлова предшествовал не один удивительный факт. В тот год местные жители заметили, что вокруг субургана, где молился когда-то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвёл шалфей – да так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал.

    — Хамбо Лама дал распоряжение ночь провести около погребения Итигэлова, — продолжает рассказывать Буда Лама. — Мы читали молитвы и зажигали благовония. Утром приехал судмедэксперт в сопровождении лам. Мы всё подготовили. Спустились вниз, я открыл крышку. Там был хадак (дарственный шарф. — А.С.). Я позвал Хамбо Ламу Дамбу Аюшеева. Эксперт доложил, что всё нормально. На протяжении всего процесса мы читали молитвы. Потом водрузили короб с Телом на машину и, читая молитвы, повезли в дацан. Хамбо Лама Дамба Аюшеев сказал, что место это святое, поскольку хранило Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить субурган.

XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов
(начало XX века)

    Своим уходом и возвращением Хамбо Лама Итигэлов поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Не меньшим количеством тайн окружён и жизненный путь этого неординарного человека.

    Он родился в 1852 году в местности Улзы Добор. Был сиротой – случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было. Все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками.

    Есть основание предполагать, что он появился на свет в возрасте 5 лет. Никто и никогда не знал, кто была его мать. Мальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепёшках и говорил, что будет Хамбо Ламой. Хозяйка смеялась над ним: «Не тебе, голодранцу, мечтать об этом». В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяева бросились к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика – в будущем он должен стать ламой.

    В 15-летнем возрасте Даша Доржо Итигэлов попал в Агинский дацан. Ширээтэ этого дацана создал все условия для его обучения, назначил ему содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сёл вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Даша Доржо Итигэлов в стенах Агинского дацана. Пандито Хамбо Ламой он стал в 60-летнем возрасте в результате выборов из 10 претендентов. Примечательно, что незадолго до этого губернатор подписал его прошение об уходе с поста ширээтэ Янгажинского дацана. Участвовать в выборах на пост Хамбо Ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо Лама Иралтуев, находясь в полном здравии, вдруг отказывается от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится двенадцатым главой ламаистского духовенства.

    — Это невероятные вещи, — уточняет глава Иволгинского дацана Дамба Аюшеев, — такое ощущение, что всё и вся были подчинены под выполнение миссии, возложенной на Итигэлова.

I Пандито Хамбо Лама Заяев (1764-1777).
Танка Иволгинского дацана

    Тогда резиденция главы буддистов России находилась в Тамчинском дацане. Здесь был экономический, политический и религиозный центр. Одновременно в Тамчи читали молитвы до двух тысяч лам и хувараков (монахов). По ступенькам главного дугана Тамчинского дацана вступали в свою должность на протяжении почти полутора столетий 14 Хамбо Лам. Советское время пережили лишь два из 21 дугана.

    Ведущие бурятские дацаны претендовали на то, чтобы именно их ширээтэ удостоился чести быть Хамбо Ламой. Не всегда результаты выборов примиряли конкурирующие стороны. Избрание в 1911 году ширээтэ Янгажинского дацана Даша Доржо Итигэлова на должность Хамбо Ламы не устроило некоторых лам. К его приезду в Тамчинский дацан они сделали жатха – порчу на ворота, вокруг входа в главный дуган и внутри него.

    Итигэлов подъехал к дацану, но через ворота не пошёл. Он приказал разобрать часть забора и прошёл там. Чётками он убрал все другие жатха и сказал: «Отныне всё будет решаться согласно Учению Будды».

    Присутствующие поняли: на пост главы ламаистского духовенства России взошёл великий человек.

    — Когда подходил к концу земной путь Первого Пандито Хамбо Ламы буддийского духовенства Восточной Сибири Дамба Даржа Заяева, — рассказывает Хамбо Лама Аюшеев, — ламы попросили в следующем перерождении вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо Ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо Лама является перерожденцем первого.

    Годы жизни Хамбо Ламы Итигэлова совпадают с периодом необычайного развития буддизма в Забайкалье. Каждый десятый мужчина здесь был ламой. Жители Забайкалья часто становились свидетелями проявления сверхъестественных сил бурятских йогинов. Существует множество народных преданий, как ламы верхом и на лошадиных повозках пересекали гладь озёр и реки, словно по мощёной дороге.

    Рассказывает Амгалан Дабаевич Дабаев, старейшина села Гильбира:

    — Был такой лама Эрдэни Саржа, он мог передвигаться по воде, как по дороге. На Селенге его как-то не пустили на паром – народу было много. Так он двинулся по воде, чем очень удивил людей.

    Немало подобных историй существует и о Хамбо Ламе Итигэлове. В историю буддизма он вошёл как практик высочайшего уровня. На основании сочинения о Богдо Цзонхаве он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой Реальности всех явлений.

    По просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Большинство трудов Итигэлов писал под сакральным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. Одна из находок – книга о двенадцати его перерождениях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Речь идёт об истории нескольких тысячелетий.

    — Если бы в этой книге была допущена хоть одна неточность, — поясняет Дамба Аюшеев, — ему никогда бы не удалось добиться Вечного Тела.

    Перед уходом Хамбо Лама Итигэлов написал «Послание потомкам», оно было обнаружено в конце 1990-х годов. Его расшифровка продолжается. Даже количество слов в каждой его части имеет своё значение. В послании он предсказал события будущего, репрессии 30-х годов и своё возвращение в Вечном Теле.

    — В нём указывается месяц и год возращения, — говорит Балдан Лама, ширээтэ Кыренского дацана, — 10 сентября 2002 года. В послании говорится и о его пребывании в одном из перерождений в свете Будды Шакьямуни. У буддийского Бога может быть три состояния тела – в одном из них его могут видеть простые смертные. Итигэлов достиг состояния бога и из сострадания к людям оставил своё изображение в теле буддийского ламы.

    15 июня 1927 года. Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву «Благопожелание уходящему» — ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла своё кармическое предназначение. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке. Тогда Итигэлов начал её сам. Монахи вынуждены были поддержать его.

    Перед тем как уйти окончательно, он отдал чёткие распоряжения, как его похоронить и когда навещать. Уходил он в знаковый момент – не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в России все буддийские храмы, святыни и духовенство.

Дуган (храм) Иволгинского дацана

    — По буддизму, не бывает хороших и плохих времён, — заключает Дамба Аюшеев, XXIV Пандито Хамбо Лама, — человек приходит на землю,     чтобы принять испытание. Явление Тела Хамбо Ламы Итигэлова – это шанс для нравственного спасения. Как минимум, это событие заставило удивиться – а значит, задуматься всё человечество.

    Обретение Вечного Тела буддисты расценивают как знак для движения мысли, что предполагает прогресс. Человечеству предстоит осмыслить суть поразительного явления, где прошлое соединяется с будущим, а невероятное становится реальным.

    Послесловие
    В этот наш приезд в Иволгинский дацан нам в любом случае не суждено было увидеть Вечное Тело Хамбо Ламы Итигэлова. Его выставляют один раз в год в буддийский священный праздник при огромном стечении народа — тогда разрешается прикоснуться к его одеждам.

Подготовила Алёна СТАРЧИНОВА.

    По док. фильму «Послание Хамбо Ламы», автор идеи Янжима Васильева, авторы сценария Сэрэмжит Интогарова и Норжима Цыбикова.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"