Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
МЫ ЗАКАНЧИВАЕМ публикацию научной работы «Мировоззренческие перемены в физической науке второй половины ХХ века (2010 г.)» учёного-физика Реомара Ефимовича РОВИНСКОГО, профессора из Израиля, глубокого специалиста в области плазмы и квантовой электроники, занимающегося лазерными исследованиями (начало в «С» №№3-5`2010). Этот труд публикуется впервые
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫв физической наукевторой половины ХХ века
Р. Е. Ровинский НА рубеже XIX и ХХ веков, когда наступил один из звёздных периодов науки, приведший к смене прежних парадигм во всех основных научных дисциплинах, появилось большое число выдающихся учёных, создававших обновлённую науку не только в физике, но и во всех других основополагающих научных и технических направлениях. Мы справедливо считаем этих учёных выдающимися талантами, а некоторых гениями, обеспечившими успешное продвижение человечества в своём развитии к новым рубежам. В двух приведённых выше примерах возникает желание понять, откуда Н. Тесла и Н. Козырев получали идеи, никак не согласующиеся с научно-техническим уровнем знаний того времени. Н. Тесла уверенно заявлял, что люди, в том числе и он сам, – это автоматы, которым извне внушаются определённые указания, и они их затем выполняют. Свои «указания» он считал приходящими из эфира. Н. Козырев так прямо не выражался, но ещё со времени его заключения он поверил в существование Высших Сил, влияние которых на его судьбу и работу всегда ощущал. Не столь явно и масштабно каждый серьёзный учёный неоднократно сталкивался в своей деятельности с эффектами озарения или с интуицией при выборе путей ведения своих работ, нечто вроде «подсказок» извне. Появились утверждения физиологов, что такие вещи возникают в подсознании, которое как-то вырабатывает нужную информацию независимо от работы головного мозга. Якобы подсознание перерабатывает накопленный предыдущий опыт и формирует на этой основе возникающую информацию. Такая модель остаётся не понятой. Серьёзно обсуждать эти проблемы сегодня можно, только прибегая к метанаучным знаниям, что, конечно, не каждого устраивает. Тем не менее попробуем обратиться к надёжному метанаучному источнику, через который Елена Ивановна Рерих получила определённые знания об основных представлениях, на которых будет строиться наука будущего.
ГЛАВА 5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАУКЕ БУДУЩЕГО, ПЕРЕДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ Е.И. РЕРИХ 5.1. Истоки сведений о возможном будущем науки В первых двух главах книги речь шла о важных научных открытиях второй половины ХХ века, определивших новое видение природы и вызвавших мировоззренческий кризис в науке. На современном уровне научных знаний выход из кризиса представляется затруднительным. Возникло представление, что в развитии научных знаний достигнут рубеж, после которого потребуется существенная перестройка науки в целом. Без такой перестройки дальнейшее развитие знаний трудно себе представить. В третьей главе приведены начальные представления об источнике, из которого передаются людям (в частности, через Елену Ивановну Рерих) метафизические знания. Глубочайшие метафизические знания сама она получила после того, как приобрела способность активно участвовать на Земле в космическом творчестве. Опубликованы дневниковые записи Елены Ивановны Рерих, содержащие её беседы с Учителем, дающим пояснения к этим знаниям [23]. 23 ноября 1938 года Елена Ивановна записала: «Наука уже вступила в сферу познавания тончайших энергий и этим самым приобщилась к области метафизики. Правда, существуют общественные слои, которые ещё не преодолели гипноза атавизма и пугаются слова «метафизика», предполагая под ним нечто граничащее с колдовством и потому опасное для общественного благополучия! Но чем просвещённее человек, тем меньше поддаётся он всяким гипнозам, потому будем надеяться, что стоящие во главе проявят должное распознавание». А 12 ноября 1943 г. появилась такая запись: «Пополнение знания всегда полезно, но не слишком увлекайтесь уже немного устаревшими знаниями и учениями. Сейчас нужнее новый подход к науке. Нужно всем, и особенно учёным, расширить свои представления о Мироздании и о своём назначении в нём. Обыватели должны понять, что жизнь четверомерного человека в созданной им ограниченной трёхмерности должна закончиться, если он хочет эволюционировать. Некоторые учёные уже говорят о синтезе в науке, но как можно думать о синтезе знания без осознания и ознакомления с Миром Надземным, Миром Всеначальным? <…> Только расширенное сознание может сгруппировать собранные сведения в познание целых космических явлений. Все значительные открытия явились результатом синтетического обобщения, потому вы правы, думая о синтезе науки, будем поощрять всех стремящихся к истинному синтезу, к познанию Мира Надземного, Мира Высшего, где зарождаются и откуда приходят новые идеи». Невозможно не привести ещё некоторые записи из дневника Елены Ивановны, разъясняющие взгляды метафизики на особенности современной науки.
13 октября 1948 г. «Человек должен осознать, что не только его судьба, но и судьба планеты в его руках. Необходимо пробудить хотя бы некоторое понимание зависимости существования планеты от нравственного уровня её человечества. Казалось бы, от науки следовало бы ожидать очищения и просвещения сознания, но, увы, нравственность и биология остаются непонятым парадоксом. <…> Чудесные изобретения не применяются для возвышения и углубления понимания значения жизни. Такие аппараты, как радио, должны были бы заставить подумать о передаче мысли, но на деле это чудесное открытие служит прежде всего обману. Распадение атома приблизило к энергии всеначальной, но атомная бомба стала чудовищем, [порождением ада], служащим алчным и захватным целям. Где же решение? Нужно обратиться к НАДЗЕМНОМУ МИРУ. Следует воспринять его в полной реальности, только так можно остеречь безнравственного человека. Закон Кармы, или Причин и Следствий, должен быть усвоен со школьной скамьи. Как много должно быть совершено в этом направлении! Наука должна помочь. Наука должна проникнуть в глубины сознания».
31 августа 1950 г. «Люди так легкомысленно относятся к самому для них насущному вопросу их космического существования. Не задумываются о страшной зависимости от своей планеты и от космических сил с их благотворными или вредоносными влияниями на них. Казалось бы, уже пора начинать систематическое изучение таких взаимодействий и такой взаимозависимости космических сил с силами человека. Такие наблюдения и изучения значительно обогатили бы нашу жизнь новыми интереснейшими науками. И все тончайшие энергии получили бы новое должное им внимание и, главное, понимание их значения космического».
29 сентября 1950 г. «Будем надеяться, что физиология скоро установит связь человеческого организма с Космосом и будут подняты из праха науки вроде астрологии и алхимии и прочие познания тончайших энергий. Не отвергая прежних достижений, человечество сможет обновить жизнь. <…> Могикане во всех областях гонимого знания уходят во всех странах, ещё одна пятилетка – и перед нами может открыться пустыня знания. Вот почему необходимо готовить новые кадры, хотя бы малочисленные, которые могли бы охранить погибающее достояние многих тысячелетий». Елена Ивановна Рерих. Наггар, Индия. 1930-е И возвращаясь к записи в дневнике от 24 августа 1936 года, отметим ценное указание, характеризующее отношение Живой Этики к современной науке и к тому, что оторванность от неё большинства людей мешает правильному продвижению в будущее человечества: «С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира, и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и, в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мёртвой буквой, но прилагалась бы в жизни». Такое признание за наукой ведущей роли в формировании общечеловеческого культурного пространства не означает, что успешное её развитие, проходившее вплоть до наступившего современного мировоззренческого кризиса, сможет продолжаться в дальнейшем без перестройки самой науки, обеспечивающей её превращение в науку будущего. Представлениям о науке будущего посвящены разделы «Космологические записи» и «Изучение свойств человека» в книге [23].
5.2. Елена Рерих о науке будущего Указанные выше разделы книги Елена Ивановна Рерих начинает с изложения непростых сведений, касающихся разнообразных форм контактов Космоса с Землёй и с отдельными людьми, сознание которых доросло до понимания затрагиваемых тем. Этих вопросов касаться не будем, с ними следует знакомиться непосредственно по первоисточнику [23]. Начнём же с рассказа о некоторых дневниковых записях бесед с Учителем, в которых сообщается о событиях, неизвестных современной науке, но, без сомнения, представляющих большой интерес. Сообщается, что в 1941 году произошёл без участия человечества некий взрыв на полюсе (не сообщается, на Cеверном или Южном), который предотвратил грозную опасность для Земли. Была отодвинута гибель нашей планеты. В самом начале 40-х годов прошлого века появляется запись о металле уран и его опасных свойствах. Елена Ивановна писала: «Уран является предвестником грозной Силы. Мощная людская ненависть может стать взрывателем планеты… Насильственное деление Атома – явление противоестественное и полно опасности». Как записано далее, при исследовании распада атома урана физики обнаружили особые лучи, но исследователи не обратили на них должного внимания. В записях эти лучи получили название Лучи Y, они появляются только при распаде атома урана и обладают необычайной мощностью, проникая через все преграды. Но Лучи эти оказались настолько неуловимыми обычным методом, что стали казаться нематериальными, и потому к ним отнеслись с некоторым пренебрежением. В метанауке эти лучи считаются серьёзной Космической Силой. Космичность этих лучей понял только П. Капица. К этой записи имеется примечание современного специалиста, который пишет, что лучи Y оказались фотонами огромных энергий (Y-квантами) – иначе говоря, электромагнитным излучением с частотой, много выше частоты всех остальных видов электромагнитного излучения. Поскольку Y-кванты не несут на себе никакого заряда и обладают колоссальной энергией, их проникающая способность оказалась очень высокой. На шкале частот Y-лучи лежат далеко за пределами видимой человеком фиолетовой области спектра. С самого начала работ по получению атомной энергии Иерархи принимали меры, чтобы предотвратить преждевременное её открытие. Но в начавшейся Второй мировой войне «свободная воля» людей привела к созданию атомной бомбы, которая сразу же была использована в военных целях, что изменило наш современный мир. Возможно, это было предусмотрено, так как неизбежное более позднее открытие атомной энергии в более мощном виде при неизменной человеческой ментальности и при незнании всех последствий радиационного воздействия на живые организмы, какое было тогда, могло привести к всеобщей катастрофе. Ещё один пример из записей Елены Ивановны — существование металла под названием морий. Он содержится в руде осьмиридия и обладает особым качеством. Морий проявляется как субстрат для нового его применения, но и как новое вещество. Об этом, естественно, сообщается и в книгах Живой Этики, но тогда ничего подобного в указанном месте таблицы Менделеева не находили. И здесь к месту привести примечание специалиста, сделанное в наше время. К 40-м годам XX века учёным уже были известны все более-менее стабильные химические элементы от 1-го (водорода) до 92-го (урана). Элемента с названием морий среди них не было. После искусственного получения в 40-х годах радиоактивных трансурановых элементов (с порядковым номером больше 92) учёные долгое время считали, что никаких стабильных трансурановых элементов в природе не существует и никогда не будет открыто вследствие неустойчивости (очень быстрого распада) их ядер. Например, элемент с номером 104 живёт лишь доли секунды, а следующие за ним искусственно синтезированные элементы и того меньше. Однако 35 лет назад физики-теоретики выдвинули гипотезу о том, что в ряду неизвестных пока далёких заурановых элементов могут существовать «острова стабильности». Успехи физиков, достигнутые в последние годы, вплотную приблизили их к одному из этих «островов». Эксперименты по получению долгоживущих 114-го, 116-го и 118-го элементов, проведённые в 1998 году в Дубне и в 1999-2000 годах в Беркли, подтвердили идею о том, что в области трансурановых элементов существуют и, возможно, будут получены в ближайшие годы очень устойчивые элементы с большим временем жизни. Поиску таких устойчивых трансурановых элементов в природе посвятил более 10 лет жизни выдающийся советский учёный-ядерщик Г.Н. Флёров, но такой элемент им найден не был. Предполагая найти его в свинцовых рудах, он был уверен, что этот элемент будет иметь порядковый номер 114 и являться тяжёлым аналогом свинца. Эксперименты, проводимые сегодня группой учёных под руководством профессора Юрия Оганесяна в Лаборатории ядерных реакций им. Флёрова Объединённого института ядерных исследований в Дубне, а также построенная ими теория строения атомного ядра говорят, что таким «долгожителем», скорее всего, должен быть 108-й элемент – тяжёлый аналог осмия, а следовательно, искать его в природе нужно в осмиевых минералах или богатых ими метеоритах. Таких поисков сегодня ещё не проводили. Квантовая электродинамика предсказывает также, что если в природе существуют (или будут получены) элементы с достаточно большими порядковыми номерами, то они будут обладать уникальным свойством, которое проверить в эксперименте учёным пока не удалось. Оно заключается в том, что такие элементы, благодаря очень высокой концентрации электрического заряда ядра, будут порождать вблизи себя электрическое поле огромной напряжённости, в котором возможно спонтанное рождение из вакуума электрон-позитронных пар. Таким образом, под именем морий скрывается реальный, но пока не открытый трансурановый элемент с особыми свойствами, в полном соответствии с тем, что сообщено в дневниковой записи Елены Ивановны. В 40-х годах Е.И. Рерих отмечала фрагментарность современной науки. Она писала: «Необходимо обладать широким современным ознакомлением со многими областями Науки, чтобы понять полный смысл и значение определительных представлений, выявленных древними понятиями, такими как Начала, Элементы, Энергии и их свойства» [23]. В науке будущего она особо выделяла астрономию, которая станет одной из основополагающих наук, но с пересмотренными старыми понятиями. Астрономия станет наукой многомерного космоса, включающей изучение разных планов Бытия. Из древнего «Начала» в новую науку войдут такие понятия, как Беспредельность и сознание. «Беспредельность осознаётся как процесс вечного движения. Мы только и делаем, что осознаём или постигаем Беспредельность в этом движении, ибо живём этим движением и сами являемся этим принципом движения. Беспредельность выявляется нам в постоянной реализации нашего сознания. Эволюция духа и всего сущего есть постоянное раскрытие беспредельного продвижения в Бытии <…>. Беспредельность реализуется при постоянном росте сознания, не прекращающегося ни в одной из своих сменяющихся оболочек». Истина вмещает не только нашу видимую Вселенную, но также все другие существующие и грядущие Вселенные Беспредельности. Современные астрономы лишь приступают к получению представлений о механике иных солнечных систем, но в их изучении пока много пробелов: открыты только крупные планеты типа нашего Юпитера, но почти ничего не известно о присутствии и расположении в этих системах планет типа Земля. При этом намечается понимание того, что почти все открытые крупные планеты расположены не так, как в Солнечной системе, что указывает на иное построение и эволюцию таких систем. Существуют неясности о ближайшем будущем самой Солнечной системы. Среди астрономов ходят слухи, что к нам приближается новая неизвестная планета. А Учитель в 30-х годах прошлого века сообщил Елене Ивановне, что от Веги по направлению к нашей Земле движется новая Планета. При своём близком прохождении от Сатурна она вызовет на нём мощные взрывы, Сатурн будет выбит из своей орбиты и лишён своего блестящего кольца. Силой взрыва некоторые его планеты-спутники превратятся в осколки и как астероиды покинут Солнечную систему, покинет её и сам Сатурн. А новая Планета разместится в точке равновесия между Землёй и Венерой. Считается, что Сатурн оказывает тяжёлое воздействие на Землю, которое прекратится с его уходом, а Земля окажется под воздействием благодетельных лучей Новой Планеты. Из того же источника сообщено, что новой астрономии предстоит обратить внимание на приближающееся к нам Новое Солнце, которое займёт место в точке равновесия между притяжениями Сириуса и нашего Солнца. Лучи Нового Солнца усилят воздействие нашего Солнца – это ускорит эволюцию на Земле. Солнце – младший брат Сириуса. Сириус оказывает воздействие на Солнечную систему. Он имеет развитую систему пространственных тел, включающих несколько солнц-планет, находящихся на огромном расстоянии от него, маскирующем существующие связи. В отдалённом будущем, порядка многих тысячелетий, возникнут проблемы в связи с направляющейся к нам издалека гигантской кометой. «Она возникнет как Космический Знак, грозный и прекрасный. Но она может предстать и как Вестник конца нашего Мира» [23]. Предсказанные удивительные астрономические новшества предстоит увидеть и изучить последующим поколениям астрономов. Но обновлённая Астрономия – это только неотделимая часть будущей науки Строения Космоса, в которой проявлены три основы – Жизнь, Сознание и Мысль. В разделе «Изучение свойств человека», следующем в книге Елены Рерих [23] вслед за разделом «Космические записи», развёрнута подробная программа изучения этих трёх основ в науке будущего. С программой полезно ознакомиться современным учёным разных научных направлений, однако для этого следует обратиться к первоисточнику, поскольку любой упрощённый пересказ этой непростой программы нежелателен. Речь идёт о создании ряда новых институтов Природоведения, в которых должны быть созданы новые науки, дополняющие современную биологию. Например, Астрология, Астрохимия, Астробиология, Астрофизиология, Астропсихология. Новая наука о Психофизиологии Космоса и его венце творения – Человеке – станет самой важной областью в основной науке Строения Космоса.
5.3. Философские аспекты науки будущего Учение Живой Этики, иначе называемое философией космической реальности, содержит в себе систему познания, лежащую в основе науки будущего. Об этом доступно рассказано во многих статьях и докладах Людмилы Васильевны Шапошниковой со ссылкой на дневниковые записи Елены Ивановны Рерих, передающие её беседы с Высоким Учителем на эти темы. Сошлюсь на статью под названием «Космическое мышление и новая система познания» [29], которую рекомендую читателям для подготовки к восприятию основных представлений о том, какой ожидают видеть науку будущего представители Надземного Пространства. Итоги статьи Л.В. Шапошниковой сформулированы так: «Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысли Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких как наука, философия, религиозный опыт, искусство». Нам предстоит коротко остановиться на записях, содержащихся в [23], из которых складывается впечатление о философских и познавательных аспектах науки будущего. В предыдущем разделе уже приводилась цитата из книги Елены Рерих, в ней говорилось, что необходимо выяснить суть таких древних понятий, как Начала, Элементы и Энергии вместе с их свойствами. Ранее уже сообщалось, что понятие Беспредельность и связанное с ним сознание относятся к Началам. Наши представления о Беспредельности туманны и не во всём понимаемы. Но некоторые ассоциации на уровне нашего сознания возникают. Иногда говорят о беспредельности времени и пространства, но не в физике. Есть понимание того, что существуют состояния материи, при которых исчезает как понятие времени, так и понятие пространства. В частности, это происходит в периоды, когда отсутствует вещество. Но материя неуничтожаема – происходит лишь смена форм материи. «Материя вечна и становится атомной только периодически» [23]. В качестве одного из примеров рассмотрим изменяющиеся представления о возможном научном проникновении в глубины материи. Пока считалось, что Мир – это вещество в своих разнообразных формах – пределом его деления предполагались ещё не открытые атомы. Но далее наука ворвалась в микромир и постепенно пришла к заключению, что пределом деления вещества являются элементарные вещественные частицы трёх известных классов. Квантовая механика предпочла рассматривать эти частицы как точечные объекты. Точечность признать трудно, поскольку при этом достигается бесконечная плотность массы вещества, при которой физические законы перестают работать. Далее возникла теория суперструн (см. раздел 2.4.), оперирующая невещественными энергетическими объектами, струнами, тонкими энергетическими формами материи. На глубинах материи порядка 10-33 см, где существование вещественных форм материи невозможно, возникают струны, в зависимости от частоты колебаний они проявляются в качестве основы вещественных элементарных частиц. Так выясняется, что есть предельная глубина материи, ниже которой существование вещественной формы материи невозможно. Проявляются иные, тонкие формы материи, основа вещественных форм. Создаётся интуитивное впечатление о том, что существует Беспредельность деления материи вглубь. Глубже присутствуют ещё более тонкие формы материи, нам пока не известные, а отсюда следует вечное движение Беспредельности, и в таком движении важную роль играет достигнутый уровень сознания. Второе древнее понятие – Элементы. «Несомненно, элементы, как они определяются в настоящее время, не есть и не могут быть Первичными Элементами. Первичные Элементы зарождаются в глубинах изначального Огненного Тумана…» [23]. «Огненный Туман» – тончайшая огненная материя, предоснова всего сущего. Основные категории философии и метанаучной космологии – понятия Материи и Духа. Дух есть утончённая материя. Дух и вещество едины и различаются лишь дифференциациями состояний, но не сутью. «Представление чистого Духа как существа или бытия есть химера, гигантская нелепость! Материя неуничтожаема и единосущна с Духом. Лишённый материи, Дух не может проявить себя, следовательно, перестаёт существовать, становится ничем <…>. То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей – едино в Вечности как постоянная Причина, и не есть ни Дух, ни Материя, а То всё, что есть, было или же будет, всё То, что может представить себе человеческое воображение» [23]. Беспричинная Причина всего есть Абсолют, Единый, Неведомый. Философское понятие «Абсолют» обозначает всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Он мыслится как творческое Первоначало всего сущего. Познать Абсолют нельзя, но его можно осознать. Он вмещает понятие Непроявленного и Проявленного. Только Проявленный Космос может познаваться в беспредельном раскрытии. Непроявленный Космос находится вне Времени и Пространства, он не может быть познанным, но только осознанным. Осознание – это высшая форма познания, но это не является знанием. И далее: «Дух и материя суть две грани Непознаваемого Единства, и их видимые противоположные аспекты зависят от различных степеней дифференциации Материи и от степени сознания, достигнутого самим человеком» [23].
5.4. Представления об «эфире» и Энергии В современной физике различают две формы материи, присутствующие в изучаемой Вселенной, – вещество и физический вакуум. Открытая в конце прошлого века тёмная энергия также является невещественной формой материи и, судя по всему, входит составной частью в понятие «физический вакуум». В отличие от вещества, плотной формы материи, физический вакуум вместе с тёмной энергией представляют собой разновидность тонкой формы материи. В метафизике шире, чем в физике, проявляется понимание Реальности, условно названной эфиром, но без всякого отношения к сути этого термина, получившего распространение в прошлые времена. Елена Ивановна Рерих так определяет суть этого термина: «Эфир есть Источник и Причина всех сил. <…> Эфир в эзотеризме есть сама сущность Всеначальной энергии, и поэтому Универсальному посреднику, состоящему из многих посредников, обязаны все проявления в вещественном, психическом и духовном мирах». Субстанция Огня – материя ещё более тонкого качества, нежели эфир. Огненная субстанция – сгущённая энергия, а Огненная энергия — первооснова всего Сущего и является вечной на всём Пространстве. Это Всеначальная энергия. Мироздание предстаёт как Монолит, спаянный Всеначальной энергией. Всё живёт, всё движется, и сама Всеначальная энергия проявляет ранее не усмотренные качества. Во всём Пространстве наблюдается вихревое вращение, которое всегда спирально. Человек является носителем Огненной энергии в её высшем проявлении, получившем название Психической энергии [23]. Как видим, в 40-х годах ХХ века в явном виде в метакосмологии присутствует знание открытой в недавнее время в астрономии тёмной энергии под условным названием «эфир» и её роли в новом видении Мира. А также существование различных ступеней более тонких форм материи, не известных науке сегодня. Согласно понятию Беспредельности, энергия должна иметь свою, ещё более тонкую форму материи, пока совершенно не понятую нами. Науке предстоит включить в сферу своих интересов и такую тонкую форму материи, как Дух со всеми его проявлениями. Остаётся рассмотреть, как современная наука соотносится с переданными нам через Е.И. Рерих метанаучными знаниями, касающимися понятия Энергии. Современная физика пока не дала общепризнанного определения «энергии». К концу ХХ века ещё незавершённая теория суперструн немного приоткрыла загадку сути энергии. Из глубин материи, из сферы, занимаемой тёмной энергией (на глубинах планковской длины 10–33 см), рождаются размерные элементарные сгустки энергии, вибрирующие с разными частотами, которые не являются вещественной формой материи, но в зависимости прежде всего от частоты колебаний составляют основу всех разновидностей вещественных элементарных частиц. Иначе говоря, основой вещественной формы материи является тонкая форма материи, названная энергией. Как видим, метафизика обладает знаниями, которые расширяют современные научные представления об энергии. Энергия и вещество – это эквивалентные термины, объединённые понятием «материя» в самом общем представлении. Наука напряжённо ищет первооснову образования Миров. Метафизика подсказывает, что такой первоосновой является Огненная субстанция, сгущённая Всеначальная энергия. Она не может быть уничтожена, но многие энергии сливаются или вытекают из единой Всеначальной Энергии. Отсюда справедливо утверждение, что наш материальный Мир – это Энергетический Мир. Высшим проявлением такой энергии в человеке предстаёт Психическая энергия. В современной науке близко к пониманию Психической энергии подошёл в 20-х годах прошлого века Владимир Иванович Вернадский. Имеет смысл привести цитату из [30], раскрывающую его представление об этой важнейшей жизненной энергии. «Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия – биохимическая энергия (термин введён Вернадским в 1925 году. — Р.Р.) – охватывает всю биосферу и определяет в основном её историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет её геологическое значение». И далее: «Эта новая форма биологической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурой биохимической энергии, является той формой биологической энергии, которая создаёт в настоящее время ноосферу. <…> Такая форма энергии связана с психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с появлением разума. <…> Его проявление смогло выразиться в виде геологической силы только в наше время, когда Homo sapiens охватил своею жизнью и культурной работой всю биосферу. У человека эта форма биологической энергии, связанная с разумом, с ходом времени растёт и увеличивается. <…> Этот рост связан, возможно, с ростом самого разума, но, главным образом, с уточнением и углублением его использования, связанным с сознательным изменением социальной обстановки, и, в частности, с ростом научного знания. <…> Разум есть сложная социальная структура, построенная как для человека нашего времени, так и для человека палеолита, на том же самом нервном субстрате, но при разной социальной обстановке, слагающейся во времени. <…> Можно считать, что в пределах 5-7 тысяч лет, всё увеличиваясь в темпах, идёт непрерывное создание ноосферы и прочно, в основном без движения назад, но с остановками, всё уменьшающимися в длительности, идёт рост культурной биохимической энергии человечества». Всё сказанное – это только введение в те метанаучные знания, которые получены Еленой Ивановной от Учителя и представлены как основы науки будущего. Наши возможности в полной мере познать и принять такие знания ограничены современным уровнем развития сознания учёных, не говоря уж о том, насколько низким уровнем сознания обладает значительная часть всего человечества, далёкого от научных знаний сегодняшнего дня. Отсюда важнейшая задача человечества – расширение сознания, подъём духовности, овладение в доступной форме современным научным знанием, прежде всего новыми представлениями о Мире, в котором мы существуем и частью которого являемся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное состояние жизни на Земле носит явно выраженный кризисный характер. В Природе происходят нарастающие со временем катаклизмы, приносящие серьёзные разрушения и гибель большого числа людей. В человеческом сообществе растёт напряжённость, угрозы серьёзных конфликтов между отдельными странами и народами, между разными группировками людей внутри каждой страны. Господствует ощущение грядущих глобальных перемен, вплоть до назревающего ухода людей нынешней пятой человеческой формации, которую сменит шестая формация. Человечество будет отличаться от нынешнего уровнем своего сознания, духовности и даже иной физической структурой тела. На смену Человеку Разумному приходит Человек Духовный. В развитии человечества наступает переход к Новой Эре. В тяжёлых условиях перехода к Новой Эре особая роль принадлежит семье Рерихов, и прежде всего Елене Ивановне Рерих. От Учителей ей поручена задача формировать основу Шестой человеческой расы, что она успешно выполняла на своём жизненном пути. Она передала людям метанаучные знания, содержащиеся в Учении Живой Этики. Метанаука, излагаемая в книгах Живой Этики, расширяет современные научные знания. В дополнение к этому в дневниках Елены Рерих содержатся мысли о науке будущего, как она видится Высшими Учителями. Из всего вышесказанного следует, что грядёт перестройка науки. Это не значит, что вычёркивается всё то, что накоплено человечеством в процессе своего развития. Для решения новых задач должно произойти изменение формы мышления, необходим переход к космическому мышлению, необходимы иные методологии научных исследований, поскольку в областях науки, изучающих новые представления о Мироздании, как правило, невозможно использовать существующие экспериментальные методики. Вполне возможно, что основным источником новых знаний станет их прямое получение из Высших Хранилищ. Выдаваться будут знания, необходимые в творческой деятельности людей, проходящей не только на Земле, но и в космическом пространстве. Сейчас для большинства людей важно благополучно пройти стадию перехода и вступить в Новую Эру. Это потребует от каждого серьёзных усилий, ведь предстоит основательно расширить своё сознание, а некоторым ещё и изменить свою врождённую ментальность, достичь более высокого уровня духовности. Возможно, такое недостижимо за одно нынешнее поколение людей. Но время не ждёт, а впереди предстоят очень ответственные испытания.
Моя глубокая благодарность моему другу Константину Карапетяну, завершающему в настоящее время аспирантуру в Германии, за прочтение черновика книги и сделанные замечания, облегчающие её чтение в отдельных трудных местах.
Литература 23. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. — М.: МЦР, 2000. С. 5-40. 24. Учение Живой Этики. Община. 1926 г. — М.: МЦР, 1994. 25. Шапошникова Л.В. Земной творец космической эволюции, http://www.icr.su/rus/about/direction/director/doklad_09/index.php?print=yes. 26. Тесла Н. Лекции. — Самара: Издательский дом «Агни», 2008. — 312 с. 27. Маринчич А. Никола Тесла. – Дневник Колорадо-Спрингс, 1899-1900, http://ntesla.at.ua/news/2009-07-04-11. 28. Козырев Н.А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении. — Пулково, 1958. 29. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Культура и время. — 2003. — №3/4 (9/10). — С. 24-42. 30. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М.: Наука, 1977. |