Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ВСТРЕЧИ В ПЕТЕРБУРГЕ—ЛЕНИНГРАДЕ

На лестнице Музея-института
семьи Рерихов

Я ПРИЕХАЛА в этот гордый своим прошлым город в октябре позапрошлого года на конференцию с тайной мыслью понять его особенность, если хотите, особый дух. Он, как правило, не раскрывается перед жителями, которые просто живут в городе на Неве, и ускользает от туристов, приехавших поглазеть на его достопримечательности. Возможно, поэтому в тот приезд со мной случилось несколько историй – о них хочется здесь поведать.

 

…В МУЗЕЕ-ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ РЕРИХОВ

    Этот санкт-петербургский музей – государственный, размещается он на Васильевском острове в старинном особняке М.П. Боткина, где не раз бывал Н.К. Рерих. Петербург – родина Рерихов. В этом городе прошла большая часть жизнедеятельности Николая Константиновича и Елены Ивановны, детские и юношеские годы их сыновей – Юрия и Святослава.

    Основу мемориальной экспозиции Музея-института составляет наследие, сохранённое племянницей Е.И. Рерих Л.С. Митусовой и её семьёй. Здесь хранятся личные вещи, рукописи, живопись, археологические находки, фотографии и другое.

    Особнячок небольшой, со скрипучими полами и казавшейся потемневшей от времени лестницей – на стенах её размещены полноформатные факсимильные репродукции живописных полотен Николая и Святослава Рерихов, их авторство уже не спутаешь ни с кем и ни с чем.

Хоть с первого взгляда при посещении этого места и бросается в глаза некоторая бедность и самого музея и оформления его экспонатами, но люди сюда идут – их влечёт имя Рерихов.

    Так получилось и в мой поход туда – вместе со мной зашли в Рериховский зал (остальные залы посвящены другой тематике) молодая женщина с шустрой малышкой и двумя подростками. Пока я просматривала продающиеся тут же книги (в основном это была Н. Спирина и ещё что-то; из Рерихов – ничего, не считая книг Учения Живой Этики), молодёжь неуверенно побродила по залу – ясно, что им нужен экскурсовод. Прибыли в первый раз. С тем и обратились к смотрительнице.

    Был субботний полдень, но оказалось, экскурсию надо заказывать заранее, оплатить. Это, честно сказать, меня поразило – люди приехали издалека узнать что-то о загадочных Рерихах, а тут – в их музее! – рассказать о них не могут. Это в выходные-то дни, когда в основном в музеи и приходят! – ни сотрудников, ни экскурсоводов…

    Посетительница настаивала, чтобы ей хоть что-то поведали. Я набралась храбрости и предложила свои услуги – растерявшаяся смотрительница с недоверием согласилась. Да и я, надо сказать, пошла на этот шаг, видя отчаяние просительницы и вдумчивые глаза подростков.

    Собственно, состоялся мой экзамен – без подготовки рассказала то, что было прожито и осмыслено за годы постижения бездонной сокровищницы под именем Рерихи. Хоть передо мной стояли неискушённые в теме слушатели, старалась вгрызаться в неё как можно глубже и видела, каким вниманием горели глаза у ребят. И смотрительница тихонько вращалась вокруг нашей группки – тоже слушала, а, возможно, она одумалась и испугалась, что от начальства «влетит», ведь на территорию музея допустила «чужую ораторшу»…

    Экзамен я выдержала – даже сама удивилась: оказывается, немало знаю и глубоко, и ребята с серьёзной признательностью благодарили, когда прощались. Их глаза, светящиеся искренней благодарностью, – моё дорогое воспоминание.

    ВСТРЕЧА С ИЛЬИЧОМ

    Собственно, приехала я в Ленинград – город Ленина, с мыслью посетить места революционных событий. Возможно, если повезёт, зайти в такие музеи (если их уже не ликвидировали), хранящие свидетельства бурных лет начала прошлого века. Планировала побродить у особняка блистательной балерины Кшесинской, сбежавшей в памятном 17-м за границу, — с балкона её дворца В.И. Ленин обращался с пламенными речами к рабочим и крестьянам, искренне верившим, что они непременно построят счастливое коммунистическое будущее. Побродить, чтобы попытаться почувствовать энергетический «аромат» революционного времени, вжившись в пространство, хранящее невидимые флюиды истории, и, отбросив факты насилий и ужасов, творившихся тогда, влезть в шкуру тех людей, заряженных «под завязку» идеями высочайшего накала. И ещё мечталось в этом реально-нереальном пространстве встретиться с Владимиром Ильичом – сверхчеловеком, своим гением «взорвавшим» планету, — возможно, такая встреча очистит его образ от лоска писаний советского периода и от грязи, которой поливают до сих пор с начала перестройки…

    Мне повезло – я встретилась с ним. На легендарном крейсере «Аврора» слонялась его неприкаянная фигура – было в ней что-то неуверенное и болезненное.

    Сначала к Ленину не подошла – сделала круг вместе с посетителями по верхней палубе. «Аврора» оказалась большой!.. После наших крейсеров, стоящих на владивостокских рейдах, все её надстройки, кнехты, палубные механизмы, пушки виделись неестественно увеличенными и неказистыми.

    Всё осмотрела и на выходе подрулила к «цели» своего визита сюда, весело спросив:
    — Ильич?
    — Да! – так же бодро ответил он.

    Да, действительно, он – потёртое пальто с гвоздикой в петлице, очень узнаваемая кепка, лицо. Но глаза… Глаза – зеркало души, они не обманут, и в глаза этого «Ленина» нужно заглянуть.

    Я по наивности вслух посетовала, что он со стороны кажется каким-то таким несчастным – Ильич, по-моему, не был таким… Ведь разговаривала я с самим Лениным – он, уверена, должен меня понять.

    Но он вдруг взорвался, прошипев: «Пошла ты!..» В глазах, побелевших от бешенства, я ничего не увидела – в них нет и намёка на глубочайшую ленинскую мудрость, ум – лишь пустота и ненависть.

    …Чуть позже, рассматривая сувениры в лавках, примостившихся тут же рядом с «Авророй», и беседуя с бравыми «матросами-краснофлотцами» — продавцами, выяснила, что «Владимир Ильич» сильно болеет и на нём делают большие деньги.

    Потому и болеет самозванец – у него глаза не Ильича.

    ЗАВЕТ ПЕТРА I   

Пётр Великий

    Конечно, отдала дань уважения Медному Всаднику – памятнику Петру I на Сенатской площади. А с ним связана, оказывается, так называемая «легенда Батурина»…

    Согласно этому преданию, во время войны 1812 года возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французами, и Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. Медного Всадника должны были отправить в Вологду. В это время некий майор Батурин добился свидания с князем Голицыным, другом царя, — он рассказал про странный сон, который, повторяясь, буквально преследует его.

    Будто бы Медный Всадник съезжает со скалы и направляется ко дворцу Александра I.

    — Молодой человек, до чего же ты довёл мою Россию! — говорит ему Петр Великий. — Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться! — Затем Всадник возвращается на своё возвышение.

    Князь Голицын был так поражён рассказом Батурина, что слово в слово передал его государю. В результате памятник остался на прежнем месте.

    Отчасти благодаря этой легенде памятник Петру I не тронули и в годы Великой Отечественной войны. А когда боевые действия закончились, кто-то из ленинградцев мелом нарисовал на груди Петра огромную медаль «За оборону Ленинграда» — настолько велика была во все времена вера петербуржцев в основателя и защитника города.

Серафима АЛЁШИНА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"