Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

В ОКТЯБРЕ 2009 г. в Центре-Музее им. Н.К. Рериха (Москва) состоялась Международная конференция «130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих», где прозвучало много интересных докладов (см. «С» №6'2009). Сейчас мы знакомим наших читателей с докладом Льва Мироновича ГИНДИЛИСА, академика Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ Е.И. РЕРИХ

– ОСНОВА НАУКИ БУДУЩЕГО

   I. Введение*   

Л.М. Гиндилис

    «Космологические записи» Елены Ивановны Рерих впервые опубликованы во втором издании книги «У порога Нового Мира». Они относятся к 1940 годам. Это записи её бесед с Учителем. Термин «космология» понимается здесь очень широко, в точном значении его смысла: как наука о Космосе, наука о Мироздании. Эта оговорка необходима, ибо в современном понимании научная космология трактуется более узко: хотя она рассматривается как наука о Вселенной в целом, но включает только астрономические аспекты и является частью астрономии, а её наблюдательная база относится главным образом к внегалактической астрономии. «Космологические записи» Елены Ивановны исходят из идеи соответствия между функциями человека и функциями Космоса. Поэтому «для понимания строения Мира и Вселенной», как говорится в эпиграфе к этой работе, необходимо изучение синтетической сущности человека. В этом смысле «Космологические записи» близки другой работе Елены Ивановны «Изучение свойств человека». Обе они представляют собой основания науки (и философии) будущего и могут служить программой научных исследований – в той мере, в какой наука подошла к решению проблем, затрагиваемых в этих работах.

    На конференции 2004 года я уже обращался к «Космологическим записям», ограничившись рассмотрением только астрономических вопросов. Здесь я хотел бы обратить внимание на некоторые другие аспекты. При этом надо иметь в виду, что записи давались лично Елене Ивановне и, насколько можно судить, в отличие от книг Учения Живой Этики они не были переработаны для широкого пользования. Поэтому было бы излишне оптимистичным (чтобы не сказать самонадеянным) рассчитывать на полное понимание. Но можно попробовать разобраться в том, что нам доступно.

    II. Беспредельность и сознание

    Обычно Беспредельность в нашем представлении связывается с пространственной и временной протяжённостью. Более глубокое понимание включает глубину Мироздания – представление о беспредельности вглубь. Елена Ивановна подчёркивает, что Беспредельность – это процесс вечного движения. Но как мы можем воспринять, «прочувствовать» этот процесс? Только путём постоянной реализации нашего сознания. «Беспредельность осознаётся как процесс вечного движения. Мы только и делаем, что осознаём или постигаем Беспредельность в этом движении, ибо живём этим движением и сами являемся этим принципом движения. <...> Эволюция духа и всего сущего есть постоянное раскрытие беспредельного продвижения в Бытии». Такое беспредельное продвижение духа и есть непрекращающееся сознание. Поэтому именно слияние с Беспредельностью даёт непрекращающееся сознание. Отсюда связь Беспредельности с бессмертием духа. Беспредельность не может существовать без бессмертия духа, ибо как же она может быть тогда осознана? Прекращение сознания есть смерть, поэтому, пишет Елена Ивановна, «никогда не прекращающееся сознание есть истинное Бессмертие». И это есть особое достижение Огненного Духа.

    III. Эволюция Мироздания и эволюция Духа

    Эволюция Мироздания и отдельных его частей является центральным понятием в философской концепции Живой Этики. Развитие Космоса происходит циклически. Периоды внешней активности – манвантары – сменяются периодами видимого покоя – пралайями. Различные циклы (планетарные, солнечные и т.д.) имеют свои манвантары и пралайи. В «Космологических записях» Елена Ивановна обращает внимание на то, что циклы устанавливаются на основе «духовного ритма, который может замедляться или ускоряться». В частности, длительность и смена планетной манвантары устанавливается на соответствии духовной эволюции с психической и физической эволюциями планеты. «Духовная эволюция является главным фактором всего развития.  <…> Духовная и психическая эволюция идёт рука об руку с эволюцией физиологической и физической».

    Эти положения проливают дополнительный свет на трудности, связанные с вычислением эзотерических циклов. В «Разоблачённой Изиде» Елена Петровна Блаватская рассматривает различные циклы – от Махакальпы до земных юг (сатия-юга, третия-юга, двапа-юга и кали-юга). Приводятся численные значения циклов. Однако Елена Петровна предупреждает, что «точное количество лет, из которых состоит каждый цикл, или юга, остаётся ненарушимой тайной святилищ и сообщается только посвящённым». И оно не может быть известно заранее, поскольку циклы, как говорится в «Космологических записях», устанавливаются на основе «духовного ритма, который может замедляться или ускоряться».

    Проблемы эволюции издавна интересовали науку. Люди пытались понять эволюцию жизни на Земле, эволюцию самой Земли, планет, звёзд, звёздных систем. Елена Ивановна подчёркивает, что эволюция миров не может быть рассматриваема отдельно, вне эволюции всего Сущего, всего Созданного. Современная наука начинает подходить к осознанию этого положения, что проявляется в идеях универсальной эволюции, или «глобального эволюционизма».

    Согласно современным научным представлениям эволюция физической Вселенной начинается с Большого Взрыва. Но эволюция физической Вселенной есть лишь одна из стадий в эволюции Проявленного Мира. В основании последней, указывает Елена Ивановна, лежит Космическое Дыхание (периодическое расширение и сжатие Вселенной). Это периодическое движение присуще не только такой основной космической субстанции, каковой является Акаша, но оно проявляется и на всех других, нижележащих, планах (в виде чередования манвантар и пралай). Манвантара начинается с того, что предшествующее ей состояние равновесия нарушается под действием Первичного Толчка, или Импульса. Проявление Толчка является таким же основным, непреложным Законом, как и периодическое движение. На физическом плане этот Толчок проявляется в виде Большого Взрыва. Пробуждение Космоса (новая манвантара) начинается с притока новых энергий. Именно приток этих энергий и создаёт тот Толчок (Первотолчок), который есть причина периодического движения (Дыхания), и он же создаёт спиральное, или вихревое, движение, которое появляется вначале манвантары. «Во всём Пространстве, – пишет Елена Ивановна, – наблюдается это вихревое или спиральное вращение».

    Много ценных замечаний об эволюции разбросано по всему тексту «Космологических записей». Здесь понятие Космического Магнита имеет самое непосредственное отношение к эволюции. Космический Магнит есть понятие духовное. И в «Космологических записях» большое внимание уделено проблеме Космического Магнетизма.

    IV. Космический Магнетизм

    Когда на страницах Учения мы встречаемся с понятиями «магнита», «магнитных токов», «магнитных волн», «магнетизма», в том числе «космического магнетизма», возникает искушение отождествить космический магнетизм с физическим. Конечно, физический магнетизм есть один из аспектов магнетизма космического, но последний не сводится к физическому магниту. Елена Ивановна в «Космологических записях» пишет Космический Магнетизм с большой буквы и указывает, что «Космический Магнетизм есть Начало Ведущее», есть закон эволюции, или совершенствования. Он есть основной Закон, наиболее непреложный, который «уявляет высшую космическую Справедливость». Атомная (атомистическая – возможно, это не одно и то же) энергия также связана с Космическим Магнетизмом, является его проявлением. «Космический Магнетизм особенно ощущаем за пределами ауры и атмосферы нашей Земли». Интересно замечание о том, что «Магнитные токи являются каналами между планетами. Изучение общения между мирами должно пойти по каналам магнитных волн». Но при этом, добавляет Елена Ивановна, «духовное сознание не должно быть забыто».

    Важное значение, которое играет космический магнетизм, обусловлено тем, что он связан с Огнём. В «Знаках Агни Йоги» был дан намёк в этом отношении: «Магнит и огонь не связаны ли? Что питает сущность магнита?» В «Космологических записях» говорится определённо: «Магнит, или Магнетизм, есть основное свойство Огня». Магнитное притяжение возникает при вращении «Огненной силы». Вероятно, речь здесь идёт о Невидимом Огне. «Пространство есть Океан Огня. Но огненные искры в нём получаются в силу магнитного истечения при вихревом вращении огненного вещества [огненное вещество не есть Невидимый Огонь]. Огненное вещество образуется при яром вращении энергии Невидимого Огня. Огненная энергия и есть тут неописуемая, таинственная сила, которая становится магнетизмом на яром её вращении». Можно попытаться понять это положение. Вращение электрических зарядов на физическом плане формирует магнитное поле. Вращение астральных вихрей создаёт взаимное влечение сущностей. Согласованные ментальные вихри порождают идейную близость и взаимопонимание. Вращением огненных энергий создаётся духовное притяжение. Всё это — различные проявления космического магнетизма.

    В Проявленном мире Огонь Двуероден. Он образует Единую Женско-Мужскую Двуеродную Силу (Или Субстанцию) – Духоматерию. Именно с нею и связан Космический Магнетизм. Итак, первая стадия проявления Огня – Магнетизм, который является следствием вращения основной двуполюсной (двуначальной) Субстанции, а затем уже идут Свет, Тепло и Притяжение.

    Мысль, особенно Мысль Высшая, есть энергия огненная. Поэтому она «обладает огненным магнетизмом и уявляется на соответственном притяжении её». Неудивительно, что и психическая энергия является проявлением Космического Магнетизма, она сама «является настоящим Магнитом. Магнит металла и психическая энергия движимы одной энергией. Эта основная энергия сознания распространена стихией Огня во всём Сущем». Высшим аспектом Космического Магнетизма является Космическая Любовь. В письме к Фосдикам (14.01.1954) Елена Ивановна писала: «Что есть Космический Магнит? Космический Магнит есть основная мощь Космоса, оявленная в законе притяжения и тяготения [на физическом плане – закон всемирного тяготения] и в своём высшем аспекте как Любовь и как Космическая Любовь в достижении Космического Права. Космический Магнит есть основа Бытия и Сознания и, следовательно, Разума. Всё держится магнитом Сознания и Разума. Космическое Сознание в его высшем аспекте и отображении оявлено в Космическом Разуме и Сердце Высшего Солнечного Иерарха».

    На физическом плане изучение магнитов очень важно — это «даст самую насущную Науку».  

    V. Материя, Энергия, Дух

    Материя и Дух – основные категории философии и метанучной космологии. Отметим ряд положений, относящихся к данной теме.

 

    1. Дух и Материя, их соотношение и Единство. Проблема соотношения Духа и Материи – один из вечных вопросов философии. Метанаучная космология исходит из относительности и единства этих категорий. «Дух, – пишет Елена Ивановна, – есть ультимативно утончённая материя». Так же как Материя есть кристаллизованный Дух. «Дух и материя, – продолжает она, – едины и суть лишь дифференциации в состоянии, но не в сущности. Представление чистого Духа как существа или бытия есть химера, гигантская нелепость! Материя неуничтожаема и единосущна с Духом. Лишённый материи Дух не может проявить себя, следовательно, перестаёт существовать, становится Нихиль [ничто]!»

    «То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей, – разъясняет Елена Ивановна, – Едино в Вечности как постоянная Причина и есть ни Дух, ни Материя, но ТО, всё, что есть, было или же будет, всё ТО, что может себе представить человеческое воображение». Эта Беспричинная Причина всего есть Абсолют, Единый Неведомый.

    В связи с понятием Абсолюта очень существенны замечания Елены Ивановны о знании и познании. «Познать Абсолют нельзя, но осознать его возможно». Почему? «Абсолют вмещает понятие Непроявленного и Проявленного». При этом, разъясняет Елена Ивановна, «только Проявленный Космос может оявляться на беспредельном раскрывании». То есть его можно познавать, беспредельно раскрывая его содержание. Что же касается Непроявленного, то Непроявленный Космос – «вне Времени и Пространства», и он «не может быть познан, но лишь осознан». Чем же отличается знание от осознания? «Осознание есть Синтез». Осознание – это высшая форма познания.

    2. Элементы Материи и Духа. «Несомненно, – пишет Елена Ивановна, – элементы, известные нам сейчас, как они понимаются и определяются в настоящее время, не есть и не могут быть Первичными Элементами. Эти Первичные Элементы были образованы из «сгустков охлаждённой Лучистой Материи» и из «огненного семени Пламенного Отца», которые едины или первичны. Эти элементы были зарождены в глубинах Изначального Огненного Тумана в массах раскалённого пара нерастворимой Небулы». Не следует думать, что небула (nebula) – это газопылевая туманность физического плана, из которой образуются видимые нами звёзды. По-видимому, имеется в виду туманность, состоящая из тонкой, даже тончайшей огненной материи – Огненного Тумана.

    «Элементы, известные нам сейчас, – продолжает Елена Ивановна, – достигли своего устойчивого состояния в этом Четвёртом Круге и в Пятой Расе». О каких элементах идёт речь? Из писем Елены Ивановны мы знаем, что физический план на нашей планете окончательно сформировался в Четвёртом Круге. Но что химические элементы достигли устойчивого состояния лишь в Пятой расе – это понять трудно. Химические элементы вполне сформировались и были устойчивы не только в Четвёртой (Атлантической) Расе, но много раньше. По-видимому, речь всё же идёт не о химических, а о духовных элементах (монадах). Достигнув устойчивого состояния в Пятой Расе Четвёртого Круга, «они [эти монады] пользуются кратким периодом отдыха, чтобы ещё раз быть устремлёнными к восходящей Духовной Эволюции, в течение которой «Живой Огонь Оркус» разъединит наиболее нерасторжимое и вновь рассеет в Едином Изначальном». Можно понять это так: Огонь разъединяет те формы, которые были образованы в процессе дифференциации (при инволюции духа) и рассеивает материю, из которой они были созданы, освобождая тем самым путь к интеграции, объединению духовных элементов.

    3. Уран. Интересны данные, касающиеся урана. «Уявленная мощь в Атоме, – пишет Елена Ивановна, – не может быть сокрытой из-за космического разложения вещества, находящегося в Уране». Хотя Уран здесь написан с большой буквы, речь, надо думать, идёт не о планете Уран, а о химическом элементе уране; космическое разложение – это, видимо, радиоактивный распад. «Уран, – продолжает Елена Ивановна, – является предвестником грозной Силы. Ярая людская ненависть может стать взрывателем планеты». Здесь явно содержится намёк на атомную энергию и урановую бомбу. «Насильственное деление Атома, – пишет Елена Ивановна, – явление противоестественное и полно опасности». Другое дело — радиоактивный распад. Так при распаде урана образуются ядра гелия, который «может быть благодетельным для человечества». Поэтому Иерархия принимала меры, чтобы не допустить преждевременного открытия атомной энергии. С этим, как пишет Елена Ивановна, была связана и некоторая неясность в изложении «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской. Она была преднамеренной, «ибо несколько прекрасных тогда учёных уявились бы на преждевременном нахождении Атомной Энергии».

    С ураном связаны и некие лучи Y. Как известно, при радиоактивном распаде образуются альфа-, бетта- и гамма-лучи. Но, как говорится в «Космологических записях», при распаде урана образуются ещё и лучи Y, на которые физики не обратили должного внимания. Речь не идёт о гамма-излучении, ибо, как сказано, лучи Y появляются только при распаде урана. Лучи эти отличаются «необычайной мощью» и высокой проницающей способностью (как и гамма-излучение). Но обычными методами они неуловимы, поэтому физики проявили «некоторое пренебрежение» к их изучению. «Исследователи обнаружили эти Лучи случайно и усмотрели только их мощь проникновения через все преграды», но от дальнейшего исследования отказались. Говорится, что только один Капица понял огромное значение этих лучей и их космическую природу. Имеется ли в виду Пётр Леонидович Капица или кто-то другой – неизвестно. Это интересная страница из истории изучения радиоактивности. Хорошо, если бы специалисты в области истории физики внесли бы ясность в этот вопрос. Я обращался в Институт истории естествознания и техники (ИИЕТ РАН), в отдел истории  физики, и мне ответили, что им об этом ничего не известно. В «Космологических записях» далее говорится, что лучи Y могут быть использованы в качестве двигателя (вероятно, движителя), когда будет найден способ конденсации их мощи. «Учёные не знают, на каком новом открытии они скоро уявятся».

    Знаменательно, что лучи Y каким-то образом связаны с Огненным Опытом Елены Ивановны. Учитель сообщает: «Моя ученица уже уявляется на ассимиляции Луча Y, когда она принимает Мои мысли. И новая сила передачи мысленной уявлена на новой силе Луча Y». Отсюда можно сделать вывод, что Y-лучи как-то связаны с ментальной энергией и, следовательно, имеют некую «биологическую» составляющую.

    Лучи Y, сообщает Елена Ивановна, могут храниться с помощью особого «изолирующего» вещества, состоящего «из сплава металлов Осьмиридия и новых, недавно полученных П[лутония] и Н[ептуния]. Они уявят ножны Лучу Y». Нептуний и плутоний – трансурановые элементы, полученные искусственным путём, в природе они не встречаются, так как быстро распадаются из-за радиоактивного распада. Упоминаемый здесь осмиридий – один из минералов, являющихся природными твёрдыми растворами осмия и иридия. Сами осмий и иридий – очень редкие химические элементы из подгруппы платиновых металлов (Os76, Ir77, Pt78). Считается, что около 65 млн лет назад Земля столкнулась с неким довольно крупным небесным телом. Выброшенные из кратера породы как земного, так и космического происхождения были разнесены ветром по всей Земле. В этих отложениях содержится необычно высокий для Земли процент иридия. С осмиридием связан и металл Морий.

    4. Металл Морий. Упоминание о металле Мории имеется в книгах Живой Этики. «Среди аэролитов есть Металл Морий, обладающий свойством конденсировать электрическую энергию. Обладание этим металлом даёт возможность получать сильные вспышки искр и даже пламя. Это насыщенное пламя должно светить в сознании, укрепляясь и разгораясь». «Хотим дать вам на дорогу магнит, как знак изучения пока скрытых свойств материи. Дадим ещё кусок метеорита, где заключён металл Морий. Этот осколок напомнит вам об изучении основной энергии, о великом АУМ».

    В «Космологических записях» металл Морий упоминается в связи с новой планетой, которая приближается к нашей Солнечной системе. Она «имеет, — пишет Елена Ивановна, — металл Морий, который может быть уявлен на постоянном свечении при соединении с другими металлами – Нептун[ием] и Плутон[ием] на Земле, необходимыми для свечения Мория». Возвращаясь далее к металлу Морию, Елена Ивановна сообщает, что его можно найти «в руде Осьмиридия, по соседству с Ураном». Металл этот обладает особым качеством, связанным с «инфрафиолетовым» Лучом «огромной силы и напряжения».

    В 1940-х годах, когда собирались «Космологические записи», уже были известны все химические элементы от водорода до урана. Элемента с названием Морий, а главное – со свойствами, о которых говорится в Учении, среди них не было. Что же это за металл? Во втором издании книги «У порога Нового Мира» имеется обширное редакционное примечание по этому вопросу. Суть его состоит в следующем: существует гипотеза, что среди трансурановых элементов (которые радиоактивны и быстро распадаются) могут быть стабильные элементы. Таким «долгожителем», скорее всего, должен быть 108-й элемент – тяжёлый аналог осмия. Поиски его пока не проводились. Там же приводятся гипотезы о возможной причине свечения этого элемента.  

    Где искать металл Морий? Из записей Елены Ивановны видно — в рудах осмиридия по соседству с ураном. Залежи осмиридия имеются на северном Урале. Другим источником могут быть метеориты. Следовательно, необходим детальный химический анализ для обнаружения столь редких элементов. Падение метеоритов непредсказуемо, никто не знает, где и когда упадёт очередной метеорит. Другое дело — космическая пыль: она непрерывно выпадает на всю поверхность Земли. На это обращал внимание В.И. Вернадский. Надо только научиться собирать метеорную пыль и надёжно выделять космическую составляющую из собранных образцов. Это одна из задач, которую Объединённый научный центр проблем космического мышления (ОНЦКМ) планирует решать в рамках Научной программы «Исследование космической (метеорной) пыли на поверхности Земли» в кооперации с другими научными учреждениями.

    5. Материя и Энергия. В основе Мироздания (Проявленного Мира) лежит Духоматерия, или Огненная субстанция – продукт соединения Огня (Духа), или Луча Абсолюта, с Прегенетической материей. Что же представляет собой Огненная Субстанция? Елена Ивановна пишет: «Огненная субстанция есть сгущённая энергия». Таким образом, в Проявленном мире материи (как и духа) в чистом виде не существует. Так можно понять положение «Материя исчезла». И отсюда: «Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому».

    Огненная субстанция «уявляется на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль». Два полюса обычно рассматриваются как два Начала: Мужское и Женское, Дух и Материя. В «Космологических записях» Елена Ивановна указывает ещё на один аспект двуполюсности: Любовь и Мысль. При сочетании двух полюсов рождается всё Сущее, таким образом, соединение полюсов лежит в основе космического творчества. Человек также является носителем Всеначальной энергии. Её высшее проявление в человеке — психическая энергия. «Всеначальная энергия разлита во всём сущем, и человек является носителем [её] в её высшем проявлении как энергии Психической».

    В процессе жизнедеятельности Космоса происходит постоянный обмен энергиями (космический метаболизм). Наше Солнце получает энергии из сфер дальних, вероятно, принадлежащих другим системам. Оно трансмутирует их и передаёт планетам Солнечной системы. В свою очередь планеты передают Солнцу свои отработанные энергии, которые трансмутируются в его Огненном Горниле, после чего Солнце вновь посылает их в свою систему.

    6. Эфир. С понятием Всеначальной энергии тесно связано понятие эфира. «Эфир, – пишет Елена Ивановна, – есть Источник и Причина всех Сил».

    Понятие эфира в метанаучной философии неоднозначно. С одной стороны, Эфир рассматривается как третий космический принцип. Первый – Земля (точнее физический план), второй – Астральный свет, третий – Эфир, а высший, седьмой, принцип – Акаша. С другой стороны, эфиром называют ближайшую к плотному плану сферу, низший астрал, с которым связано эфирное тело человека (эфирный двойник). В «Космологических записях» Елена Ивановна рассматривает Эфир в его высшем аспекте. Но «Акаша есть субстанция Огня ещё более тонкого качества, нежели Эфир».

     Эфир есть огненная субстанция — самая чувствительная среда «для запечатления на ней самых разнообразных пространственных сил и энергий». Эфир связан с Жизненной Силой – Праною, он насыщает ауру планеты самыми разнообразными химизмами, исходящими как из ядра планеты, так и из пространства, её окружающего. Интересно, что, по замечанию Елены Ивановны, на каждой планете эфир различен, на разных планетах он отличается своими качествами. Но Солнце, отмечает Елена Ивановна, «вмещает все качества Эфира».

    7. Инерция. В «Космологических записях» Елена Ивановна сообщает дополнительные (и довольно неожиданные) сведения об инерции. Оказывается, «инерция есть сила величайшая из оккультных сил. <…> Слепая инерция физической науки заменится сознательными силами за пределами покрова Материи. Движение и инерция станут подчинёнными этим сил[ам]».

    Вообще, все силы являются одушевлёнными. Так, «тяготение есть лишь симпатия и антипатия». На физическом плане они проявляются как притяжение и отталкивание, обусловленные физической полярностью. Но за пределами физического плана они обусловлены духовными причинами. Отсюда можно понять известное метанаучное положение о том, что сила притяжения есть лишь аспект Космической Любви, проявленный на физическом плане.

    8. Строение атома. Главная сила атома сосредоточена в его ядре — Елена Ивановна называет её огненной силой, именно она определяет жизнь (или психожизнь) атома. Елена Ивановна отмечает, что огненная сила атома определяется силой «сцепления нуклея», то есть силой, удерживающей частицы внутри атомного ядра, – по современным представлениям, это глюоновые связи между кварками.

    Чрезвычайно интересны данные о нуклеоле. Как можно понять, это некие составляющие атомного ядра. «Явление нуклеолы в нуклее Атома является Психожизнью Атома. Сущность эта не поддаётся делимости, ибо эта сущность уже [не] подлежит физическому плану. Бесконечная делимость Атома является Космическим Законом, но сущность, заключённая в нуклее Атома, или Психожизнь его, является неуловимой на физическом плане». Можно понять это так: делимость Атома бесконечна (неисчерпаемость материи вглубь), но на каждом конкретном плане имеется предел делимости. Для физического плана таким пределом является нуклеола, которая уже не подлежит физическому плану.

    Заманчиво связать нуклеолу с кварком. По-видимому, именно кварки являются пределом делимости физической материи. В обычных условиях кварки в свободном виде не встречаются (только в составе адронов). Возможно, их сущность относится уже к Тонкому миру. Но это, конечно, только предположение.

    VI. Наука будущего

    В отношении современной науки Елена Ивановна отмечает её фрагментарность. «Необходимо, – пишет она, – обладать широким современным ознакомлением со многими областями Науки, чтобы понять полный смысл и значение определительных и представлений, оявленных древними понятиями – Начал, Элементов, Энергий и их свойств».

    Говоря о науке будущего, Елена Ивановна прежде всего упоминает астрономию. Она утверждает, что астрономия явит новую науку. Старые понятия будут пересмотрены, будет установлена относительность всех наблюдений, астрономия утвердится на новых понятиях. В письме от 8.11.48 Елена Ивановна пишет: ''Много интереснейших страниц в «Новой Астрономии»''. Что же будет представлять собой новая астрономия? Это будет астрономия многомерного космоса, включающая изучение различных планов Бытия. Современная наука изучает трёхмерный физический мир; соответственно, современная астрономия изучает физическую Вселенную. Новая астрономия не будет ограничиваться только ею — она проникнет в иные планы Бытия, в иные измерения многомерного пространства. «Благодаря новым изобретениям, – пишет Е.И. Рерих, – невидимые нами планеты станут доступны зрению». Вероятно, речь идёт о приборе, воспринимающем и регистрирующем объекты Тонкого мира. Изучение этих невидимых планет имеет большое значение, ибо они «сильно воздействуют на атмосферу нашей Земли».

    В последнее время в интернете и средствах массовой информации появляются многочисленные спекуляции об обнаружении новых светил. Относиться к ним следует критически. В тех случаях, когда речь идёт либо об астероидах, либо об объектах пояса Койпера, за орбитой Нептуна, — никакого отношения к невидимым планетам они не имеют.

    Другая тенденция состоит в попытках построения совершенно произвольных спекуляций, основанных на некорректной интерпретации метанаучных источников, в том числе «Космологических записей»
Е.И. Рерих.

    Помимо термина «астрономия» Елена Ивановна употребляет ещё три термина: «астрофизика», «астрохимия» и «астрофизиология». Она называет их новыми науками. Термин «астрофизика» используется и в современной науке, астрофизика составляет главное направление современной астрономии. Она уделяет значительное внимание эволюционным процессам во Вселенной. Елена Ивановна отмечает, что эта сторона астрофизики будет приобретать всё большее значение.

    Термин «астрохимия» в современной науке не используется. Елена Ивановна понимает под астрохимией то, что сегодня принято называть астрологией. «Астрология есть не что иное, как формула Астрохимии». В связи с этим уместно вспомнить, что в Учении часто употребляются термины «химизм», «химизмы», которые, судя по контексту, не относятся к плотному миру. По-видимому, «химизм» – это химический состав тонкой материи, а «химизмы» – химические соединения Тонкого мира. Астрохимические лучи, воздействующие на земные организмы, состоят из частиц тонкой материи. Тогда становится понятным, почему о химизмах часто говорится в связи с астрологией и почему последняя называется астрохимией.

    Об астрофизиологии Елена Ивановна упоминает вскользь, и можно понять, что речь идёт об астрохимическом воздействии на физиологические процессы. «Астрофизиология уявит воздействие пространственных тел на внутренние секреции желёз в человеческом организме». Астрофизиология, по-видимому, выражает ту связь между человеком и Космосом, о которой говорится в эпиграфе к «Записям», — Елена Ивановна повторяет и развивает мысль дальше: «Изучение всей синтетической сущности человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Вселенной. <...> Наука уявится на утраченном древнем методе изучения соответствий и аналогий между функциями Космоса и человека. Новая Наука, изучающая соответствия между Макрокосмом и микрокосмом, утвердит Институт изучения скрытых свойств человека на психической основе, на Психической энергии». Учитель утверждает, что в этом деле Елене Ивановне суждено сыграть ведущую роль. «Ур[усвати] положит основание Изысканиям научных подходов к изучению свойств человека в связи с Космическими Лучами и Токами». Работа Елены Ивановны «Изучение свойств человека» является реализацией этой программы, она нуждается в самом внимательном и непредвзятом изучении.

    О необходимости изучения магнитов, что даст «самую насущную науку», говорилось выше. Тяготение остаётся важным предметом науки: «Тяготение остаётся Основным Законом Мироздания». Оно является проявлением космического магнетизма на физическом плане. «В Высших Сферах, или Мирах, [оно] преображается в закон Любви».

    «Наука, – пишет Елена Ивановна, – напряжённо ищет основу Образования Миров». Такой основой, где всё зарождается, является Пространство. «Пространство есть общая Утроба пространственных тел». Конечно, речь не идёт о пустом пространстве. Даже физическая Вселенная зарождается из космологического вакуума, который представляет собой определённый вид энергии (так называемая тёмная энергия). Тем более это относится к Космосу, включающему все планы Бытия в их зримости и незримости (выражение Елены Ивановны из её писем). Пространство, в котором зарождается Космос, наполнено Огненной Субстанцией, это есть Живая Одухотворённая Сущность – Пространство-Матерь. Всё в Себя Вместившая, всё Содержащая, всё Рождающая, Она – Матерь Космоса, Матерь Мира.

    Наука напряжённо ищет основу Мироздания. Чтобы найти её, пишет Елена Ивановна, необходимо «восприятие новой вибрации», необходимо утвердиться на принципе Единства в Многообразии.

    В краткой статье невозможно охватить всё богатство идей и сведений, сообщаемых Еленой Ивановной в «Космологических записях». Эта работа, как и её работа «Изучение свойств человека», представляет программу для будущих научных исследований. Конечно, не всё может быть выполнено немедленно, даже при горячем желании. Вероятно, программа будет реализовываться по мере возникновения соответствующих условий. Но и воля в этом направлении должна быть проявлена. Это постоянно надо иметь в виду при разработке планов Объединенного научного центра проблем космического мышления и планов возрождения Института Гималайских исследований «Урусвати».

* Доклад Л.М. Гиндилиса даётся в сокращении.
 Материал подготовила Ольга АВИЛОВА.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"