Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
«ЧТОБЫ дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» — эти слова гениального педагога Василия Сухомлинского легли в основу Пятых Педагогических чтений по гуманной педагогике. Они прошли 26 марта 2010 г. в актовом зале Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского. На Чтениях поделилась своими мыслями Ирина Николаевна ГОГОЛЕВА, преподаватель художественного отделения ДШИ №2 г. Артёма «МЫ ЕЩЁ НЕ ВОЛШЕБНИКИ,
|
|
Церемония награждения победителей Пятого краевого конкурса детско-юношеского рисунка «Победная весть Красоты» в Пушкинском театре ДВГТУ. Премия вручается воспитаннице И.Н. Гоголевой — Диане Сёминой, 6 лет. Ирина Николаевна — третья слева |
Готовясь к этим конкурсам, а теперь и к любой теме, мы говорим о красоте духа человека, красоте дел человеческих, помыслов, мыслей и слов и о том, что всё это формирует пространство вокруг нас. И если мысли и дела наши чисты, то и пространство вокруг нас очищается. Советую всем и всегда помнить, что каждая мысль, большая или незначительная, обладает безграничной силой материализации. Вот яркий пример: когда весь русский народ всем сердцем желал победы в Великой Отечественной Войне, то энергия этих мыслей помогла.
Или вспомним фильм «Пятый элемент», любимый всеми детьми, – «зло» приближается к Земле, но чем больше люди пытаются его уничтожить, тем больше и сильнее оно становится. Пытаясь уничтожить зло, люди вырабатывают энергию ненависти и зла, чем увеличивают и укрепляют его! Зло злом не победить! Только Любовь может победить его. Ведь энергия добра и любви одного человека плюс энергия любви другого плюс энергия любви ещё ста человек укрепляют и увеличивают Силу Любви на 102 позиции!..
А если энергия и сила Любви одного миллиона?.. А пяти миллионов?! Говорим об уникальности Человека, о том, что Человек есть частица Космоса, что он сам и есть Космос, о памяти веков, о предназначении Человека в этой земной жизни. И какой след оставит человек на Земле, а значит, и в Космосе? Грязный, плохой, или чистый, светлый?..
Часто дети воспринимают обучение как неприятную необходимость. Стараюсь подвести ребёнка к мысли – к осознанию того, что и учитель и родители уже выучились, что только обучаясь Человек познаёт мир и суть вещей, что это нужно самому ребёнку, что оставаться в невежестве по крайней мере глупо.
Стараюсь пробуждать в ребятах интерес, удивление, любопытство, учу наблюдать, фиксировать прекрасные или интересные моменты, воспитывать чувствования. В сферу умения наблюдать должен вводить взрослый, учить видеть красивое и удивительное – ведь оно вокруг нас!
Помню своё удивление от рассматривания под лупой маленького простого болотного цветочка всего из четырёх полузакрытых лепестков, когда обнаружила, что вся серединка состоит из огромного количества точно таких же, но во много раз уменьшенных венчиков. А что там внутри этого, маленького?.. И так до бесконечности? И кто всё это придумал? Сотворил?
Учение у Природы – это первая ступень к знакомству с красотой. И каждый раз вместе с ребятами решаем, для чего мы берём эту тему, какую цель преследуем. Мы, художники, прежде всего должны творить красоту. Творчество – это проявление Божественного в Человеке, а Божественное, устремлённое к высоким идеалам Красоты, делает человека чище и добрее.
Очень важно, в каком состоянии ты рисуешь, какие цели ставишь, о чём думаешь.
«И что это учитель пристал ко мне? Ну, крашу я землю, крашу…» — и, действительно, очень старательно, маленькой кисточкой, одним цветом красит долго и тщательно… А получается свежевыкрашенный забор, потому что никаких мыслей в голове у ребёнка не было!
Долгие годы не могла понять своего отношения к одному очень модному художнику: выведено всё идеально, красиво, похоже, а не трогает! Холодно! Но вот увидела ещё две работы, не парадные, а сделанные для себя, по велению сердца. И всё встало на свои места: в этих двух есть душа, тепло, любовь художника, а в тех, других – лишь желание сделать идеальное фото.
Сами дети видят, что когда прониклись идеей, поняли, что же надо рисовать, они всей душой желают скорее воплотить идею в материале, работа спорится, всё получается само собой. Тогда исходят от работы Любовь и Тепло и радуют или «цепляют» зрителя. И радость творчества: «Я могу!» Так создавались рисунки, которые были представлены на выставке «Победная весть Красоты»: «Розовый ангел», «Жизнь для добра», «Музы правят миром» и другие.
Или вот, был у нас в классе подготовишек Паша, семи лет от роду. Энергичный, задиристый, цеплял всех руками и словами, мешал всем, а дети увлечённо работали, отмахивались: «Не мешай!» И энергия творчества двенадцати маленьких художников захватила Пашу. Он стал рисовать, да так увлёкся, что ставил столик в угол, лицом к классу, никого к себе не подпускал и работал тушью, пером! Он строил композиции легко, быстро, с изумительной пластикой линий, будто кто-то водил его рукой! И когда мама (сама учитель) просматривала его работы и услышала от меня, что Паша умница, что он талантливый ребенок, – мама заплакала: «Его нигде никогда не хвалили, его только ругали…»
Но они бросили занятия, так как ездить было сложно, общественный транспорт тогда ходил плохо. И вот, ровно через девять лет, когда уже в их район перебралась другая школа искусств и я перешла именно в эту школу, меня вдруг остро заинтересовал вопрос: что же с этим мальчиком произошло за это время? Как он? Что с ним? Сейчас я чётко понимаю, что мы с ним где-то встретились «глаза в глаза», но я его не узнала в красивом стройном юноше, ведь мы не пересекались девять лет!
Паша меня узнал, но не заговорил, а я почувствовала потребность в информации о нём. Три дня меня неотступно преследовала мысль о необходимости что-то узнать, ведь он живёт здесь, рядом, мы должны встретиться с его мамой… на остановке автобуса! На четвёртый день на автобусной остановке мы столкнулись лицом к лицу – вот и материализация мысли! К этому моменту Паша заканчивал десятый класс, и мама горько сожалела, что тогда они бросили «художку», потому что никаких интересов и устремлений у него уже нет.
Талант пропал, пропал по вине взрослого, родного человека! Ушёл в землю, просочился, как песок сквозь пальцы. Ни Паша, ни родные не поняли, что его предназначением было стать художником-графиком. И он уже свою миссию не выполнит! Таких примеров из своего опыта я могу привести ещё несколько. Равнодушие, невнимательность близких коренным образом могут нарушить судьбу ребёнка, лишить его шанса стать Творцом своей жизни, лишить счастья Творчества!
Ребёнок является в этот мир чистым созданием, он – Чудо. Он – Святой. В нём память поколений и знание всего, он талантлив от рождения, но это всё может пропасть, уснуть. И от взрослых зависит, кем он станет, что будет творить: Добро или зло. Или ничего. Просто жить – не задумываясь, не обременяя себя ничем, жить, чтобы есть и пить?..
Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься!
Невозможно обучать, не воспитывая.
Дети приходят разные: способные и не очень и просто пристроенные — чтобы не болтались. Вначале – постоянные задирки, словесные баталии.
Я в ответе за обстановку в классе и учу общаться, уважать друг друга. Трудно. Но можно. И прежде всего через любовь и уважение ко всем и каждому. Принимаю ребёнка таким, какой он есть, пусть он самый отъявленный лодырь: «Ты очень красивый и умный мальчик. У тебя не получилось потому, что ты меня не слушал… Не захотел понять… Но постарайся… Настройся! Давай попробуем ещё раз…»
Любовь воспитывается любовью, доброта – добротой, благородство – благородством. А искусство формирует духовность ребёнка, учит творчески строить свою жизнь, творить себя.
Будущее – это дети. Через детей мы можем изменить этот мир в лучшую сторону. Этого должны желать всей душой все нормальные люди.
«Мы ещё не волшебники, мы только учимся» — девиз последней выставки нашего класса и всей дальнейшей работы.
Мы ещё только учимся…
И я учусь вместе с ними…
И все взрослые должны учиться вместе с Ребёнком!
И последнее.
Я бесконечно благодарна неуспокоенным, неравнодушным людям, которые пригласили меня с собой к новым знаниям, к сотрудничеству: Ольге Васильевне Авиловой, гл. редактору газеты «Светоград»; Елене Витальевне Юматовой, преподавателю школы №12 г. Владивостока, руководителю центра «Орифламма»; Людмиле Кузьминичне Редько, научному сотруднику Приморской публичной библиотеки им. Горького; Ивану Александровичу Ермолаеву, преподавателю ДШИ №3 г. Владивостока.